К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Новикова И.Н.1, Желтякова М.В.2, Инашвили С.Я.3
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г. И. Носова, старший преподаватель кафедра Бизнес Информатики и Информационных Технологий, преподаватель информатики МОУ Гимназия №18 г. Магнитогорска
2ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г. И. Носова, студентка
3ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г. И. Носова, студентка

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с включением в программы обучения ВУЗа по направлению подготовки «Педагогическое образование» компетенций в сфере инклюзивного образования. Обоснована актуальность подготовки кадров для работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлены дисциплины, изучаемые в ВУЗе, которые затрагивают вопросы работы в инклюзивной среде. Выделены психологические особенности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, волонтерство, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инклюзивная среда, инклюзивное образование, инклюзия в различных дисциплинах, интернаты, коррекционные школы, образовательный процесс, обучение и воспитание детей-инвалидов, психологические особенности, совместное обучение, физические способности, формирование компетенций у будущего преподавателя


ON THE QUESTION OF THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR WORKING IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL SPHERE

Novikova I.N.1, Zheltyakova M.V.2, Inashvili S.Ya.3
1Magnitogorsk State Technical University, senior lecturer, Department of Business Informatics and Information Technologie, IT teacher for Gymnasium №18 of Magnitogorsk
2Magnitogorsk State Technical University, student
3Magnitogorsk State Technical University, student

Abstract
This article discusses issues related to the inclusion in the curricula of the university in the direction of preparation "Teacher education" competence in the field of inclusive education. The urgency of training to work with disabled children and children with disabilities. Presented disciplines studied at the university, which affect the work in an inclusive environment. Highlighted the psychological characteristics of children with disabilities and children with disabilities.

Keywords: adaptation of children with disabilities, boarding schools, children with disabilities, co-educational, correctional schools, disabled children, educational process, formation of the competences of a future teacher, inclusion in various disciplines, inclusive education, inclusive environment, physical abilities, psychological characteristics, training and education of children with disabilities, volunteering


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова И.Н., Желтякова М.В., Инашвили С.Я. К вопросу подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13200 (дата обращения: 23.02.2024).

В современном обществе концепция инклюзивного образования вызывает затруднения у преподавателей при работе с детьми с ограниченными возможностями. Многие дети имеют различные заболевания: речевые нарушения, нарушения коммуникации, двигательные нарушения, трудности социализации и т.д. Такие дети чувствуют себя обделенными, и им сложно обучаться. Они не могут не обращать внимания на свои физические недостатки и психологические травмы [1]. Однако, каждый человек, независимо от его физических и психологических возможностей имеет право на образование. Государство обязано гарантировать доступ к качественному образованию для всех учеников. Оно должно удовлетворять основным потребностям учеников при обучении в образовательных учреждениях.

На сегодняшний день, миллионы детей  продолжают   испытывать неудобство в получении образования во всем мире. Например, в России по данным статистики Министерства здравоохранения РФ  число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями составило 545 тысяч человек, из них 12,2% проживают в учреждениях-интернатах, в которых они обучаются. Представлена статистика численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в России за 6 лет.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с физическими и психическими отклонениями. Эти заболевания подтверждены психологической, медицинской и педагогической комиссиями и препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Безусловно, существуют коррекционные школы, в которых с «особыми» детьми занимаются педагоги, специализирующиеся в какой-либо узкой области (глухонемые, слепые дети и т.д.).

Актуальность проблемы обучения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов отражается в нормативных документах[2], [3], [4], [5].

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями могут обучаться и в специализированных школах, и в обычных. Для лучшей адаптации таких детей в обществе, им нужно обучаться в общеобразовательных школах. Обучение детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми, благоприятно влияет на их адаптацию в социуме. Благодаря этому, уменьшается вероятность психологических расстройств детей-инвалидов, они реже вспоминают про свои «особенности» и развиваются практически наравне с остальными детьми.  Инклюзивное образование можно рассматривать как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.

Не навредит ли здоровым детям совместное обучение с детьми с ОВЗ? Будет ли приобретение новых знаний детьми без ограничений здоровья неполноценным из-за параллельного обучения? Проведенные исследования не показали замедления в развитии детей без специальных ограничений. И, опросы, проводимые с родителями и учителями, вовлеченными в содержащие образования, показывают, что дети без ограничений здоровья положительно отзываются о совместном обучении с детьми-инвалидами.

Ответственность за образование инвалидов в общеобразовательных школах возлагается на преподавателей. Они должны быть подготовлены и компетентны в вопросах работы с детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами. Однако при подготовке будущих учителей на занятиях в ВУЗе не уделяется должного внимания вопросам инклюзии, не рассматриваются дисциплины, подготавливающие учителей к возможной встрече с детьми-инвалидами.

Особую значимость для педагога имеет сформировавшиеся у него нравственные качества личности, такие как чувство ответственности, долга, справедливости, ориентация на общечеловеческие ценности, независимость суждений и т.д. Только при наличии нравственных убеждений педагог может способствовать развитию духовных и гражданских качеств, правильного мировоззрения у своих учеников [6].

Будущим учителям следует уделить особое внимание изучению психологических особенностей детей-инвалидов самого юного, дошкольного и подросткового возраста. По направлению подготовки «Педагогическое образование» студентами изучаются такие предметы как: педагогика, психология, анатомия. В программе этих предметов должны присутствовать темы, посвященные изучению проблем, развитию и особенностям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями[7].

Также в содержание программы по предметам, направленным на изучение личности, необходимо включить работу с эмоциями и стрессовыми состояниями. Полезным будет и включение в программу принципов подготовки и усвоения методов работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и родителями детей, не имеющих таких ограничений, с целью формирования у тех и других толерантных установок во взаимодействии, терпимости и т.д.

Существуют  педагогические специальности с различными профилями. Это может быть профиль информатики, математики или экономики. Независимо от выбранного профиля, преподаются предметы, которые обучают будущих педагогов работе с детьми. Общим для всех профилей является  предмет «Методика обучения…». На этом предмете можно познакомиться: с различными методиками преподавания; с тем, как лучше провести урок и на что акцентировать внимание; какие формы обучения являются наиболее эффективными; какими средствами пользоваться для достижения поставленных целей.

Успешная работа педагога в условиях инклюзивного образования возможна через диалогические формы взаимодействия. К ним относятся:  диалоги, дискуссии, беседы, конференции, групповые обсуждения, деловые игры, брейн-ринги, мозговые штурмы и многое другое. Соревновательные формы работы использовать нежелательно, поскольку они могут спровоцировать конфликты, обвинения в адрес друг друга у детей с разными индивидуальными особенностями.

Для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями, преподавателю важно привлечь их в активное участие в культурных и просветительских мероприятиях в школе и за ее пределами. Это позволит расширить сферу общения детей с ограниченными возможностями здоровья с другими участниками образовательного процесса: учениками, учителями, родителями [8].

При подготовке будущих учителей в рамках учебной программы должны быть включены как новые дисциплины, так и отдельные темы связанные с работой в инклюзивной среде. Приведем в таблице примеры дисциплин учебного плана направления «Педагогическое образование».

Таблица 1. Изучение инклюзии в различных дисциплинах

Наименование дисциплины

Вопросы, рассматриваемые в дисциплине отражающие инклюзию
Анатомия

 

Физическое развитие «особых» учеников. В чем проявляются особенности. Причины и факторы, способствующие их возникновению и развитию.
Психология

 

Психогенные особенности формирования личности. Психологическое развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Психология поведения детей в инклюзивной среде. Учет психологических факторов, влияющих на развитие этих детей.
Педагогика

 

Воспитание и социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в современном обществе. Методы, формы и средства обучениядетей с ограниченными возможностями.
Культурология Укрепление единства, согласия и оптимизации взаимодействия между детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми без каких-либо ограничений в классе. Человек в современной культуре. Формирование личности «особенного» ребенка в классе.
Социология Роль детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в обществе. Социальное взаимодействие, социальные отношения. Предотвращение конфликтных ситуаций в классе, где обучаются дети-инвалиды. Формы взаимодействия детей в классе.
Методика преподавания информатики Моделирование предметного содержания учебной деятельности для лиц с ОВЗ.

Разработка различных  методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Информационные технологии в образовании Использование ресурсов Интернет в обучении «особых» детей» [10]. Организационные ресурсы сети Интернет: блогосфера, социальные сети, форумы. Мониторинг на электронно-информационных порталах [9] . Использование электронных ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме занятий в ВУЗе, будущие учителя должны самостоятельно исследовать проблемы и особенности развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Актуально проводить конференции, защиты проектов, научные проекты.

На наш взгляд, является целесообразным часть практики будущих учителей отводить на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями в  специализированных учреждениях. Например, в коррекционных школах и интернатах. В городе Магнитогорске расположено 7 коррекционных школ и интернатов. В них обучаются с возможностью проживания дети-инвалиды (слабослышащие, слабовидящие, глухие, немые, глухонемые, с плохой координацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата и многими другими отклонениями).Помимо обучения в этих школах дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями получают помощь, заботу и должное внимание от студентов волонтерского движения «По зову сердца». Оно организовано Магнитогорским Государственным Техническим Университетом им. Г. И. Носова в 2013 году. Волонтеры оказывают помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, регулярно организуют мероприятия и благотворительные акции внутривузовского и городского масштаба в помощь детям с ОВЗ, посещают коррекционные школы и интернаты.

ВУЗ, обучая студентов по педагогическим направлениям, должен дать базовые знания по работе с детьми с ограниченными возможностями, чтобы каждый будущий учитель был готов столкнуться с таким ребенком. Содержание образования в вузе позволяет качественно формировать у будущего учителя компетенции в области инклюзивного образования.


Библиографический список
  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Волгоград, 2012. 256 с.
  2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.12.2010 №2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  5. Распоряжение правительства РФ от 15.10.2012 №1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»
  6. Сиротюк А. С.Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. Москва, 2014. 128 с.
  7. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
  8. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф./Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ,2011. -С. 386 -390.
  9. Макашова В.Н., Макашов П.Л. Совершенствование подготовки студентов ВУЗА направления «Бизнес-информатика» на основе применения бизнес-симуляторов.В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII междунар. науч.-практ. конф.. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 573-577.
  10. Макашова В.Н.Старков А.Н.Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии: практикум. -Магнитогорск, 2011.-188 с.
  11. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. Разинкина, В. Н. Макашова,3. М. Уметбаев, И. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.


Все статьи автора «Желтякова Маргарита Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: