Уровень качества образования определяется по результатам двух взаимосвязанных процессов – диагностики и мониторинга.
Очень часто мониторинг качества образования отождествляют с понятием диагностики. Но все же их стоит различать.
«Диагностика – это установление, изучение и оценка полезных свойств, характеристик и признаков качества, определяющих состояние рассматриваемого объекта или явления, для выяснения причин этого состояния (путем определения факторов, способствующих или препятствующих повышению этого качества), для определения потенциальных возможностей влияния на это состояние, а также для предсказания отклонений по выбранным параметрам с целью принятия обоснованных педагогических действий и управленческих решений, направленных на выявленные причины» [6, c. 27].
«Мониторинг определяется как организованное наблюдение за контролируемым процессом путем отслеживания по определенной методике значений, выбранных для контроля параметров и сопоставления их с заранее определенными (в виде нормы и/или шкалы) допустимыми (приемлимыми) значениями» [6, с. 31].
Таким образом, педагогический мониторинг мы определяем как структуру, состоящую из сбора, хранения, обработки и распространении информации о работе и развитии образовательной организации (или ее структур), позволяющая непрерывно наблюдать за ее состоянием, оценку эффективности достижения поставленной цели и прогнозирование ее развития.
Вообще говоря, осуществление мониторинговых исследований предусматривает прохождение пяти последовательных этапов:
1) определение целей, подготовка плана проведений исследования;
- постановка цели мониторинга;
- выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация;
- определение формы и объема мониторинга, времени на его разработку и реализацию;
- указание возможных потребителей информации;
- определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.
2) разработка инструментария;
Инструментарий должен давать возможность сбора необходимой информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемой образовательной системы. Для каждого критерия предполагается выработка системы показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия.
Общие требования к показателям состоят в следующем:
- максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов;
- возможность использования в практике управления;
- простота и надежность определения.
Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения (по Ю.А. Конаржевскому):
- эффективность и действенность внутришкольного управления;
- эффективность и действенность инновационной работы;
- состояние и продуктивность методической работы;
- состояние и действенность качества преподавания;
- состояние работы с родителями;
- уровень воспитанности учащихся;
- состояние здоровья и физического развития учащихся;
- состояние посещаемости учащимися учебных занятий;
- взаимодействие с внешней средой;
- уровень развития учащихся, успеваемость, качество знаний.
Для оценки уровня развития каждого критерия необходима разработка показателей, характеризующих его наличие. Показатели лягут в основу инструментария, позволяющего отслеживать развитие данного критерия, т.е. осуществлять его мониторинг.
Возможные показатели выполнения проверочных работ учащимися в ходе мониторинга качества обучения:
- процент учащихся, справившихся с работой («выполнил работу», «прошел тест»);
- средний процент верного выполнения всех заданий работы или группы заданий, выделенных по некоторому признаку ( например, заданий по некоторому разделу, теме);
- ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий;
- среднее число верных ответов на все задания работы или на некоторую группу заданий;
- ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий в зависимости от состояния факторов;
- процент верного выполнения каждого задания;
- процент отсутствия ответа на задание и проценты выбора каждого из неверных ответов, предложенных к нему).
3) сбор информации;
4) обработка и анализ полученных результатов;
5) написание отчета и рекомендаций
Главная сфера применения результатов мониторинга – управление, а оно направлено на повышение эффективности управляемой системы. В связи с этим выработка рекомендаций по результатам мониторинга – важнейший этап его осуществления.
В условиях развития информационных технологий, а значит и необходимостью информатизации образовательного процесса встает вопрос о том, что традиционные методы проведения мониторинга качества образования в школе необходимо использовать с применением информационных средств. Нынешний уровень развития информационных технологий позволяет провести мониторинг на любом этапе образовательного процесса, с применением различных информационных средств, быстро, качественно, наглядно и с мгновенной обработкой результатов и отображения их в виде графиков, схем, диаграмм или таблиц.
При проведении мониторинга необходимо учесть, что его итоги позволяют построить работу в образовательном учреждении с учетом личностных качеств учащихся и всестороннего развития ребёнка.
Мониторинг качества образовательного процесса в школе является одним из основных факторов повышения эффективности этого процесса. В условиях обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику очень важно корректно провести качественный и количественный анализ их знаний и умений. Такой анализ является сложной многофакторной зависимостью с большим числом переменных.
Проведение подобного анализа часто требует больших затрат сил и времени на проведение статистических расчетов. Оценивание качества обучения с использованием компьютерных технологий позволяет значительно сократить время и трудозатраты анализа и повышает информативность результатов.
Данные о качестве обучения удобно накапливать и обрабатывать стандартными компьютерными средствами. На этапе апробации и накопления данных можно использованы электронные таблицы Microsoft Excel. Они доступны даже начинающим пользователям, имеют мощные средства обработки и визуального представления информации. Использование компьютера дает также возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Помимо использования возможностей офисных программ в мониторинге качества образовательного процесса могут быть использованы специализированные программные комплексы, предназначенные для решения широкого круга задач.
Например, интерактивная система оценки качества знаний VOTUM. С ее помощью преподаватель может быстро и эффективно провести контроль знаний учащихся на любом этапе обучения. При этом работа ведется в форме тестов, опросов, соревнований, что позволяет стимулировать общественно полезную деятельность на уроке, обеспечить наличие успеха у каждого учащегося.
Различные формы тестовых заданий позволяют подойти к проверке качества обучения с учетом индивидуальных особенностей детей, а удобность и быстрота данной формы работы способствует установлению связей сотрудничества между учащимися и учителем.
В итоге работы данной интерактивной системы каждый ученик получает результат сразу по окончании работы, а учитель по собранным результатам может наметить пути движения с каждым учеником в образовательном процессе.
Для реализации мониторинга качества обучения необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Универсальным средством оценки качества обучения является анкета. Анкета как шкалированная модель объекта исследования должна отражать основные свойства объекта, быть компактной, лаконичной, а ее смысловое содержание не должно выходить за пределы компетенции экспертов, ее использующих. Использование шкалированной анкеты позволяет производить математическую обработку данных, получать принципиально новую обобщенную информацию, пригодную для целей управления, основанном на принципе гуманизации и гуманитаризации. Компактность анкеты позволяет избежать необоснованных трудозатрат при проведении оценок и обеспечить технологичность процесса измерений. Одной из таких анкет является анкета качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и А.И. Севрук.
Библиографический список
- Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В.А. Беликов. – Москва: Академия Естествознания, 2010. – 340 с.
- Берестенева, О.Г., Марухина О.В. Известия Томского политехнического университета, вып. 6, том 306, 2003. – с. 106 – 112.
- Дихтяренко, О.В. Организация мониторинга на уроке как средство повышения качества преподавания [Электронный ресурс] / О.В. Дихтяренко. – Режим доступа: http://school8.tomsk.ru
- Павлова М.П. Основные требования и этапы мониторинга образования [Электронный ресурс] / М.П. Павлова. – Режим доступа: http://zdorovayashkola.ru/monitoring/etap/
- Савва Л.И., Маминов С.В. Мониторинг качества школьного образования в современных условиях / Л.И. Савва, С.В. Маминов // Инновации в современном мире: сб. статей Межд. Научн.-практ. конф. . – Москва: РИО ЕФИР, 2015. – 74, С. 54-57, 55с.
- Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих: Основные положения и подходы. – Москва: РАГС, 2002. – 52 с.
- Филимонова, И.В. Мониторинг качества образования на муниципальном уровне в аспекте гуманизации [Электронный ресурс] / И.В. Филимонова. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/3298297.html