Введение
Вопросы совершенствования государственного управления региональным развитием направленных на создание единого социально-экономического пространства страны актуализируют аспекты анализа дифференциации социально -экономического развития регионов России.
Для освещение основной картины дифференциации социально-экономического развития региона на современном этапе, а также оценки действующей политики государства в данной области, из соответствующей федеральной целевой программы “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 – 2010 годы и до 2015 года)”[1] (далее – Программа) выделим некоторые основные экономические показатели, целевые индикаторы которых, обозначены в ожидаемом результате, а также конечных целях самой Программы:
- ВРП на душу населения;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника;
- среднедушевые денежные доходы населения;
- доля населения за чертой бедности.
Методы.
Для непосредственной оценки различий по показателям социально-экономического развития между отстающими и наиболее развитыми регионами, воспользуемся децильным коэффициентом дифференциации, применяемый в статистике, который будет исчисляться как отношение минимального значения макроэкономического показателя у 10 регионов, имеющие наибольшее значение этого показателя с 10% регионов, имеющие наименьшее значение данного показателя. C учетом децильного коэффициента дифференциации, отдельно проанализируем разрыв в социально экономическом развитии регионов по каждому экономическому показателю.
Результаты.
Показатель ВРП на душу населения является довольно универсальным, дающий представление об эффективном использования капитала региона и о среднем уровне материального благосостояния граждан региона, вне зависимости, от того, откуда оно происходит, либо из наличия богатых природных ресурсов, либо от высокой эффективности их использования.
Таблица 1. Межрегиональная дифференциация в России по ВРП на душу населения
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Децильный коэффициент |
3,8 |
3,1 |
3,1 |
3,2 |
3,6 |
3,8 |
3,4 |
3,3 |
3,1 |
3,0 |
3,5 |
4 |
3,8 |
3,8 |
На основании данных Росстата[2], в таблице 1 представлен расчет показателя коэффициента дифференциации, который демонстрирует во сколько раз различается валовый региональный продукт на душу населения между 10% регионов, имеющие наибольшее значение этого показателя с 10% регионов, имеющие наименьшее значение данного показателя. Как мы видим, за последние 13 лет ничего не изменилось, при этом, показатель с 2005 г. сокращался и к 2009 г. достиг минимума, составил в 3 раза. Но активная фаза мирового экономического кризиса, отразившаяся на России в 2009 – 2011 гг. негативно повлияла на регионы и показатель резко повысился, достигнув значения 3,5 раза в 2010 г. и своего пика в 4 раза в 2011 г. Для сравнения, децильный коэффициент межрегиональной дифференциации по ВРП на душу населения в США на уровне 1,5 раза, что является адекватным уровнем, в отличии от России, где данный показатель выше в 2 раза, чем в США.
В соответствии с целями Программы, ВРП на душу населения у 2010 должен был сократиться в 2 раза и в рамках децильного коэффициента, различия должны были составить в 1,9 раза, но сократились, с поправкой на кризис, в лучшем из годов, до 3,0 раза в 2009 г. на 21%. По соответствующему показателю цели не были достигнуты, бюджетное финансирование теоретически шло на сокращение дифференциации, но фактически использовались в целях ее не углубления.
Показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника (далее – средняя зарплата) является статистическим показателем, оправляющий средний уровень оплаты труда работников по полному перечню организаций региона, это один из основных показателей социально-экономического развития региона, оценивающий эффективность деятельности органов власти в регионе.
В таблице 2, на основании статистических данных, представлен расчет уровня дифференциации регионов по средней зарплате. Стоит отметить, что за период 2000-2013 года номинальная зарплата в целом по стране выросла примерно в 7,5 раза с 2,2 тыс. руб. до 29,8 тыс. руб., что является определенной заслугой политики государства. В 2000 г. межрегиональная дифференциации была довольно значительной, постепенно сократилась.
Таблица 2. Межрегиональная дифференциация в России по среднемесячной номинальной заработной плате (2000 – 2013 гг.)
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Децильный коэффициент |
3,6 |
3,3 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,6 |
2,6 |
2,8 |
2,6 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
Так, в 2000 г. средняя зарплата в 10% самых высокооплачиваемых регионов превышала зарплату в 10% самых низкооплачиваемых регионов в 3,6 раза, но уже к основному отчетному периоду по целевой Программе в 2010 г. этот показатель уменьшился на четверть и составил 2,6 раз, хотя по плану сокращение должно было быть на уровне в 1,5 раза, а не на четверть процентов, но тенденция более уверенная, чем с уровнем ВРП на душу населения. В целом, сокращение дифференциации произошло за счет уменьшения темпов роста зарплат в наиболее высокооплачиваемых регионах и увеличению темпов в низкооплачиваемых.
Например, в Республике Дагестан, где самые низкие зарплаты, ежегодный рост составил 28%, а в наиболее оплачиваемом регионе – Ямало-Ненецком автономном округе, ежегодный рост был на уровне 19%.[7] Стоит отметить, что Дагестан, как сельскохозяйственный регион, в котором четверть населения занято в сельхоз отрасли является дотационным, финансирование в основном идет на поддержание соответствующей профильной отрасли и индексации заработной платы работников. можно сделать вывод, что тенденция сокращения уровня дифференциации в среднемесячной заплате среди регионов происходит не из-за ускоренного экономического развития профильных отраслей региона, а счет их бюджетного финансирования. Политика межбюджетного выравнивания по данному показателю давала определённые успехи, но начиная с 2010 года наблюдается боковой тренд, по которому можно судить, что потенциал такого выравнивания исчерпан.
Таблица 3. Межрегиональная дифференциация в России по среднедушевым денежным доходам населения (2000 – 2013 гг.)
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Децильный коэффициент |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
2,9 |
3,0 |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
Показатель среднедушевых денежных доходов населения является формой статистического выражения дифференциации населения по уровню материального благосостояния среди регионов.
В таблице 3 представлен соответствующий расчет дифференциации по показателю среднедушевых денежных доходов населения. По данному критерию наблюдается устойчивое снижение дифференциации, так с самого максимального показателя в 2000 г. в 3,4 раза произошло сокращение на 40% до уровня в 2,1 раза в 2011 г. В частности, например, в 2000 г. если уровень зарплаты на душу населения города Москвы превышали самого бедного региона Республики Ингушетия в 13 раз, то соответствующее отставание сократилось до 6,1 раза, то есть 47%, что подтверждает децильный показатель дифференциации.[8] Как и в случае с среднемесячной номинальной зарплатой сокращение происходит, в основном, благодаря увеличения среднедушевых доходов в наиболее отсталых регионов, за счет бюджетных трансфертов. Произошла индексация заплаты госслужащих, работников бюджетной сферы в среднем в 3 раза.
По данному показателю также не достигнуто планируемого результате по Программе, при плановом сокращении дифференциации в 2 раза, по факту, сокращение произошло на 40%. Дальнейшее плановое достижение уровня 2015 г. в 3 раза, навредили достижимо, при наблюдающемся боковом тренде с 2011 года.
Также отдельным образом стоит отметить показатель уровня бедности, то есть численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В ФЦП “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 – 2010 годы и до 2015 года)” при осуществления межбюджетной политики, ожидаемым результатом должно было стать сокращение доли населения за чертой бедности, на 15% в 2010 г. и на 25% – 2015 г. В целом по стране в 2000 г. численность бедности составляла долей в 29% от численности населения страны, а в 2010 доля сократилась на 56% и составила 12,5% населения страны. То есть, с наиболее отрицательным явлением как бедность, государству удается успешным образом бороться опережающими темпами, что является позитивной фактом.
Обсуждение.
Проанализируем в качестве примера территории опережающего развития Свердловскую область как наиболее сбалансированную экономику, сочетающую в себе достойный уровень жизни населения и высоко диверсифицированную экономику.
Свердловская область – это крупнейший региона Урала, занимающий северную половину Уральских гор. Площадь области 194307 .
Население по состоянию на 2015 год составило 4 327 611 человек. Город Екатеринбург является административным центром области, а также всего Уральского федерального округа, и позиционирует себя как центр Евроазиатского пространства, ведь сама область характеризуется достаточно выгодным расположением.[5] Транссибирская магистраль является главным перекрестком транспортных артерий, которая соединяет Европу и Азию, это третий по величине транспортный узел России. Сегодня этот экономически развитый регион аккумулирует высокий уровень деловой, общественной и культурной активности. В совокупности экономика Свердловской области была и остается «экономикой
индустриального типа», традиционно являясь локомотивом промышленного производства России, на долю которого приходится более 50% производимой в России продукции данного типа.
В 2013 году рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» опубликовала отчет о показателях социальной сферы в регионах, по которому Свердловская область занимает 5 позицию среди субъектов РФ по отношению денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, уступая Ненецкому АО, г. Москве, Ямало-Ненецкому АО, Республике Татарстан, опережая Московскую область..[4]
Данный показатель означает, что в Свердловской области в 2,85 раза денежные доходы населения превышали стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе, при среднем уровне в 2,1 раза и минимальном 1,14 раза. Показатель позитивно сказывается на покупательной способности населения в Свердловской области.
В интегрированном рейтинге (социально-экономического положения регионов, который строился на основе агрегированных групп показателей, характеризующую социальную, экономическую и бюджетную сферу, агентство присвоило Свердловской области 6 место (интегральный рейтинг – 63,3), уступив Москве (80,6), Санкт-Петербургу (74), Ханты-Манскийскому АО (71), Тюменской (70,8) и Московской области (67,3), при этом, опередив достаточно сильных регионов: Республику Татарстан (62,4) и Ямало-Ненецский АО (61,5).[4]
Также агентством присвоено очень надежный рейтинг уровнем «АА» по облигационным выпускам, охарактеризовав регион как надежный, с низким уровнем долговой нагрузки при высокой обеспеченности бюджета собственными доходами, высокий уровень экономического развития и собираемости налогов.[6]
Такой экономический успех региона непосредственно связан с активной политикой региональных властей по стремлению к диверсификации экономики региона. По данным Росстата, на 2013 по объему ВРП регион занял 6 место с показателем в 1,586 трлн рублей. Темп роста по сравнению с данными 2012 года составил 6,83%, а с начала 2002 показатель вырос на 217,21%.[3] ВРП Свердловской области составляет 2,8% от общероссийского показателя. Важно отметить, что ядром экономики каждого субъекта РФ должна быть бездефицитная отрасль специализации. Так в Свердловской области основную долю в структуре валового регионального продукта занимает отрасль промышленности – 33%, затем идет торговля – 22%, транспорт и связь – 12%. В 2013 году на организации промышленного типа приходилось 75,7% от объема отгруженной продукции крупных и средних предприятий, обеспечивает занятость
29,1% рабочего населения области.[9] В самой же структуре промышленности особенностью является преобладание базовых отраслей черной и цветной металлургии и машиностроительного сектора. На металлургическое производство и производство готовых металлургических изделий приходится 46,2% от всей отрасли промышленности Свердловской области, в структуре ВРП доля составляет 13,2% (за 2012 год). На машиностроительный комплекс – второй по значимости после металлургии приходится доля в 22% от всей структуры промышленности региона, в структуре ВРП доля составляет 8,5% (за 2012 год).
Фактически, на основе приоритетной специализированной отрасли выстроена смежная отрасль машиностроения, которая состоит не только из предприятий «Уралмашзавод», НПК «Уралвагонзавод», основных заводов ВПК, доставшихся с советского периода, но и таких подотраслей машиностроения: для химической и нефтяной промышленности, энергетическое, атомное и специальное, металлургическое, горношахтное и горнорудное, железнодорожное машиностроение, производство машин и оборудования для строительно-дорожной отрасли, производство подъемно-транспортного оборудования, также промышленность: электротехническая и электронная, ракетостроительная и авиокосмическая, медицинская (в т. ч. медицинское приборостроение), станкостроительная и инструментальная промышленность и др.
Такой диверсифицированный спектр машиностроительной отрасли нельзя выстроить без активной инвестиционной политики региона, так, например, региональные власти предоставляют всевозможные государственные гарантии, а также субсидии организациям промышленного комплекса по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, реализующие инвестиционные проекты; субсидии предприятиям на затраты по внедрению в производство новых или значительно усовершенствованных продуктов и технологических процессов, а также субсидии по возмещению затрат на
НИОКР предприятий.
Таким образом, на примере конкретного субъекта Федерации выстраивается пример политики по развитию региона, основанной на стремлению к диверсификации экономики, выстраивания социальной сферы и привлечению инвестиций.
Заключение
Отсутствие положительной динамики дифференциации регионов в уровне социально-экономического развития свидетельствует о недостаточной действенности государственной политики в сфере выравния различий. К факторам низкой действенности можно отнести недостаточность бюджетного финансирования, неэффективную политику местных властей, коррупцию, экономические угрозы в виде кризисов, т. д.
Библиографический список
- Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 “О федеральной целевой программе “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)”: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/183843/#block_1000#ixzz3ZZ4MQwAG
- Валовой региональный продукт на душу населения. Федеральная служба государственной статистики «Регионы России. Социально-экономические показатели – 2013 г.»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_14p/Main.htm
- Портал территориального органа Росстата по Свердловской области: [Электронный ресурс]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/
- Правительство РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/department/239/about/
- Правительство Свердловской области: [Электронный ресурс]. URL: http://www.midural.ru/100034/
- Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013: [Электронный ресурс]. URL: http://2020strategy.ru/2020
- Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций.Федеральная служба государственной статистики «Регионы России. Социально-экономические показатели – 2013 г.»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_14p/Main.htm
- Среднедушевые денежные доходы населения. Федеральная служба государственной статистики «Регионы России. Социально-экономические показатели – 2013 г.»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_14p/Main.htm
- Инвестиционный портал Свердловской области. Приоритетные отрасли. URL: http://invest.midural.ru/priority_branches