К ВОПРОСУ О ФОРМАХ И МЕХАНИЗМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ)

Ерофеев Андрей Александрович
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
В статье рассматриваются причины кризисных явлений в современном жилищно-коммунальном хозяйстве и пути повышения эффективности его работы. Раскрыты возможные варианты механизмов привлечения инвестиций в эту отрасль, мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности ее отдельных элементов. Показаны основные направления и состояние инвестиционной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга.

Ключевые слова: водоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиция, коммунальная инфраструктура, социально-экономическая сфера, энергетические ресурсы


TO THE QUESTION OF WAYS AND MECHANISMS TO ATTRACT INVESTMENTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES (FOR EXAMPLE, THE MUNICIPALITY OF YEKATERINBURG)

Yerofeyev Andrey Aleksandrovich
Ural State Economic University
Graduate student of the Department of State and Municipal Management

Abstract
This article discusses the causes of the crisis in modern housing and communal services and ways to improve its efficiency. Disclosed possible frameworks to attract investment in this sector, measures to increase the investment attractiveness of its individual elements. The basic directions and the state investment policy in the sphere of housing and communal services of the city of Yekaterinburg.

Keywords: housing and communal services, investment, municipal infrastructure, the socio-economic sphere, water and energy resources


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ерофеев А.А. К вопросу о формах и механизмах привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбург) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12782 (дата обращения: 29.02.2024).

В последние десятилетия, в связи с возросшими темпами строительства  нового жилья в городах, жилищно-коммунальное хозяйство  требует к себе  повышенного внимания муниципальных образований. Объясняется это тем, что практически за весь предыдущий советский период и в конце 1990-х гг. потребности этой отрасли финансировались за счет государства. На смену прежней модели расчётов за услуги по социально низким ценам с большей долей государственной поддержки,  пришла новая –  с участием населения и характеристиками рыночного характера – самоокупаемостью, конкурентоспособностью, привлекательностью для частного капитала и т.д.  С учетом того, что жилье стало не только объектом купли-продажи, но используется и как финансовый инструмент (объект спекуляции), произошли сокращение бюджетного финансирования и переадресация затрат по содержанию коммунальной инфраструктуры на население. В этих условиях одной из актуальных проблем в социально-экономической сфере является предоставление потребителям качественных услуг, что связано с необходимостью повышения эффективности работы ЖКХ.

Состояние современных российских городов, где проживает более 70% жителей страны и обеспечение благоприятных условий для деятельности населения,  непосредственно зависит от уровня состояния ЖКХ. Качественное снабжение жилищного, производственного и транспортного  фонда  водой, теплом, электроэнергией, благоустройство территорий требует пристального внимания, прежде всего, органов местной власти. В частности, это касается поиска источников финансирования и выделения значительных объемов финансовых средств и ресурсов на эту отрасль.

В настоящее время причинами кризисных явлений в ЖКХ  в основном являются не только устаревший жилой фонд и изношенные коммуникационные сети, зачастую требующие полной замены, но и слабое финансирование отрасли из государственного бюджета. Как следствие из-за  отсутствия доступа  организаций ЖКХ к долгосрочным инвестиционным ресурсам происходит неуклонный  износ основных фондов, а реконструкция и совершенствование коммунальной инфраструктуры  нередко осуществляется за счет повышения тарифов и увеличения стоимости услуг. Таким образом, качественное  управление объектами коммунальной сферы и жилым фондом  затруднено, в первую очередь, из-за недостатка финансовых средств.

Эффективность управления системой ЖКХ муниципальных образований зависит от  налаженного взаимодействия с инвестиционными организациями. В современных условиях как жилищно-коммунальной отрасли в целом, так и каждому отдельному жилищно-коммунальному предприятию в частности, необходима диверсификация источников финансирования с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития.

Для привлечения финансовых средств в  жилищно-коммунальное хозяйство необходимо, чтобы оно было привлекательно для инвесторов и позволяло бы им осуществлять устойчивую хозяйственную деятельность, окупая свои вложения. В первую очередь, отрасль может быть привлекательна для инвесторов постоянной востребованностью услуг, устойчивостью спроса, наличием гарантированного сбыта. Это подтверждается тем, что в России постоянно увеличивается объем жилищного фонда (2000 г. – 2787 млн. кв.м. общей площади жилого фонда, 2014 г. – 3229 млн. кв.м.) [1]. Также на привлечение частного капитала может оказать влияние использование механизмов по сбережению энергоресурсов за счет применения современного оборудования и технологий, централизованного оснащения домов и квартир приборами учета и экономии воды и электроэнергии.

Возможные варианты механизмов привлечения инвестиций в ЖКХ определены  спецификой данной отрасли. При этом критериями выбора в каждой конкретной ситуации должно стать привлечение необходимых инвестиций и минимизация  роста тарифов. В частности, к таким механизмам на сегодняшний день можно   отнести:

1. Аренду основных фондов, являющихся муниципальной собственностью.

2. Концессии, через системы ВОТ (Build (строительство), Operate (эксплуатация), Transfer (передача)) и BOOT (Build (строительство), Own (собственность), Operate (эксплуатация)  и Transfer (передача)).

3. Приватизацию основных фондов по принципу  BOO (Building (строительство), Operation (эксплуатация), Own (собственность)).

4. Бюджетное финансирование.

5. Облигационные займы.

С применением этих экономико-правовых схем у инвестора, как правило,  возникает право собственности либо общая долевая собственность на объект капитальных вложений.[2]

Однако, следует учитывать, что привлечение инвестиций может быть затруднено наличием рисков, которые во многом обусловлены социальной значимостью услуг, спецификой отрасли, характером взаимоотношений между производителем и потребителем услуг, неразвитостью рыночных отношений. Среди них можно выделить тарифный, законодательный, политический, социальный, финансовый, инфраструктурный, инвестиционный риски.

В целях повышения инвестиционной привлекательности структурных элементов жилищно-коммунального хозяйства,  как правило,  реализуются следующие мероприятия:

- проводится инвентаризация и технический аудит объектов ЖКХ, что позволяющее определить их реальное состояние с целью формирования инвестиционной программы и оценки инфраструктурных рисков;

- разрабатываются  планы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, включая инвестиционные программы муниципальных предприятий, дающие инвесторам возможность  окупать свои вложения;

- создаются программы  постепенного вхождения в коммунальное хозяйство частного бизнеса;

- разрабатывается эффективная система учета обязательств потребителей коммунальных услуг для соблюдения платёжной дисциплины;

-  формируется система преференций для инвесторов.

Немаловажное значение в современных условиях приобретает  наличие  в отрасли ЖКХ конкуренции, которая стала необходимой для преодоления негативных последствий монополизма отдельных организаций. Для этого органы местного самоуправления могут применять такие формы, как:

- муниципальный заказ на обслуживание жилищно – коммунальных объектов;

- создание на основе договоров системы расчетов за оказание жилищно – коммунальных услуг;

- привлечения для  работы организаций с различными  формами  собственности

на равноправной основе  и т.д.

Таким образом, несмотря на то, что бизнес-процессы в жилищно-коммунальной сфере во многом характеризуется определенной сложностью и рискованностью,  все же они являются привлекательными для инвесторов. При этом роль органов местного управления заключается в формировании выгодных для всех сторон условий привлечения средств в отрасль, так как благодаря участию частного бизнеса возможно снижение нагрузки на бюджет, повышение качества услуг и уменьшение их себестоимости.

Город Екатеринбург лидирует в Уральском регионе  по количеству привлеченных институциональных инвесторов, включая инвестиционные компании и фонды инвестиций. Большой потенциал  имеет здесь и малый бизнес.

Направления текущей инвестиционной политики города отражены в «Стратегическом плане развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 г.», утверждённом решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 67/30 [3]. Одной из основных задач этого проекта  является увеличение капиталовложений в экономику г. Екатеринбурга за счет усиления его инвестиционной привлекательности. Для достижения этой цели были определены магистральные направления, включая законодательное обеспечение, создание Экспертного инвестиционного совета с участием представителей органов самоуправления, кредитных организаций, консалтинговых компаний и отраслевых экспертных бизнес-советов и др.     Выполнение этой программы призвано значительно улучшить  ситуацию   в экономике города и благотворно повлиять в  том числе,  и на сферу ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство г. Екатеринбурга – сложное образование, включающее множество объектов инженерной инфраструктуры: предприятия, организации, представляющие услуги водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, канализации, органы управления. Весь этот комплекс требует к себе повышенного внимания  органов власти и управления. Так, например, только по сетям водоотведения можно отметить, что магистральные коллекторы были заложены в 30-е и 60-е годы XX века.  Поскольку  часть из них возводилась из железобетона (15% от общей протяженности сетей)   их изношенность составляет  от 70% до 100%. Остальная часть сетей водоотведения выполнялась из керамических (33%), чугунных (29,5%) и асбоцементных (19%) труб. По состоянию на 2014 г. более половины  коммуникаций имеют износ свыше 70%, причем 38% (407 км)  из них – 100%.[4]

Техническое состояние  разводящих и потребительских сетей и сооружения водоподготовки главного предприятия в системе водоснабжения и водоотведения г. Екатеринбурга МУП «Водоканал»   не обеспечивают соблюдения необходимых нормативных требований по поставке качественной питьевой воды

Для решения этих задач необходимо проведение  мероприятий  по организации плановых ремонтов, реконструкции существующих сетей,  насосных станций и т.д.

Являясь крупным потребителем энергетических ресурсов, г. Екатеринбург испытывает острую необходимость в срочной модернизации энергетической системы.

В 2005 г. был принят «Генеральный план развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года». Наряду со строительством новых жилых домов, объектов производственного назначения и социальной инфраструктуры, в нем предусмотрено значительное снижение потребления населением холодной воды  (на 30- 40%) и расхода тепловой энергии  (на 20 %) [5].

Сложившаяся ранее схема управления водоснабжением  и отоплением жилых зданий г. Екатеринбурга формировалась без учета установки  домовых и квартирных приборов учета воды и электроэнергии. А Водоснабжение снабжение водой осуществляют организации, экономические интересы которых, нередко, не согласованы.

Для обеспечения притока инвестиций в ЖКХ органам местного самоуправления следует стремиться к формированию единой социальной и финансовой политики, руководствуясь «Планом действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций» разработанным Правительством Российской Федерации от 22 августа 2011 года (№ 1493-р) [6].

Проблема привлечения инвестиций для стратегического направления модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Екатеринбург» решается   путем  частно – государственного партнерства. Так, с начала 2014-го года в г. Екатеринбурге реализуется государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года», утвержденная  Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г.( № 1330-ПП) [7].

На сегодняшний день в Екатеринбурге из четырех  инвестиционных программ, две выполнены и две находятся в стадии реализации. Причем, в каждой из них применялись свои  формы и методы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ.

Программа «Развитие системы централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга на период с 2009 по 2013 годы»  ставила задачи по обеспечению подключения новых объектов недвижимости к тепловым сетям путем их строительства. Для ее реализации было необходимо привлечение финансовых средств в размере 2 640 млн. руб. Финансирование программы осуществлялось путем оплаты за подключение к тепловым сетям,  и краткосрочных банковских кредитов с процентной ставкой 12% годовых (общая сумма заемных средств  составила 131 212 млн. руб. без учета платы за кредит). [8]

Инвестпроект  «Развитие электрических сетей ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2010-2012 годы»  предусматривал подключение новых потребителей к электрическим   сетям и предоставление дополнительной мощности существующим путем строительства, расширения и модернизации электросетей рассчитанных на мощность (110/10 кВ.). Источником  финансирования программы являлась плата за подключение к электрическим сетям, краткосрочный банковский кредит с процентной ставкой 14% годовых (320 млн. руб.), облигационный займ  на 1000 млн. руб. (с выплатой купона 2 раза в год) и  лизинг 264,8 млн. руб. [9]

Финансовые потребности инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал») на 2006-2015 годы» обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации услуг водоснабжения и водоотведения.Это достигается через  часть надбавок к потребительским тарифам и платы за подключение к инженерно-техническим сетям, что в итоге за весь период  должно составить 11,7 млрд. руб. [10]

Программа “Развитие системы теплоснабжения ЕМУП “Тепловые сети” на период с 2009 по 2013 год” была ориентирована на  подключение новых  потребителей к системе теплоснабжения с учетом снижения  себестоимости. Финансирование осуществлялось за счет платы за подключение к сетям теплоснабжения и  надбавок к тарифам на товары и услуги ЕМУП “Тепловые сети”. С учетом налога на прибыль и процентов по кредитам сумма средств на реализацию Инвестиционной программы составила  2577,43 млн. рублей.[11]

Таким образом, инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство города осуществляются путем кредитования, повышения тарифа на соответствующую коммунальную услугу и введения так называемой «инвестиционной составляющей». При таких формах  инвесторами выступает население муниципального образования и  сам орган местного самоуправления.

Привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга с помощью использования форм государственно-частного партнерства пока  используется недостаточно.

Согласно данным исследования проведенным электронным журналом «Сити-менеджер» в 2014 г., в отношении 12 российских городов-миллионников по комплексной оценке деятельности органов местного самоуправления и оценке полноты реализации полномочий городских властей в инвестиционной сфере г. Екатеринбург  занимает не последнее место.

В городе действуют программы долгосрочного социально-экономического развития и финансового планирования, внедрены механизмы корректировки и мониторинга  стратегии развития города с широким участием местного сообщества, но  до сих пор отсутствует четкая инвестиционная стратегия.

Уровень  финансовой поддержки сферы развития  инвестиционной сферы имеет среднее значение, что обусловлено недостаточно ориентацией на целевую группу. Невысокий показатель прямого участия органа самоуправления в инвестиционном развитии города обусловлен сложившимся порядком распределения полномочий между государственными и муниципальными органами власти. Низкие значения показателей  организационной и методической помощи, снижения уровня административных барьеров, а также информационного и нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса свидетельствуют о недостаточной работе органа местного самоуправления.


Библиографический список
  1. Чистик О. Статистическое исследование условий жизни жителей российской Федерации// Вестник Самарского государственного экономического университета 2014, № 10 .С.73-75
  2. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Высшая школа экономики, 2010. 215 с.
  3. Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водооьведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализациооного хозяйства (МУП «Вожоканал» на 2006-2015 годы.- «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2006, №  114. С.. 14
  4. Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водооьведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализациооного хозяйства (МУП «Вожоканал» на 2006-2015 годы.- «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2006, №  114. С.. 14
  5. Генеральный план развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года.//   http://ekb4.info/text2/reshenie221.htm
  6. План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций. Правительство Российской Федерации от 22 августа 2011 года № 1493-р. http://docs.cntd.ru/document/902296083
  7. Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года» // http://ekb4.info/zakonodatelstvo5/postanovlenie350.htm
  8. Инвестиционная программа “Развитие системы теплоснабжения ЕМУП “Тепловые сети” на  период с 2009 по 2013 годы”//http://docs.cntd.ru/document/819064154
  9. Инвестпроект  «Развитие электрических сетей ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2010-2012 годы». // http://www.ural-region.net/bsverd/positey/watchkklfw1/spag4.htm
  10. «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2006, №  114. С. 14
  11. Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2008 N 49/61 “Об утверждении инвестиционной программы «Развитие системы теплоснабжения ЕМУП «Тепловые сети» на период с 2009 по 2013 годы» http://sverdlovsk.newscity.info/docs/sistemsw

 

 



Все статьи автора «Ерофеев Андрей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: