Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре – одна из неразработанных практик современного профессионально-педагогического знания, фасилитирующего формирование совокупности компетенций, детерминированных стандартом современного профессионально-педагогического образования (студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование»), т.к. выбора учебной и учебно-методической литературы на текущий момент для подготовки студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» нет.
Система профессионально-педагогического образования в многовариативной практике определения и решения задач современного образования должна реализовать научно-педагогическое исследование в структуре изучения каждого курса современной педагогики, т.к. именно научная работа педагогов повышает качество и возможности определения и решения задач современной педагогики в модели профессиональных отношений и саморазвития педагога [1], где профессионально-педагогической культуре в модели продуктивного становления педагога должно отводиться должное место и роль [2].
Специфика изучения курсов современной педагогики определяет последовательность «Практическая педагогика» – «История педагогики и образования» необходимым условием формирования личности педагога-профессионала. В модели продуктивного становления педагога педагогическое моделирование реализует условия качественного выявления и решения задач развития личности обучающегося [3], где выделяются две составные современного образования – адаптивная и акмеверифицированная составляющая педагогической деятельности [4].
В модели профессионально-педагогического развития и становления педагога система детерминируемых условий [5-12] верифицирует особенности развития будущего педагога в выборе направления социализации и самореализации, определяемых в системе непрерывного профессионального образования. Для этого попытка качественно превысить результаты самостоятельной работы студента-педагога [13-14] отражается в практике формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося [15-16], которая в свою очередь в процессе формирования верифицирует качество саморазвития и самореализации личности обучающегося в выборе приоритетов решения задач развития личности и сотрудничества личности и группы.
Качество и возможности современного обучения тем выше, чем лучше был учтен выбор вида обучения и условия развития обучающегося, включенного в активный поиск условий и механизмов продуктивного самовыражения, продуктивной социализации, продуктивной самоорганизации, продуктивного решения задач образовательного и межличностного генеза. Для этого изучение современных видов обучения в историко-культурном анализе появления и применения [17] обеспечивает планомерную корректировку развития личности педагога в верификации постановки и решения задач развития личности и системы профессиональной подготовки.
Специфика изучения педагогических дисциплин и курсов по выбору [18-20] должна учитывать особенности адаптивного и акмеверифицированного знания, где учету нормального распределения способностей и здоровья уделяется должное внимание, которое предопределяет выбор педагога в определении и решении задач продуктивного становления. Не исключение и курс «История педагогики и образования», интерес к которому не так хорошо формируется традиционными способами изучения педагогической дисциплины, т.к. чтение, анализ и пересказ в коллективном познании основ истории педагогической науки зачастую дезадаптирует студент-педагога, определяя перспективу неучастия в решении задач и продуктивном самовыражении личности в модели многомерного развития и саморазвития.
Учебное пособие [21] – одно из решений организации современной практики продуктивной самостоятельной работы, где в классической форме представления типов тестовых заданий «А», «В» и «С», где последнему типу заданий отводится роль связующего звена и ресурса самостоятельного поиска студента-бакалавра в выборе оптимальных моделей верификации качества профессиональной подготовки. К сожалению, работа [21] не имеет вариантов тестовых заданий для студентов-педагогов, имеющих специальные потребности в образовании. Этот опыт педагогической практики необходимо реализовывать в современном образовании, т.к. на факультетах физической культуры обучаются студенты-инвалиды, занимающиеся параолимпийскими видами спорта. При учете данного направления подготовки педагогов будет реализован принцип равного доступа инвалидов к образовательным ресурсам и профессионально-педагогической подготовке.
Специфика подготовки будущих педагогов по учебному пособию [21] дает свои результаты – это совокупность научно-педагогических публикаций, написанных в соавторстве с педагогами и единолично [22-44], данные публикации были написаны на факультете физической культуры НФИ КемГУ за последний учебный год (2014/2015 уч. год) студентами заочной формы обучения, которые занимались по технологии системно-педагогического моделирования. Все студенты заочной формы обучения справились успешно с освоением курса «История педагогики и образования».
Студенты НФИ КемГУ факультета физической культуры очной формы обучения обучались по другой технологии, не адаптированной к системе и практике обучения на факультетах физической культуры, в результате 15 человек из 46 человек общего количества очной формы обучения были не аттестованы, а это 32,6 %.
Теория и практика верификации качества современного профессионально-педагогического образования обязывает определять условия развития личности студента в модели учета возможностей и способностей личности и социума верифицировать практику продуктивной самореализации личности в модели ведущей деятельности и досуга.
Необходимость разработки программно-педагогического сопровождения курса «История педагогики и образования» не взывает сомнения, т.к. именно в структуре верификации идей преемственности и изменчивости педагогической практики определения и решения задач профессионально-педагогических отношений и развития личности обучающегося может быть получен качественный результат развития системы непрерывного профессионально-педагогического образования, заслуги которого незаслуженно принижаются в непрофессиональном понимании педагогической подготовке учителя.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
- Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Свинаренко В.Г., Горбунов А.Н., Кузнецов А.П. Некоторые аспекты детерминации и изучения корпоративной культуры в структуре поиска оптимальных условий ее формирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 (37). С. 11-14.
- Свинаренко В. Г., Коновалов С. В., Козырева О. А. Специфика и дидактические возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции (Воронеж, 29 мая 2015г.) Т. 1 ; под ред. С. Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С. 217-221.
- Свинаренко В. Г. Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в условиях непрерывного профессионального образования // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды XVIII Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ; под общ. ред. М. В. Темлянцева. – Новокузнецк : изд-во СибГИУ, 2014. С. 142-145.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура в ресурсах самоидентификации и самореализации личности педагога // Образование, наука, транспорт в XXI веке: опыт, перспективы, инновации : сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Самара – Оренбург, 15-16 апреля 2014 г.) [Текст] : / редкол.: Н. П. Фефелов [и др.]. – Самара – Оренбург: СамГУПС, ОрИПС – филиал СамГУПС, 2014. С. 195-198.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февр. 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Абдрашитов Н. В. Особенности исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 123-124.
- Аболина А. А. Специфика детерминации понятийного аппарата будущими педагогами по физической культуре в курсе «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.3-4.
- Агалаков А. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 5 сентября 2015 г.). Екатеринбург : Аэтерна, 2015. С.139-140.
- Басалаева А. В., Зубанов В. П. Уровневое построение изучения дидактического материала курса «История педагогики и образование» как продукт современного профессионально-педагогического знания // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.110-112.
- Бокова Е. В., Криулькин И. В., Завьялова Я. Е. Профессионально-педагогический кейс тренера по регби как ресурс историко-статистических данных // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 января 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.193-194.
- Буева М. Н. Некоторые особенности уточнения качества продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» будущими учителями физической культуры // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.59-60.
- Буцыкина Л. Э. История спортивной школы в модели самореализации личности обучающегося и тренера // Символ науки. 2015. №5. С.192-194.
- Воронин В. А. Некоторые особенности моделирования понятийного аппарата современной педагогики в структуре изучения основ исторического подхода // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.14-16.
- Грачева С. С. Возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах исторического подхода // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.102-104.
- Домкина О. А. Возможности исторического подхода в определении основ педагогического взаимодействия // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.130-131.
- Евдохин В. В. История и возможности участия обучающихся начальной школы в научно-практических конференциях «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» // Символ науки. 2015. №5. С.203-206.
- Захаров А. В., Бойкова И. В. Специфика изучения курса «История педагогики и образования» в модели подготовки педагогов-бакалавров // Современные проблемы инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 сентября 2015 г.). Казань : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.55-56.
- Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Качество изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практич. конфер. (Уфа, 8 авг. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 74-76.
- Оруджова А. В. Возможности и специфика моделирования дидактического теста в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.82-84.
- Остраницын И. И. Некоторые особенности использования исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогической науки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. статей Междун. научно-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.163-164.
- Перминова Н. А. Дидактическое тестирование в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.164-166.
- Полтинникова Е. В. Моделирование дидактического теста в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.58-60.
- Радостев А. Н. Исторические нюансы выявления педагогических условий социализации и самореализации подростков, занимающихся спортом // Эволюция современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 июня 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.218-220.
- Хусайнов Р. Ш. Некоторые аспекты педагогического моделирования в изучении историко-педагогического наследия образовательного учреждения // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.177-179.
- Шалашов М. О. Некоторые особенности реализации принципа историзма в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 мая 2015 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.205-207.
- Якушева И. М. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения исторического подхода // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 30 апр. 2015 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.168-170.
- Яремчук М. А. Особенности дидактического тестирования в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 июня 2015г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.181-183.