СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: АУТПЛЕЙСМЕНТ

Маслова Надежда Валентиновна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
старший преподаватель кафедры экономики и управления

Аннотация
в статье рассмотрены особенности аутплейсмента - современной технологии управления человеческими ресурсами. Раскрыта суть видов аутплейсмента: открытого и закрытого. Определено позитивное влияние данной технологии на деятельность предприятия. Определены критерии выбора кадрового агентства - поставщика услуги аутплейсмента.

Ключевые слова: кадровые технологии, персонал-технологии, технологии управления человеческими ресурсами, управление человеческими ресурсами, человеческие ресурсы


THE MODERN MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES: OUTPLACEMENT

Maslova Nadezhda Valentinovna
St. Petersburg humanitarian University of trade unions
senior lecturer of the department of economics and management

Abstract
The article describes the features of outplacement - modern technology of human resource management. The essence of outplacement types: open and closed. Defined by the positive impact of this technology on the activities of the company. Defines by the criteria selection of personnel agencies - service provider of outplacement.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Маслова Н.В. Современные технологии управления человеческими ресурсами: аутплейсмент // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12230 (дата обращения: 22.02.2024).

Одним из важнейших умений успешного руководителя является умение правильно увольнять сотрудников.

Увольнение – стрессовая ситуация для обеих сторон: как для руководителя, так и для работника. Чтобы смягчить последствия увольнения, многие западные, а сегодня их опыт перенимают и российские компании, используют технологию мягкого и лояльного увольнения – аутплейсмент.

Аутлейсмент (в переводе с английского – трудоустройство увольняемых) – процедура корректного, лояльного, мягкого увольнения сотрудников, предполагающая помощь в их последующем трудоустройстве. Данная социально-ориентированная технология управления персоналом широко распространена  на Западе: ее используют более 80 процентов западных компаний.

В практике российских компаний аутплейсмент используется относительно редко. Результаты крупномасштабного исследования российского рынка аутплейсмента, в котором приняли участие 1200 респондентов и 450 компаний, проведенного международным кадровым агентством Kelly Services, показали, что в 51 % компаний респондентов произошли различные организационные изменения, повлекшие за собой сокращения персонала, но только лишь в 14% случаев была применена услуга аутплейсмента [4].

Аутплейсмент используется, как правило, в случаях вынужденного массового сокращения численности сотрудников  компании,  в результате реорганизации предприятия либо иных организационных изменений.

Применение аутплейсмента в системе управления человеческими ресурсами положительно сказывается на деятельности компании, в частности [1; 2]:

  • формируется благоприятный имидж компании как работодателя;
  • забота об увольняемых сотрудниках предупреждает возникновение негативной социально-психологической атмосферы в рабочем коллективе, повышает лояльность работающих сотрудников к компании;
  • применение аутплейсмента позволяет сократить издержки, связанные с расторжением трудового договора[1], а также снизить риск юридических осложнений, то есть избежать возможных судебных разбирательств;
  • в период кризиса компании часто вынуждены сокращать численность работников, в этом случае мягкое увольнение несет потенциальную возможность впоследствии заново привлечь уволенных сотрудников, имеющих ценный опыт работы на предприятии;
  • при применении аутплейсмента работодатель может быть в большей степени  уверен в неразглашении бывшим сотрудником ценной информации о компании.

Государственное стимулирование применения аутплейсмента в крупных компаниях способствует сокращению безработицы и снижению социальной напряженности в обществе.

Существует два вида аутплейсмента [1; 2]: открытый и закрытый.

Открытый аутплейсмент – услуга по предоставлению помощи в трудоустройстве работникам, которые знают, что их увольняют. Открытый аутплейсмент применяется при массовом сокращении производственного персонала либо сокращении линейных и функциональных руководителей (низшего и среднего уровня управления).

В данном случае проведение политики мягкого увольнения осуществляется двумя способами, один из которых – пользование услугами сторонней организации (кадрового агентства), другой – использование внутренних ресурсов, то есть силами HR- отдела.

Аутплейсмент входит в перечень предлагаемых услуг многих кадровых агентств, которые обладают ресурсами и опытом для оказания помощи в трудоустройстве увольняемым работников. Компания, обращаясь к внешнему исполнителю,  уходит от ряда проблем, поскольку поиск работы, психологическая и консультационная поддержка ложатся на плечи консультантов агентства. Кадровые агентства имеют ряд разнообразных программ по процедуре увольнения и специально подготовленных консультантов, которые облегчат переговоры с персоналом, подготовят увольняемых работников к выходу на рынок труда без негативных чувств, к новым возможностям и максимально быстрому трудоустройству.

На российском рынке нет стандартов услуги аутплейсмента и ее предлагают любые кадровые агентства , независимо от имеющегося опыта и квалификации. Поэтому при принятии решения о необходимости проведения программы аутплейсмента компания должна тщательно выбирать поставщика услуги и ориентироваться на действительно значимые критерии, к которым можно отнести:

  • опыт, профессионализм и личность консультанта, который будет реализовывать проект. Нацеленность на результат, умение зарядить оптимизмом участника программы, найти нужные контакты  и вакансии – залог успешной и эффективной программы аутплейсмента;
  • стоимость услуги. Хотя в России на настоящий момент нет унифицированных расценок на услуги аутплейсмента и  сравнивать компании по данному критерию сложно, при ориентации на стоимость услуги важно учитывать, что стоимость профессионального консультанта не может быть ниже определенного уровня;
  • наличие сертификата на оказание услуг аутплейсмента. Ряд крупных международных агентств в России имеют международные сертификаты на оказание подобного рода услуг, что позволяет им использовать международные разработки в этой области.

Услуги аутплейсмента могут входить в функциональные обязанности HR – отдела организации. В этом случае HR- специалисты разрабатывают программы аутплейсмента, которые включают в себя [2; 5]:

  • информационную поддержку (предоставление консультаций по вопросам поиска работы, состояния рынка труда и т.д.);
  • психологическую поддержку (на этапе трудоустройства);
  • техническую поддержку (например, предоставление оргтехники);
  • практическую помощь (составление резюме, рекомендательных писем, характеристик и т.д.).

Программа аутплейсмента должна быть гибкой,  не должна и не может быть стандартной:  ее содержание важно адаптировать с учетом специфики рынка труда, сферы деятельности, опыта и личных особенностей кандидата.

Одним из видов аутплейсмента является так называемое «закрытое» увольнение, то есть это увольнение ничего не подозревающего работника высшего уровня управления,  от которого по каким-либо причинам хотят избавиться. Увольнение неугодного руководителя связано с определенным риском для компании: недовольный сотрудник может навредить компании посредством разглашения коммерческой тайны конкурентам либо требуя значительную компенсацию за увольнение. Чтобы избежать нежелательных последствий компания может обратиться в кадровое агентство, которое, используя технологию хэдхантинга,  «переманивает» сотрудника в другие компании, предлагая ему заманчивые предложения.

В России услуга аутплейсмента появилась относительно недавно и в настоящее время только завоевывает признание и право на существование. Хотя кадровые агентства активно рекламируют аутплейсмент, российские предприниматели не спешат пользоваться данной услугой. По данным кадровых агентств, на данный момент доля российских бизнесменов, заказывающих аутплейсмент, составляет 0,1 % от общего числа клиентов. 99, 9% заказов поступает от иностранных организаций, представленных на отечественном рынке. Это происходит потому, что у западных компаний уже существует определенная культура цивилизованного увольнения работников, которой они стараются придерживаться и в России и они бояться профсоюзов [6].

Российские организации чаще всего при расставании с сотрудниками ограничиваются простым сообщением об увольнении и никак не заботятся о дальнейшей судьбе служащих. Тем не менее, кадровые агентства продолжают активно продвигать идеи цивилизованного увольнения, надеясь, что в недалеком будущем аутплейсмент станет неотъемлемой частью трудового этикета среди российских работодателей.


[1] согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (но не свыше двух месяцев со дня увольнения)


Библиографический список
  1. Большаков А. С., Шлафман А. И., Михайлов В. И. Современный менеджмент организаций: теория и практикка/А. С. Большаков, А. И. Шлафман, В. И. Михайлов. Санкт-Петербург, Изд-во Политехнического ун-та 2011 -370 с.
  2. Шлафман А.И., Бачин Д.А. Методы обучения действием и коучинга в развитии персонала//Мир экономики и права. 2014. № 1-2. С. 40-45.
  3. http://bizataka.ru/menedzhment/persona-personal/autpleysment-iskusstvo-uvolnyat.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F3%F2%EF%EB%E5%E9%F1%EC%E5%ED%F2
  5. http://hr-portal.ru/article/autpleysment-po-russki-7-glavnyh-oshibok
  6. http://hr-portal.ru/article/dengi-pri-uvolnenii-vazhny-no-oni-imeyut-svoystvo-zakanchivatsya-oshchushchenie-chto-ot
  7. http://hr-portal.ru/article/vyhodnoe-intervyu
  8. http://www.psycho.ru/library/2970


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: