Современный этап развития России характеризуется реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и модернизацией системы образования. Изменения в сфере российского высшего образования направлены на повышение готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, а также на создание условий для формирования творческого потенциала учащихся, развития активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности.
В условиях модернизации системы образования, в частности, высшей военной школы Российской Федерации, особую актуальность приобретают задачи подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний, умений и навыков, а также с изменением формируемых профессионально значимых личностных качеств.
Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному самосовершенствованию и саморазвитию [1]. Следовательно, на основе профессионально важных знаний, умений и навыков формируется личность, способная к решению практических учебных и профессиональных задач [2].
Таким образом, офицер запаса должен быть всесторонне развитой личностью с высоким уровнем общей и военно-технической культуры, быть физически подготовленным и обладать высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными качествами и способностями к выполнению обязанностей военной службы.
Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуются возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса является кураторское сопровождение студентов.
Куратор – организатор учебного коллектива, постоянный консультант студентов по проблемам учебной деятельности, профориентации, взаимоотношений с преподавателями и другими студентами [3]. В современной педагогике кураторов называют тьюторами (от. англ. – tutor, от лат. – tueor – наблюдаю, забочусь).
Назначение кураторов на факультете военного обучения Института военно-технического образования и безопасности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» осуществляется из профессорско-преподавательского состава (офицеров запаса) приказом начальника факультета военного обучения из расчета – один куратор на учебный взвод, состоящий из 20-25 студентов. На кураторские должности назначаются компетентные офицеры запаса, имеющие длительный опыт военной службы по военно-учетным специальностям, обладающие педагогическим мастерством, сформированным многолетним учебным и воспитательным процессом с личным составом подчиненных подразделений.
Особое значение в условиях военной кафедры приобретает такой объект как воинский коллектив, а именно – учебный взвод. Следовательно, воспитание военнослужащих с помощью кураторов – одно из приоритетных направлений служебной деятельности профессорско-преподавательского состава военной кафедры гражданского вуза.
Следует отметить, что в отличие от «гражданских» академических групп, за которыми также закреплены кураторы, учебные взвода с кураторами составляют практически единое целое. Кураторская работа на военной кафедре проводится не формально, наоборот – будущий куратор еще в ходе конкурсного отбора новых студентов на факультет военного обучения активно занимается агитационной и профессионально-ориентационной работой, а на первой лекции «Введение в специальность» до студентов доводятся особенности обучения на военной кафедре, связанные с определенным распорядком дня, требованиями Уставов ВС РФ, изучением реального вооружения и военной техники.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является разработка и реализация комплекса учебно-методических мероприятий с учетом индивидуальных особенностей студентов. Развитие (в том числе, саморазвитие) личности учащегося как субъекта образовательного процесса, приоритет индивидуальности, приоритет инициативности и самостоятельности в обучении, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей составляют основные положения личностно-ориентированного подхода [4]. Куратору следует прививать студентам навыки самовоспитания, самообучению, саморазвития, самосовершенствования для постоянного и всестороннего развития личности. Эффективность самостоятельной работы достигается путем систематического ее проведения, поскольку является одним из основных элементов учебного процесса, внесенного в распорядок дня на военной кафедре гражданского вуза.
При организации процесса обучения одна из главных задач преподавателя состоит не в принуждении, покорности и подавлении инициативы учащихся, а в помощи студентам учиться, обеспечивая при этом взаимоуважение участников учебного процесса. Осуществляется переход на субъект-субъектное взаимодействие студентов и офицеров-кураторов, где студент военной кафедры – активный участник процесса обучения и воспитания. Только при таком взаимодействии обучающего и обучающегося возможно повысить эффективность учебного процесса на военной кафедре и качество подготовки офицеров запаса.
Кураторы учат будущих защитников Отечества не только основам военно-учетной специальности, но и чувству патриотизма, без которого невозможно развитие любого человека. Как говорил наш президент В.В. Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем» [5]. Работа куратора неотрывно направлена на формирование любви к Отечеству, государственно-патриотического сознания, нравственной позиции, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу [6].
Методы и формы обучения на военных кафедрах отличаются от традиционных занятий на кафедрах вуза. Задача куратора состоит также в помощи прохождения периода адаптации к особенностям обучения на военной кафедре.
Куратор учебного взвода регулярно проводит анализ и подводит итоги текущей и промежуточной аттестации для выявления и устранения учебно-воспитательных проблем. По результатам оценки учебной успешности, посещаемости, дисциплины, выполнения нормативов по стрелковой, строевой и физической подготовкам и др. куратор может объявить поощрение или наложить взыскание студентам курируемого взвода.
Благодаря куратору достигается активное взаимодействие преподавателей военной кафедры и студентов курируемого взвода, а также с руководящим составом факультета военного обучения. Для формирования культуры служебных отношений у студентов военных кафедр куратор обязан быть личным примером воинской дисциплины, выполнения служебного и воинского долга, выбора эффективного подхода к обучению и воспитанию с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов. Кураторская работа должна осуществляться систематично и последовательно.
На студентов куратор оказывает индивидуальное и коллективное воздействие. Стоит отметить, что куратор назначает командный состав учебного взвода (командира взвода, его заместителя и трех командиров отделений) из числа студентов. При воспитательной деятельности учебного взвода как коллектива необходимо учитывать личные особенности, морально-нравственные и деловые качества, состояние здоровья каждого студента, нацеливаясь на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы между студентами. Безусловно, методов воспитательной работы множество, поэтому педагогическое творчество куратора состоит в выборе оптимальной и эффективной системы воспитания для конкретного учебного взвода. Куратор, взаимодействуя с каждым студентом по отдельности, способствует развитию воинского коллектива в целом. И в дальнейшем командный состав учебного взвода становится не только «правой рукой» куратора, но и самостоятельно организует и управляет коллективной деятельностью своих товарищей, которые также не остаются пассивными учащимися, а сознательно относятся к своей учебно-воспитательной деятельности. При этом куратор «не отходит в сторону», а продолжает активно взаимодействовать и направлять деятельность курируемого учебного взвода для выполнения поставленных учебных и воспитательных целей.
Куратор должен быстро реагировать на поведение студентов в различных ситуациях, при этом демонстрируя личный, образцовый пример. Не стоит забывать и о проявлении заботы, доброты, отзывчивости, похвалы, доверия, поддержки.
«Воспитательная работа в учебном военном центре, на военной кафедре является составной частью воспитательной работы образовательного учреждения. Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной и методической работой, отражает интересы военной подготовки граждан. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике учебных коллективов, ориентировать граждан на активную работу по самообразованию и самовоспитанию. Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы граждан, их всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого гражданина» [6].
Функции кураторской деятельности разнообразны – это и организационная, информативная, мобилизующая, коммуникационная, формирующая, контролирующая, творческая, координационная, воспитательная, развивающая и др.
Ефремов О.Ю. [7] выделяет три уровня целей воспитательной деятельности: общую цель, определяемую на уровне требований государства (воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т.д.); особую цель, определяемую требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства; частную цель, определяемую на уровне индивидуального развития личности будущего офицера запаса, требованиями самосовершенствования.
Ефремов О.Ю. [7] выделяет следующие критерии эффективности воспитания: степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; степень развития личностных качеств и педагогического мастерства куратора; степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания; степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности; степень развития коллективистских начал; степень сплочения воинских коллективов; степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе (осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности и др.); степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания (соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения и др.); уважение к личному и коллективному мнению; степень вовлечения всех студентов в коллективную деятельность; степень взаимопомощи в коллективе; степень рационального использования времени, отводимого на воспитание и др.
Таким образом, необходимо четкое понимание и студентами, и их кураторами целей воспитания, их достижения и оценки для возможности внесения коррективов в формирование целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.
Куратор учебного взвода регулярно информирует личный состав о новых документах, приказах, положениях, законодательных актах Минобразования России, Министерства обороны РФ, приказах и распоряжениях ректора, изменениях в Уставе Университета, конференциях, олимпиадах и т.п. Воспитательная работа в учебном взводе способствует: углублению военно-профессиональных знаний, умений и навыков; привитию навыков самостоятельной работы; формированию уставных взаимоотношений и культуры служебных взаимоотношений в учебном взводе; осознанию необходимости подчиняться командному составу взвода и руководить личным составом и др.
Следовательно, основными целями и задачами воспитательной деятельности куратора являются:
– знать личные, морально-нравственные и деловые качества каждого студента, состояние здоровья, заботы и нужды, оказывать им своевременную поддержку и помощь;
– способствовать адаптации студентов к новой для них системе обучения;
– уверенно командовать взводом;
– следить за выполнением мер безопасности, правил обращения с вооружением и военной техникой;
– ходатайствовать перед вышестоящим командованием о поощрении студентов;
– систематически осуществлять контроль и анализ посещаемости и успеваемости, выяснять причины снижения учебной успешности и принимать меры по их устранению;
– оказывать помощь при участиях в конференциях, олимпиадах, написании научных статей;
– организовывать и проводить встречи с ветеранами и участниками боевых действий;
– способствовать разрешению проблем, возникающих во время учебного процесса;
– осуществлять помощь в работе с литературой, схемами, вооружением и военной техникой и поиском необходимой информации;
– организовывать мероприятия во внеучебное время (например, посещение Пискаревского Мемориального кладбища в г. Санкт-Петербурге, музеев и др.);
– оказывать моральную поддержку;
– углублять знания, умения и навыки по военно-техническим и специальным дисциплинам;
– проводить тренажи по стрелковой, строевой, топографической и физической подготовкам, Уставам ВС РФ и др.;
– сочетать высокую требовательность с уважением личного достоинства студентов, с постоянным вниманием к их нуждам, заботам, потребностям и др.
Таким образом, роль куратора учебного взвода военной кафедры гражданского вуза состоит в формировании:
– военно-профессиональных компетенций, необходимых для решения разнообразных учебных и военно-профессиональных задач;
– стремления в совершенстве овладеть военно-учетной специальностью;
– профессионально значимых личностных качеств студентов;
– высоких патриотических, морально-психологических и нравственных качеств, государственно-патриотического сознания, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу у каждого студента и взвода в целом;
– всесторонне развитой личности со значительным уровнем общей и военно-технической культуры;
– физически подготовленного выпускника военной кафедры к выполнению обязанностей военной службы;
– привычки уставного поведения;
– благоприятного психологического климата в учебном взводе, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества, умения работать в команде;
– благоприятных условий для проявления активности, творчества, разумной инициативы студентов;
– чувства офицерского долга, чести, гордости;
– активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности;
– личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;
– здорового образа жизни;
– личного, образцового примера в любых ситуациях;
– воинской вежливости, этики, воинской дисциплины и внутреннего порядка в учебном взводе;
– положительной мотивации к учебной деятельности, повышения результатов обучения и воспитания;
– уважения, доброжелательности, толерантности к людям других национальностей и др.
Педагогические знания, умения и навыки куратора по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Эффективными мерами совершенствования педагогического мастерства куратора являются: повышение квалификации; участие в научно-методических, военно-научных конференциях и семинарах по обмену опытом учебно-методической работы; профессиональная переподготовка для освоения нового вида профессиональной деятельности и (или) расширения квалификации и др. Кураторы должны не просто знать особенности каждого студента, но и владеть методиками обучения и воспитания, обладая высоким уровнем общей культуры [8], а также развивая творческое мышление и свою личность в целом при помощи профессии [9].
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования указано: «Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных преподавателей» [10]. Одним из эффективных инструментов изучения мнения студентов является анкетирование и опрос студентов, являющихся непосредственными участниками образовательного процесса. Выявление показателей, которые, по мнению студентов, определяют качество работы куратора на военной кафедре гражданского вуза, позволяет выделить положительные и негативные моменты в организации учебного процесса и направить основные усилия на совершенствование педагогической деятельности. Анкета исследования состояла из пятнадцати вопросов. При составлении анкеты были использованы несколько вариантов вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые, а также вопросы-фильтры и на ранжирование. В ходе проведенного исследования было опрошено 70 студентов разных курсов и институтов.
По результатам проведенного анкетирования студентов можно сделать следующие выводы.
- 97% студентов считают, что куратор помогает в разрешении проблем, возникающих во время учебного процесса, при этом 59% оказывает моральную поддержку.
- Подавляющее большинство студентов (93%) отметило, что куратор помогает глубже понять учебные вопросы по военно-техническим и специальным дисциплинам.
- Студенты считают, что занятия на тренажах с куратором по стрелковой, строевой и физической подготовкам, тренировкам по Уставам ВС РФ и др. полезны (91%) и даже необходимо увеличить время проведения тренажей
- 91% студентов куратор помогает формировать военно-профессиональные качества, необходимые студентам как будущим офицерам запаса, а также воинскую дисциплину и внутренний порядок каждого студента и взвода в целом (94%).
- Овладевают навыками самостоятельной работы с литературой, схемами, вооружением и военной техникой с помощью куратора 91% студентов.
- По мнению студентов, при помощи куратора осуществляется формирование индивидуально-личностных качеств каждого студента [4]:
− порядочность, нравственность (80%);
− организаторские способности, склонность к лидерству (70%);
− коммуникативность, коммуникабельность (60%);
− сильная мотивация, стремление к самосовершенствованию и личностному росту (69 %);
− технические и аналитические особенности (77%);
− исполнительность, ответственность и дисциплинированность (83%);
− инициативность и способность к творчеству (57%);
− уравновешенность, стрессоустойчивость (36%);
− эрудированность, память, быстрота реакции, внимательность (69%);
− энергичность, физическая выносливость (53%).
7. Часто к куратору обращается 36% студентов, а 8 % чувствуют поддержку куратора при обучении на военной кафедре; в целом – 99% студентов удовлетворены оказанной куратором помощью.
Полученные данные позволяют утверждать, что для более продуктивного взаимодействия кураторов и студентов необходимо развивать творческие способности, увеличить количество занятий по физической подготовке и осуществлять учебно-воспитательный процесс с использованием современных и эффективных форм и методов (например, военных игр, кейс-технологий и др.), способствуя повышению качества не только воспитательной деятельности, но и учебного процесса на военной кафедре.
Таким образом, кураторская деятельность на военной кафедре гражданского вуза включает и обучение, и воспитание и рассматривается как эффективная система взаимодействия преподавателя и студентов. Приоритетная цель воспитания личного состава учебного взвода – формирование и развитие качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высокоразвитой личности.
Библиографический список
- Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
- Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30) − С. 18.
- Никифоров В.И., Сурыгин А.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения. – 2009. [Электронный ресурс]. URL:http:// http://www.knigi.dissers.ru/books/1/20254-5.php. – (дата обращения: 23.03.2015).
- Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2004. – 42 с.
- Федюк Р.С., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические особенности обучения и воспитания студентов учебных военных центров при гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8057 (дата обращения: 06.11.2014).
- Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: приказ Министра обороны РФ N 666, Минобрнауки РФ N 249 от 10.07.2009 г. // Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 01.09.2009 N 14677.
- Ефремов О.Ю. Военная педагогика. – СПб., 2008. – 640 с.
- Баяхметов С.У. Технология педагогической поддержки профессионально-личностного саморазвития курсанта в военном вузе // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. – Новосибирск, 2014. – с. 264-266.
- Ахметова Э.Ж. Проблема становления преподавателя военного вуза // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. – Новосибирск, 2014. – с. 259-261.
- Стандарты. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://uap.spbstu.ru/standarts. – (дата обращения: 23.03.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait