УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Федюк Роман Сергеевич1, Козлов Павел Геннадьевич1, Мочалов Александр Викторович1, Тимохин Андрей Михайлович1, Муталибов Забур Алаудинович1
1Учебный военный центр Дальневосточного федерального университета

Аннотация
Данная статья подготовлена на основании опыта службы авторов в Вооруженных Силах России и преподавания в учебном военном центре. Описаны психолого-педагогические аспекты учебной и воспитательной работы при подготовке будущих офицеров в Дальневосточном федеральном университете. Определен набор знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник.

Ключевые слова: Дальневосточный федеральный университет, навык, отдел подготовки инженерных войск, офицер, педагогика, Психология, студент, учебный военный центр.


PEDAGOGICAL FEATURES OF TRAINING AND EDUCATING FOR STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS AT CIVILIAN UNIVERSITIES

Fediuk Roman Sergeevich1, Kozlov Pavel Gennadievich1, Mochalov Aleksandr Viktorovich1, Timokhin Andrey Mikhailovich1, Mutalibov Zabur Alaudinovich1
1Military training center of the Far Eastern Federal University

Abstract
This article was prepared based on the experience of the authors service in the Armed Forces of Russia and teaching in military training center. Describes the psychological and pedagogical aspects of teaching and educational work in the preparation of future officers in the Far Eastern Federal University. Defined set of knowledge and skills, which should have a graduate.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федюк Р.С., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические особенности обучения и воспитания студентов учебных военных центров при гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8057 (дата обращения: 30.09.2017).

В отличие от военных училищ (или как их сейчас называют, институтов), учебные военные центры, созданные постановлением правительства Российской Федерации, при ведущих гражданских высших учебных заведениях, готовят будущих офицеров для Вооруженных Сил в более «демократичных» условиях. Начиная с 2006 года в России функционирует (точнее функционировало, так как некоторые к настоящему времени уже закрылись) 37 учебных военных центров по всей стране.

Рассмотрим подготовку выпускников на примере учебного военного центра (УВЦ) Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), располагающегося на самых восточных рубежах нашей необъятной страны, в столице Приморского края, городе Владивостоке.

Обучение студентов учебного военного центра Дальневосточного федерального университета – это,  в первую очередь, социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями Российской Армии в хорошо подготовленных квалифицированных офицерах, способных успешно и добросовестно выполнять боевые и служебные задачи в различной, динамично меняющейся обстановке. Для достижения поставленных учебных целей  огромную роль играют такие важные вещи как: взаимопонимание педагога и обучающихся, возникающие между ними социально-психологические отношения, состояние психологического микроклимата, складывающегося на учебных занятиях и в процессе воспитательной и патриотической работы, система стимулирования научной  деятельности студентов, влияние на них средств массовой информации [1, C. 32].

Следует отметить такой важный факт – ДВФУ позиционирует себя как университет, который в самое ближайшее время планирует войти в топ-100 мировых высших учебных заведений. Поэтому и сам процесс обучения здесь должен рассматриваться (и рассматривается) с позиций мировых университетских стандартов. Здесь, в отличие от тех вузов, на базе которых он был основан (в2009 г. были объединены четыре университета – 3 из Владивостока и 1 из Уссурийска), во главу угла ставятся студенты. В частности, корпус «А» целиком посвящен организациям студенческого самоуправления – объединенное студенческое научное общество, объединенный студенческий совет, и даже есть такая немыслимая ранее должность как президент кампуса университета. Ректорату же отведен корпус «Б», таким образом подчеркивая его второстепенное положение в структуре федерального университета.

И вот в этом контексте огромное внимание Дальневосточный федеральный университет уделяет состоянию научной работы своих студентов. За подготовку научных докладов и статей, выполненных студентами, их научные руководители-преподаватели университета получают существенные доплаты (в то время как статьи написанные самими преподавателями без участия студентов практически не получают материального стимулирования от работодателя-университета).

Что касается студентов, активно занимающихся научной работой, то они помимо обычной стипендии получают еще и научную (до 15 тыс. руб. ежемесячно в зависимости от успехов). Многие студенты учебного военного центра ДВФУ пишут научные статьи и делают доклады на научно-технических конференциях различного уровня (от внутривузовского до международного).

К ключевым факторам, определяющим качество подготовки специалистов, мы относим следующие:

1. качество содержания образования;

2. уровень подготовки абитуриентов;

3. качество кадрового преподавательского потенциала;

4. качество организации образовательного процесса студентов;

5. уровень используемых образовательных технологий;

6. качество информационно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки;

7. уровень научной деятельности;

8. качество материально-технического обеспечения образовательного процесса [2, C. 20].

Сам процесс обучения студентов (именно так, не курсантов, а студентов) реализует образовательные, воспитательные, развивающие и психологические функции: вооружение студентов системой знаний, умений и навыков; формирование качеств личности военнослужащего и воинских коллективов; развитие интеллектуальных и физических сил студентов; формирование у них внутренней психологической готовности к решению боевых и служебных задач, развитие чувства патриотизма и гордости за нашу страну.

Как говорил наш президент В.В. Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем».

Следует отметить, что профессорско-преподавательский состав УВЦ состоит из офицеров, наиболее подготовленных специалистов своего дела. Многие офицеры занимали высокие военные должности, командовали атомными подводными лодками, воинскими частями, управлениями флотов. Есть и ветераны боевых действий (например, подполковник С.Р. Кудряшов, полковник С.В. Неделин). Именно такие Педагоги (с большой буквы) способны научить будущих защитников Отечества не только основам военной специальности, но и чувству патриотизма, без которого не может и быть полноценного военного (да и гражданского) профессионала.

В условиях напряженных отношений с западным сообществом, складывающихся вокруг нашей многострадальной Отчизны, стойкие и грамотные военные кадры жизненно важны, как воздух.

Профиль педагогической деятельности УВЦ выражается в том, что она направлена главным образом на групповые упражнения, групповые и практические занятия, на которых используется реальная боевая техника и оружие, сложные тренажерные комплексы и другие самые современные технические средства обучения. Знания, навыки, умения, приобретенные студентами на занятиях и войсковых (флотских) учениях, находят свое место в процессе становления молодого офицера в войсках и военно-морском флоте.

Мы в своей деятельности выделяем 10 компетенций, которые хотим сформировать у наших студентов:

1. нормативно-правовая – включает в себя знания нормативно-правовых основ военной службы;

2. проектно-аналитическая – связана с постоянным самообразованием в вопросах планирования и проектирования педагогической и воспитательной деятельности, а также с умением осуществлять анализ воспитательного процесса;

3. коммуникативная – раскрывается посредством владения навыками вербального и невербального общения, грамотной речью, умения вести диалог, мотивировать и защищать свои предложения и решения; способности организации педагогического взаимодействия с детьми, коллегами и родителями;

4. методическая – базируется на знании и умении пользоваться и работать с методической литературой, взаимодействовать с методистами по вопросам воспитания, создавать методическую базу в подразделении; грамотно организовывать воспитательные мероприятия;

5. мотивационная – строится на умении молодого лейтенанта заинтересовать солдата (матроса) в социально-полезной практической деятельности в рамках своих служебных обязанностей посредством способов и технологий организации досуга;

6. когнитивная – связана с самообразованием в вопросах специфики и эффективности службы в воинских частях различных родов войск.

7. организаторская – выражает стремление к постоянному совершенствованию (с целью повышения качества и эффективности) форм работы и принципов культурно-творческой деятельности с подчиненным личным составом;

8. исследовательская – связана с изучением степени владения студентом учебного военного центра методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к использованию в служебной деятельности;

9. креативная – связана с развитием творческих способностей у подчиненного личного состава, с созданием креативной среды и поддержкой студентов с творческими способностями в условиях Дальневосточного федерального университета;

10. рефлексивная – опирается на знание способов и приемов самоанализа своей педагогической деятельности, а также коррекции своего поведения в зависимости от конкретной ситуации [3, C. 20].

Государство заинтересовано в подготовке будущих офицеров, это выражается в той степени материального обеспечения, которое оно выделяет учебному военному центру, даже по сравнению с гражданскими кафедрами. Уже 6 лет в УВЦ ДВФУ имеются интерактивные доски, современные компьютеры, связанные в локальную сеть и т.д.

Учебный военный центр ДВФУ состоит из трех направлений подготовки (называемых отделами): отдел подготовки инженерных войск, военно-морской отдел, отдел общевоенной подготовки и лингвистики.

Для раскрытия темы статьи подробно рассмотрим педагогические особенности обучения и воспитания студентов отдела подготовки инженерных войск.

Область военно-профессиональной деятельности выпускника отдела подготовки офицеров инженерных войск УВЦ  – управление инженерным подразделением (от взвода и выше) при выполнении задач боевого  обеспечения воинской части, эксплуатация средств инженерного вооружения.

Выпускник готовится к управлению подразделениями инженерных войск как в мирное, так и в военное время; поддержанию боеготовности подчиненного подразделения; организации грамотной эксплуатации технических средств инженерного вооружения и военной техники; проведению практических занятий по боевой подготовке с личным составом инженерных подразделений; обучению эффективным способам выполнения задач инженерного обеспечения общевойскового боя; управлению морально-психологическим состоянием подчиненного личного состава в интересах решения стоящих задач; поддержанию высокой воинской дисциплины в подразделении; воспитанию ответственности за качественное и своевременное выполнение задач инженерного обеспечения общевойскового боя.

В результате обучения студент УВЦ дополнительно к требованиям федерального государственного образовательного стандарта должен

Знать:

методы, последовательность и содержание работы командира взвода (роты) по организации выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий;

особенности вы­полнения задач инженерного обеспечения в вооруженном конфликте и особых усло­виях;

современные достижения в теоретических и практических вопросах военной психологии и педагогики;

методику индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту;

организацию, принципы, формы и методы воинского воспитания, особенности работы с различными категориями военнослужащих.

Уметь:

готовить подчинённые подразделения к выполнению поставленных задач и управлять ими в ходе их выполнения;

проводить занятия  с  подразделением инженерных войск по всем дисциплинам боевой подготовки;

творчески решать задачи современного боя, до конца выполнять воинский долг прогнозировать развитие сил и средств вооруженной борьбы;

пропагандировать боевые традиции Вооруженных Сил России в интересах воинского и патриотического воспитания личного состава;

осуществлять подготовку и проведение мероприятий воспитательной работы с подчиненным личным составом.

Владеть:

навыками проведения занятий по боевой подготовке с матросами и солдатами;

навыками проведения индивидуальной беседы с подчиненными;

навыками проведения мероприятий воспитательной работы, направленные на сплочение воинского коллектива.

навыками управле­ния инженерными подразделениями при выполнении задач инженерного обеспече­ния боевых действий;

эффективными способами обучения, воспитания, психологической подготовки военнослужащих и воинских коллективов в современных условиях;

навыками организации и управления в системе воспитательной работы с военнослужащими [4, C. 55].

Овладение программой подготовки офицеров инженерных войск требует от студентов УВЦ высокой ответственности и инициативы при подготовке к каждому занятию, изучении рекомендованной основной и дополнительной литературы, решении практических задач. Основным условием эффективности изучения этой программы является системность учебы и глубина уяснения учебных вопросов. Вместе с тем необходимо учитывать, что получаемые знания и формируемая психолого-педагогическая практика быстро потеряют потенциал влияния на успешность воинского труда, если не будут постоянно совершенствоваться и обогащаться продуктивным опытом и инновационно-творческим компонентом.

Для повышения эффективности обучения, воспитания и психологической подготовки студентов УВЦ отделом подготовки инженерных войск   решаются следующие основные задачи:

1. Выработка новых и совершенствование имеющихся форм, методов и методик обучения, воспитания и психологической подготовки студентов на основе современных достижений отечественной и зарубежной науки.

2. Раскрытие роли, места и методики работы офицера как организатора военно-педагогического процесса.

3. Выявление, разработка и внедрение в практику новых принципов обучения, воспитания и психологической подготовки [5, C. 10].

Обучение студентов УВЦ представляет собой многофункциональный, закономерный динамично развивающийся учебный процесс.   Его организация в учебном военном центре   может быть малоэффективной, если у организаторов – офицеров не будет теоретических знаний по современным концепциям обучения студентов УВЦ и умений по их практическому применению в современных условиях. Именно поэтому на преподавательские должности в учебный военный центр приглашаются только самые компетентные офицеры, имеющие опыт военной службы по специальности, обладающие педагогическим мастерством, сформированным многолетним учебным и воспитательным процессом с личным составом подчиненных подразделений. В Дальневосточном федеральном университете преподают офицеры запаса в воинских званиях, вице-адмирал, контр-адмирал, десятки полковников и капитанов первого ранга.

Основными характеристиками содержания учебных занятий в контексте продуктивного обучения являются проблемность, системность, динамичное моделирование сложных явлений и процессов воинской службы. Основными педагогическими условиями эффективной реализации концепции являются: организация интенсивного мышления обучаемых, объективизация процесса мышления, индивидуальные самостоятельные действия обучаемых в ходе всего процесса разрешения военно-профессиональных проблем.

Деятельность офицеров-преподавателей по обучению студентов УВЦ носит многоплановый характер и не будет эффективной, если в ходе нее не будут применяться самые современные концепции и методики обучения. Реализация концепций обучения в военно-педагогическом процессе может происходить в ходе изучения студентами различных учебных дисциплин. Каждая из этих дисциплин предусматривает как образовательные и воспитательные возможности, так и возможности по развитию личности воинов, их психологической подготовке и самосовершенствованию.

Таким образом, знание офицерами – преподавателями УВЦ сущности содержания современных концепций обучения позволит более качественно и эффективно организовывать обучение студентов, развивать у них военно-профессиональные знания, навыки и умения.

В процессе усвоения знаний не только используются, но и активно формируются ряд познавательных процессов, таких как восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, сохранение, периодическое воспроизведение и применение их на практике. Психологический анализ показывает, что наряду с передачей определенного содержания любой офицер, проводящий занятия, должен формировать у студентов определенные психологические структуры. Поэтому в состав учебного знания должны включаться не только знания по предмету обучения, но и специальные действия и операции, направленные на формирование самого умения учиться.

Следует отметить, что в отличие от «гражданских» групп, за которыми также закреплены кураторы, военные группы (их еще называют взводы) с кураторами составляют практически единое целое. Кураторская работа в учебном военном центре проводится не формально, «для галочки», офицер-куратор еще в ходе работы с абитуриентами активно старается «достучаться» до каждого «сердца» и «головы» поступающих. Еще за полгода до начала приемной кампании, профессорско-преподавательский состав учебного военного центра активно занимается агитационной и профессионально-ориентационной работой с выпускниками среднеобразовательных учебных заведений: школ, техникумов, лицеев, училищ, гимназий и др.

Большое внимание уделяется работе с родителями, ведь по статистике, которая ведется в УВЦ, практически 90% поступающих сами не принимают решение, за них это делают родители. И здесь возникает очень важная задача: объяснить родителям, что армия – это не плохо, это не неуставные взаимоотношения и «чистка туалетов зубными щетками», а в первую очередь Вооруженные Силы – это стабильность на всю оставшуюся жизнь. Ведь нынешний президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин смог поднять престиж военной службы: только в Министерстве Обороны можно получить квартиру, стабильное денежное довольствие, бесплатное квалифицированное медицинское обслуживание и т.д.

Пожалуй, нигде в высшей школе не практикуются родительские собрания (по типу школьных). И на наш взгляд – зря. Ведь все родители считают, что их дети самые лучшие, самые умные и дисциплинированные, но, учитывая то, что эти «дети» учатся в других городах, не могут фактически подтвердить (или опровергнуть) свое идеализированное мнение. Между тем, самым влиятельным человеком для студента является не преподаватель, не офицер и не ректор, а именно родитель. Поэтому, когда до родителей педагогами будет доводиться объективная картина, и студенты будут об этом знать, состояние учебы в группе будет заметно улучшаться.

Возвращаясь к заявленной в названии статьи теме, отметим, что преподаватели УВЦ должны в первую очередь учить студентов применять профессиональные знания на практике. Важно, чтобы на каждом занятии студент убеждался в том, что теоретические знания – это основа профессиональной деятельности. Повышение роли профессиональной подготовки студентов УВЦ, прежде всего, связано с динамичностью процессов, протекающих в инженерных подразделениях воинских частей. Знания, полученные в ходе обучения, позволят им  правильно, рационально и эффективно проводить подготовку подчиненных к выполнению служебных и боевых задач, помогут сформировать у них устойчивые навыки и умения военно-профессиональной деятельности.

Офицеру-педагогу в ходе занятий необходимо вызывать у студентов требуемые эмоциональные переживания с помощью целенаправленного и планомерного воздействия на их воображение. За счет этого можно избежать создания реальных элементов боевой действительности, заменив их моделированием ситуаций, вызывающих в воображении студентов картину реального боя [6, C. 15].

Для специалистов инженерных войск процесс психологической подготовки во многом может быть обеспечен созданием специальных тренажеров, работа на которых способна вызвать у них воображение реального выполнения боевых задач. Моделирование реальных условий обеспечивает значительное снижение стоимости боевой учебы при возрастании эффективности психологической подготовки к реальным боевым действиям [7, C. 47].

В отличие от военных училищ (институтов) стоимость подготовки студентов в учебных военных центрах в несколько раз ниже без потери качества обучения. За прошедшие четыре выпуска, офицеры, окончившие УВЦ ДВФУ были распределены во все флота и округа Вооруженных Смл РФ, а также в другие силовые ведомства – Пограничные войска ФСБ, Госнаркоконтроль и др.

Таким образом, знание профессорско-преподавательским составом УВЦ сущности содержания современных концепций обучения позволяет более качественно и эффективно научить студентов организовывать в дальнейшем обучение военнослужащих в части (подразделении), развивать у них военно-профессиональные знания, навыки и умения.


Библиографический список
  1. Военная педагогика и психология/ А.В.Барабанщиков, В.П.Давыдов. – М.:Воениздат, 1986,-240 с.
  2. Русакова Е.В. Управление качеством образовательного процесса и система контроля качества подготовки специалистов // Проблемы совершенствования качества образования: Сборник материалов Четвертой международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2012. – С. 20-23.
  3. Белов А.А. Особенности педагогической практики студента-бакалавра в детских оздоровительных учреждениях // О Родине, о подвигах, о славе…: Сборник работ – победителей Всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых. Вып. 5. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – С. 18-25.
  4. Квалификационные требования к выпускникам УВЦ по инженерным специальностям. / А.М.Тимохин. – Владивосток.:ДВФУ, 2013. -60 с.
  5. Психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера военно-морского флота / А.С.Калюжный. – Н.Новгород.:НГТУ, 2004,-78 с.
  6. Педагогика высшей военной школы /Учебник. – М.: ВУ, 2001.
  7. Давыдов H.A.  Педагогика: Учебное пособие. – M., 1997.


Все статьи автора «Федюк Роман Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: