Одним из направлений, обеспечивающих эффективное развитие территориальных отраслевых кластеров, является повышение кадрового потенциала предприятий- участников кластеров.
Кадровое обеспечение территориальных отраслевых кластеров включает в себя два направления:
- формирование механизмов привлечения кадров в территориально-отраслевые кластеры Астраханской области;
- формирование системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала для кластеров Астраханской области
Формирование механизмов привлечения кадров в территориально-отраслевые кластеры Астраханской области;
В качестве основных способов привлечения кадров в регион/отрасль/кластер можно выделить:
- повышение уровня заработной платы в кластере;
- улучшение жилищных условий работников;
- обеспечение работников объектами социальной инфраструктуры (детские сады, медицинское обслуживание, отдых и т.д.).
Повышение уровня заработной платы в кластере достигается за счет увеличения прибыли участников кластера. Это возможно при увеличении объемов производства или совершенствования технологий производства.
Улучшение жилищных условий работников возможно за счет:
- предоставление жилья по льготным арендным ставкам;
- создания специализированных ипотечных программ для участников кластеров в регионе;
- привлечения ресурсов ВЭБ для строительства доступного жилья для работников предприятий кластера. Это мероприятие может быть реализовано якорными предприятиями кластеров совместно.
- строительства общежитий для молодежи.
Обеспечение работников доступом к объектам социальной инфраструктуры также является механизмом привлечения кадров из других отраслей и регионов. В этом случае крупным предприятиям кластеров имеет смысл предусмотреть создание на своей базе объектов соцкультбыта.
Для реализации этого мероприятия могут быть привлечены механизмы социальной поддержки в регионе, а также финансирование по программам поддержки МСБ- бизнесов в сфере дошкольного образования и оказания медицинских услуг.
Формирование системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала для кластеров Астраханской области
Основополагающим элементом системы развития производственных субъектов кластеров Астраханской области является организация эффективной и отвечающей современным требованиям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Недостаточный уровень профессионального образования выпускников высших учебных заведений Астраханскую области по специальностям, ориентированным на судостроение и аквакультуру, существенно сдерживает развитие кадрового потенциала предприятий кластеров Астраханской области.
Система призвана обеспечить повышение кадрового и научного потенциала участников кластера. Отсутствие в настоящее время консолидированного образовательного заказа со стороны бизнес-сообщества сдерживает реализацию программ профессиональной подготовки специалистов, ограничивая темпы развития субъектов кластеров.
Формирование эффективной и отвечающей современным требованиям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров рассматривается в качестве приоритетного направления как в краткосрочном, так и в среднесрочном периодах в связи с необходимостью обеспечения кластера высококвалифицированными кадрами на всех этапах становления и развития.
Таблица 1 – Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров отраслевых кластеров Астраханской области |
||
Цели |
Задачи |
Методы реализации |
Развитие кадрового потенциала производственных субъектов отраслевых кластеров АО
|
Формирование консолидированного заказа на переподготовку и повышение квалификации кадров со стороны производственных субъектов кластера.
Разработка и реализация специализированных образовательных программ для предприятий кластера. Разработка и реализация программ подготовки и переподготовки кадров для предприятий кластера. Привлечение квалифицированных специалистов в сфере менеджмента и маркетинга. Разработка единых образовательных стандартов подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли кластера. Организация семинаров и мастер-классов на ведущих судостроительных и рыбоводческих предприятиях Российской Федерации и мира. |
Формирование целевых образовательных программ вузами Астраханской области Формирование консолидированных заказов на переподготовку и повышение квалификации кадров |
В рамках разработки и последующей интеграции эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров необходимо обеспечить:
- Разработку целевых образовательных программ, ориентированных на подготовку высококвалифицированных кадров для кластеров ВУЗами Астраханской области;
- Формирование консолидированного заказа на переподготовку и повышение квалификации кадров со стороны производственных субъектов кластера.
Таблица 2 – Этапы формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Этап |
Цели |
Выявление и обоснование ключевых направлений разработки образовательных программ |
Определение общего уровня квалификации кадров производственных субъектов кластера, выявление «узких» мест и возможных точек роста уровня квалификации кадрового состава. |
Подготовка образовательных программ и формирование предложений |
Разработка консолидированного запроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в кластере.
Подготовка программных мероприятий по консолидированному запросу на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Разработка дополнительных требований к образовательному стандарту и программам образовательных учреждений. Утверждение перечня программных мероприятий на общем собрании кластера. |
Реализация образовательных программ |
Оценка эффективности программных мероприятий |
При формировании системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров судостроительного кластера следует предусмотреть создание Учебного центра астраханского судостроительного кластера как структурного подразделения Управляющей компании кластера или Центра кластерного развития Астраханской области.
Важным направлением подготовки специалистов является проведение образовательных семинаров, тренингов, мастер-классов, конференций, круглых столов, приглашение бизнес-тренеров.
Для реализации этого мероприятия необходимо осуществить:
- Проведение опроса компаний с целью определения наиболее интересных и нужных тем для образовательных семинаров и тренингов.
- Проведение опроса компаний, чтобы составить список интересующих их бизнес-тренеров.
- Приглашение специалистов в различных областях для чтения лекций, проведения мастер-классов по выявленным темам.
- Развитие сотрудничества с кластерами других городов и стран в области обмена опытом.
Результатами данного мероприятия станут:
- Организация приезда тренеров и проведение семинаров/лекций на регулярной основе бесплатно для участников кластера.
- Восполнение пробелов знаний и недостатка нужной и современной информации среди специалистов.
- Налаживание эффективного взаимодействия с другими кластерами.
Проблема отсутствия или низкой квалификации кадров является общей для всех производственных субъектов любого кластеров. Совместные инициативы и образовательные проекты позволят не только обеспечить эффективную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, но и снизить финансовую нагрузку на отдельные предприятия.
Достижение поставленной цели обеспечит решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров в отрасли путем:
- подготовки молодых специалистов по разработанным в рамках кластерных инициатив целевым образовательным программам;
- переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность на производственных предприятиях кластера;
- привлечения специалистов высокого уровня из других регионов и стран;
- формированию системы ротации кадров и притока молодежи в судостроение, туризм и аквакультуру региона.
Библиографический список
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
- Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области/ Артамонова Ю.С., Герасимова И.С.//Мир транспорта и технологических машин.– 2014. –№ 2 (45). – С. 103-111.
- Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
- Еремкин, А. А. Основные направления развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса Пензенской области/А. А. Еремкин, Б. Б. Хрусталев, Ю. С. Артамонова. -Пенза: ПГУАС, 2006. -234 с.
- Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография/под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. -Пенза: ПГУАС, 2013. -230 с.
- Конкин А.Н. Варианты формирования инновационной стратегии развития региональных инвестиционно-отраслевых комплексов/А.Н. Конкин, Ю.С. Артамонова, Р.У. Салихов//Вестник университета (Государственный университет управления). -2010. -№ 19.
- Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19) [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747.
- Макаров, И.Н. Национальные системы управления государственно-частным партнерством / Макаров И.Н., Колесников В.В // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – С. 38 – 44.
- Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014)
Количество просмотров публикации: Please wait