ЦЕРКОВЬ КАК ПРЕОБРАЗОВАНИЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ЗАЙЦЕВ Е. БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ДОКТРИНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ

Балаклицкий Максим Анатольевич
Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Аннотация
Е. Зайцев стремится преодолеть мифологемы относительно Адвентистской церкви. Первая — сектантский образ этой конфессии, воспринятый постсоветским социумом от пропаганды царской и советской империй. Частным отражением этого имиджа является о(т)страненный и укоризненный взгляд на адвентистов со стороны евангельского большинства Евразии. Вторая мифологема — чрезмерно героизированное представление адвентистов о своем прошлом, препятствующее трезвой саморефлексии в актуальных реалиях.

Ключевые слова: адвентизм, Адвентистская Церковь, церковь


CHURCH AS TRANSFORMATION. BOOK REVIEW: ZAITSEV E. WITHOUT THE PAST THERE IS NO FUTURE. ORGANIZATIONAL AND DOCTRINAL HISTORY OF THE SEVENTH-DAY ADVENTIST CHURCH

Balaklytskyi Maksym Anatolievich
Karazin Kharkiv National University
PhD in Philology, Associate Professor of Journalism Department

Abstract
E. Zaitsev seeks to overcome the mythologies regarding the Adventist Church. The first is the sectarian image of this denomination perceived by post-Soviet society through the propaganda of tsarist and Soviet empires. A particular reflection of such image is a distanced and reproachful look at SDA on the part of evangelical majority of Eurasia. Second mythologem is Adventists' overly adoration of their past that prevents a sober self-reflection in actual reality.

Рубрика: Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Балаклицкий М.А. Церковь как преобразование. Рецензия на книгу: Зайцев Е. Без прошлого нет будущего. История организационного и доктринального становления Церкви адвентистов седьмого дня // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/07/7366 (дата обращения: 14.03.2024).

Впервые адвентисты постсоветского пространства выпустили исследование истории своей конфессии, писанное национальным автором. Ранее здесь выходят переводы западных историков адвентизма, а хронисты русскоязычной части этой церкви (Григорий Лебсак [1], Алексей Демидов [2], Павел Мацанов [3], Николай Жукалюк [4], Даниэль Хайнц [5], Алексей Опарин [6], Евгений Зайцев [7], Дмитрий Юнак [8] и другие) стремятся зафиксировать основные вехи развития своей конфессии на этой территории.

Евгений Зайцев — доктор богословия, преподаватель Заокской духовной академии, автор ряда публикаций по теологии и церковной истории [9], редактор сборников богословских статей [10].

Автор ориентируется на две основные аудитории. И нелегко сказать, какая из них для него важнее. Одна — светские (экспертное сообщество) и межконфессиональные (преимущественно протестантские) круги. Другая — русскоязычные адвентисты.

Е. Зайцев стремится преодолеть мифологемы относительно Адвентистской церкви. Первая — сектантский образ этой конфессии, воспринятый постсоветским социумом от пропаганды царской и советской империй. Частным отражением этого имиджа является о(т)страненный и укоризненный взгляд на адвентистов со стороны евангельского большинства Евразии. Вторая мифологема — чрезмерно героизированное представление адвентистов о своем прошлом, препятствующее трезвой саморефлексии в актуальных реалиях. К этой группе примыкают различные около- и экс-церковные течения, зачастую именуемые и/или именующие себя адвентистами реформационного движения. Это бывшие адвентисты, в силу богословских и личностных конфликтов разошедшиеся с этой конфессией, но из-за ее самобытности продолжающие духовный поиск параллельно с ней. Об эволюции вероучения адвентистов седьмого дня рассказывает заключительная глава книги.

Этим мифологемам автор противопоставляет западную школу церковной истории: попытку изобразить пионеров адвентизма если без нимбов, то и без «рогов и копыт». Е. Зайцев привлек репрезентативный спектр англоязычных источников, создающий представление об интересах западных исследователей адвентизма. Он тяготеет к объективистской позиции, избегая открытой полемики и проповеднического тона. «Широкий круг читателей» вправе ожидать, что автор будет указывать, какие из цитируемых им работ переведены на русский язык. В книге такое уточнение находим только для двух источников. А ведь в русском переводе доступны большинство работ центрального адвентистского идеолога Эллен Уайт, на которые ссылается Е. Зайцев. Если автор не удовлетворен точностью этих переводов, об этом имеет смысл предупредить читателя.

Первая и вторая главы обозначают предшественников Адвентистской церкви. Автор прослеживает традицию милленаристского богословия, начиная с новозаветного канона. Справедливо уделяет внимание менее известным аспектам темы. Например, Лютер упомянут единожды и вскользь, зато поданы хилиастические взгляды Иоахима Флорского, гуситов и анабаптистов, Бенгеля и Петри.

Но насколько тезис о самодостаточности богословия европейского христианства применим к анализу иудео-христианских течений? К моменту написания Нового завета движение книжников существовало уже полтысячи лет. И в еврейской традиции, несравнимо менее затронутой эллинистическим мышлением, чем классическое христианское богомыслие, есть и развернутая эсхатология, и принцип «день за год» в толковании пророческих книг, правомерность которого защищает автор, и системное учение о земном святилище, на основании которого единственно можно судить о Небесном Храме. Августиново учение о замещении Израиля Церковью и породило тезис о том, что главное святилище новозаветной эры находится в Риме, и восседает в нем преемник апостола Петра. Такое «заземленное» толкование создало герменевтический контекст, за пределы которого не вышло миллеритское движение — непосредственный предшественник Церкви адвентистов седьмого дня (АСД). Что и предопределило «Великое разочарование» 1844 года.

В третьей главе речь идет о становлении организационной структуры Церкви АСД. Здесь Е. Зайцев ведет скрытую дискуссию с внутренними критиками адвентизма, показывая необходимость теперешней организации этой конфессии. Он подчеркивает, что ее «католическая» централизация уравновешена коллегиальностью в выработке управленческих решений. В книге изложена функциональная и хронологическая апология церковного устройства. Осознаёт автор и вызовы институционализации церкви.

Социальная роль церкви является одной из центральных тем книги. Общественная деятельность предстает фоном, истоком и мотивом церковной работы. В ви́дении автора вера ценна как образ жизни, мотив общественных преобразований, а не как блок абстрактных воззрений. Эти тезисы адресованы первой, «внешней» аудитории.

Внутренней аудитории будут интересны сюжеты о том, что американские протестанты использовали в церковной работе новейшие технологии своего времени. В 1830-1840-х годах, когда массовая американская печать находилась на этапе формирования, миллериты выпустили «более пяти миллионов экземпляров газет и брошюр адвентистского содержания» [11, с. 57] — беспрецедентный для своего времени тираж, в частности религиозных изданий. Развитию издательской деятельности ЦАСД посвящена пятая глава книги.

Вслед за миллеритами большинство АСД устно и со страниц своей периодики выступали за отмену рабства в то время, когда оно было частью законодательства ряда южных штатов. На заре своего существования адвентисты — выраженные пацифисты — пережили опыт мобилизации во время войны Севера и Юга США. Этот сложнейший вопрос церковно-государственных отношений побудил Джеймса Уайта в 1862 году заявить, что «объявление всеобщей мобилизации меняет ситуацию, и “в случае призыва (в таких условиях — М. Б.) ответственность за нарушение Божьего Закона берет на себя государство”» [11, с. 114]. В ответ на «беспощадную критику» такой установки со стороны коллег-пацифистов была сформирована «сбалансированная позиция… адвентисты седьмого дня не должны отказываться от призыва, но вместе с тем, они не должны и брать в руки оружие» [11, с. 115].

Этот опыт не был должным образом учтен в Европе в начале Первой мировой войны, когда администрация немецкого адвентизма в ответ на репрессии к отказникам от общей мобилизации в России заняла непреклонную позицию, велев членам церкви идти на фронт с оружием в руках и по субботам выполнять приказы командиров. В ответ ряд немецких служителей и членов церкви Германии объявил Церковь АСД отступницей от библейского учения и образовал реформационное движение.

Весной 2014 года, спустя сто лет после тех событий, на официальной встрече с представителями адвентистов-реформаторов официальная церковь АСД публично признала свою ошибку и попросила прощения. Делегаты реформистов заявили, что принимают извинения и подготовят письменный ответ [12] (текст заявления ЦАСД [13]). Евгений Зайцев был участником этого исторического мероприятия [14].

Е. Зайцев реконструирует эволюцию аспектов церковной работы адвентистов, анализируя и имевшие место в истории этой конфессии конфликты, дискуссии, оппозиционные мнения, ереси и сопротивление руководству.

Также автор готовит почву к опровержению идеи о том, что когда двое служителей — Алонзо Джоунс и Эллет Ваггонер — в 1888 году «принесли адвентистам» учение о праведности по вере, а съезд Генеральной Конференции своим большинством не поддержал их взгляд, это свидетельствует, что Церковь АСД в целом отвергла эту весть и потеряла свой статус Церкви Остатка, ведомой Всевышним. Е. Зайцев показывает, что в разное время Джоунс имел ошибочные (с точки зрения дальнейшей унификации богословия и практики ЦАСД) убеждения, на определенном этапе блокируя формирование организационной структуры церкви.

Четвертая глава посвящена формированию миссиологического сознания Адвентистской церкви. Автор предлагает периодизацию понимания евангельской миссии адвентистами седьмого дня. Это понимание развивалось от концепции «закрытой двери» благодати к «частично открытой двери», а затем к проповеди в протестантских странах и, наконец, к вере в необходимость познакомить всё человечество с вестью о Втором пришествии Христа.

В книге мы видим, что и богословские взгляды Эллен Уайт претерпевали изменения. Эта концепция развивающегося ви́дения церковной жизни является центральной идеей книги.

В переходе от миллеритского движения к адвентизму произошел переход от Второго пришествия как магистральной темы богословия к святости субботы как сигнальному признаку приоритетной аудитории адвентистской вести. Соответственно толерантность и экуменизм миллеритов сменились подчеркнутой конфессиональностью адвентистов с готовностью провозглашать принципиальную нерушимость всякого пункта вероучения.

Автор указывает на уникальность ХІХ века как эпохи всемирной евангелизации. И именно этот аспект важен для построения сбалансированного взгляда на данный противоречивый этап истории христианства. Не в эпоху апостолов и раннехристианских миссий либо географических открытий, Реформации и колониализма христианство стало всемирной религией. Это произошло в то время, когда хор европейских интеллектуалов от идеологов библейского критицизма до дарвинистов прочил христианству, да и религии вообще, упадок и неизбежную смерть под ударами Разума и Прогресса. В результате же состоялся очередной исход христианства за пределы католической ойкумены, что столетие спустя заметно перекроило религиозную карту мира.

Е. Зайцев подчеркивает, что адвентизм находится в русле этой тенденции: к концу ХХ века «Церковь адвентистов седьмого дня перестает быть американской церковью, с каждым годом всё явственнее приобретая черты международной церковной организации» [11, с. 168]. Переформулировано и слово «миссионер». Ранее таковым назывался житель христианской страны «в Европе или Северной Америке… отправляющийся к язычникам, не христианам или в малоразвитые страны. Сегодня миссионером считается житель любой страны, выезжающий за пределы своей страны с миссионерской целью. (…) Обмен служителями-миссионерами стал взаимным и равноправным» [11, с. 172-173]. Логично, что адвентисты взяли курс на развитие национальных администраций в своих региональных подразделениях. В свою очередь это подвигло пересмотреть понятие «народ» в Великом поручении Христа. Удобный акцент на адвентистском присутствии в той или иной стране в 1990-х годах был изменен на куда менее комфортную цель евангельского свидетельства этносам, а не странам как политическим образованиям, могущим (в случае Британской империи, скажем) охватывать до четверти земной суши.

История становления и развития адвентистской системы здравоохранения изложена в шестой главе. Читатель узнаёт, что большинство компонентов «реформы здоровья», практикуемой адвентистами, в середине ХІХ века популяризировалось рядом энтузиастов, называвших себя реформаторами этой сферы. Однако со временем влияние этих активистов сошло на нет, потому что они предлагали достаточно противоречивые рецепты, не выдвигая аргументов, способных убедить широкие слои населения изменить привычный образ жизни. В противовес этому Эллен Уайт обозначила магистральное направление «реформы здоровья» и подвела под нее религиозное основание, что обеспечило стабильное внимание адвентистов к этому аспекту жизни.

Крупнейшим исследователем в сфере данной реформы в адвентистских кругах был Джон Келлог. Автор создает объемный портрет этой колоритной личности, внесшей неоценимый вклад в развитие общественного здравоохранения во всём мире. Е. Зайцев показывает и личную харизму Келлога, за умение сходиться с людьми и творчески продвигать свои идеи называя его «блистательным шоуменом» [11, с. 224], и бессребреничество легендарного доктора, когда, имея возможность сколотить состояние на изобретении тех же злаковых хлопьев как революционной формы здоровой пищи быстрого приготовления, Келлог остался равнодушен к перспективе самообогащения, заботясь лишь об оздоровлении пациентов. Российскому читателю будет интересно узнать о научных связях Келлога, в частности, о его многолетнем сотрудничестве с русским физиологом Иваном Павловым.

К сожалению для адвентистов, со временем Джон Келлог дистанцировался от этой конфессии — сначала организационно, затем идеологически. Новоприобретенные пантеистические убеждения Келлога разделяли вышеупомянутые пасторы Джоунс и Ваггонер.

На сегодня американские адвентисты в первую очередь известны своим долголетием и здоровьем [41]. Автор приводит результаты ряда исследований здоровья адвентистской общественности, на основании которых эта социальная группа признана одной из самых перспективных в плане наследования приобретенных факторов общественного здоровья.

В седьмой главе речь идет о становлении и развитии системы образования Адвентистской церкви. В протестантском мире это крупнейшая сеть образовательных учреждений, принадлежащих одной конфессии. Автор подчеркивает необходимость для адвентистских учебных учреждений соответствовать государственным аккредитационным требованиям, а не пытаться уклониться от этого курса под предлогом «уступок грешному миру».


Библиографический список
  1. Лебсак Г. Великое Адвентистское движение и Адвентисты седьмого дня в России. — К.: Патмос, 1918
  2. Лебсак Г. Великое Адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России. — Ростов-на-Дону: Альтаир, 2006.
  3. Демидов А. Краткое жизнеописание старшего брата Г. А. Григорьева. (Рукопись).
  4. Демидов А. О смерти брата Попова М. Я. (Машинописная брошюра).
  5. Демидов А. Краткое жизнеописание брата Г. И. Лебсака. (Машинописное издание). — М., 1965.
  6. Демидов А. Памяти брата Львова И. А. (Рукопись). — М., 1969.
  7. Демидов А. Существо и корни внутреннего «неединства в рядах современного адвентизма в нашей стране». (Машинописное издание). М., 1975.
  8. Демидов А. Из истории издания и написания наших «Псалмов Сиона». (Рукопись). — М. 1978.
  9. Демидов А. Две линии руководства. (Машинописное издание). — М., 1979.
  10. Демидов А. Старомодность или возможная прогрессивность. (Машинописное издание). — М., 1979.
  11. Демидов А. Тяжкое двадцатипятилетие. (Машинописное издание). — М., 1980.
  12. Демидов А. Вступая в новое многообещающее, но тревожное десятилетие… (Машинописное издание). — М., 1980.
  13. Мацанова А., Мацанов П. По тернистому пути. — Калининград: Янтарный сказ, 1995.
  14. Парасей А., Жукалюк Н. Бедная, бросаемая бурею. — К.: Джерело життя, 1997.
  15. Жукалюк Н. Вспоминайте наставников ваших. — К.: Джерело життя, 1999.
  16. Жукалюк Н. Через крутые перевалы. — К.: Джерело життя, Заокский: Источник жизни, 2002.
  17. Жукалюк М. Крізь бурі, шторми, лихоліття… — К.: Джерело життя, 2009.
  18. Хайнц Д. Людвиг Рихард Конради. — Николаев: Медна, 2006.
  19. Хайнц Д и др. Души под жертвенником: Книга памяти Церкви адвентистов седьмого дня, посвященная жертвам религиозных репрессий во времена царской России и Советского Союза. 1886-1986 годы. — Харьков: Факт, 2010.
  20. Опарин А., Балаклицкий М. Адвентистская церковь в Украине: штрихи к портрету // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. — 2006. — № 714. — С. 23—26.
  21. Опарин А. Юбилейный год. Очерки истории адвентизма в Харькове. — Харьков: Факт, 2006.
  22. Опарин А. Когда плачут сосны. — Харьков: Факт, 2007.
  23. Опарин А. Псалмы, написанные кровью. — Харьков: Факт, 2007.
  24. Опарин А., Юнак Д. Желтая река. — Харьков: Факт, 2008.
  25. Зайцев Е. История Церкви Адвентистов Седьмого Дня в России. — Заокский: Источник жизни, 2008.
  26. Юнак Д. И помни весь путь. — М., К., 2000.
  27. Юнак Д. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России. — В 2 т. — Заокский: Источник жизни, 2002.
  28. Юнак Д. Церковь АСД в России: документы из государственных, партийных и церковных архивов. — М., 2004.
  29. Юнак Д. История церкви АСД в Белоруссии. (Рукопись). — 2006.
  30. Юнак Д., Юнак Л. О летах минувших. (Рукопись). — Тула, 2008.
  31. Зайцев Е. Учение В. Лосского о теозисе. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.
  32. Зайцев Е. Церковь в контексте социальных проблем современности / Сборник религиоведческих статей. — Заокский: Источник жизни, 2009.
  33. Зайцев Е. Трехангельская весть как знак адвентистской идентичности. — Заокский: Источник жизни, 2011.
  34. Зайцев Е. Диалог с православным верующим. — Заокский: Источник жизни, 2011.
  35. Зайцев Е. Провозглашая Божью благодать / Отчет о 59-ой сессии Генеральной Конференции. — Заокский: Источник жизни, 2011.
  36. О Святом Духе. Ред. Е. Зайцев. — Заокский: Источник жизни, 2009; Сын Божий, Сын Человеческий. Ред. Е. Зайцев. — Заокский: Источник жизни, 2011.
  37. Зайцев Е. Без прошлого нет будущего. История организационного и доктринального становления Церкви адвентистов седьмого дня. — Заокский: Источник жизни, 2013.
  38. Kaiser D. Adventist Leaders in Germany Apologize for World War I Stance // http://www.adventistreview.org/church-news/adventist-leaders-in-germany-apologize-for-stance-in-world-war-i [30.5.14].
  39. “Guilt and Failure” — Statement of the Seventh-day Adventist Church regarding the outbreak of the First World War // http://www.stanet.ch/apd/news/3995.html [12.5.14].
  40. Zaitsev E., The Seventh-day Adventist Church in Russian Empire during the First World War / Symposium “The Impact of World War I on Seventh-day Adventism”, May 12-15, 2014, Friedensau Adventist University. (Готовится к публикации).
  41. Бюттнер Д. Правила долголетия. 9 уроков о том, как жить долго и не болеть. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.


Все статьи автора «Maksym Balaklytskyi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: