ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Рудниченко Мария Владимировна
Тольяттинский государственный университет
магистр гуманитарно – педагогического института кафедры «Журналистика»

Аннотация
Статья посвящена анализу молодежных студенческих СМИ городского округа Тольятти, с целью определения реализации в них медиаобразовательных технологий. Применяемые изданиями медиаобразовательные технологии рассматриваются, как процесс методического взаимодействия с аудиторией направленный на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике, получение профессиональных навыков и формирование медиаграмотности.

Ключевые слова: газеты, журналистика, медиаграмотность, медиаобразование, медиаобразовательные технологии, молодежь, сми


THE USE OF MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES IN STUDENT PUBLICATIONS OF TOWN TOGLIATTI

Rudnichenko Maria Vladimirovna
Togliatti State University
master of Humanities - pedagogical Institute of the Department of Journalism

Abstract
The article is devoted to the analysis of the youth media city district of Togliatti, to determine implement them in media education technologies. Used by the publications of media education technologies are considered as a methodical process of interaction with the audience aimed at improving or developing professional interest in journalism, obtaining professional skills and formation of media literacy.

Keywords: journalism, media, media education, media literacy, media technology, newspaper, youth


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Рудниченко М.В. Применение медиаобразовательных технологий в студенческих изданиях г.о. Тольятти // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/7183 (дата обращения: 06.03.2024).

Медиаобразование молодежной аудитории в современном информационном мире играет  важную роль в формировании культуры общения со средствами массовой информации. Плодотворная медиаобразовательная деятельность может быть реализована только в результате профессиональной работы с молодежью медиапедагогов и журналистов с помощью  определенных технологий.

Применение медиаобразовательных технологий печатными периодическими изданиями, направлено на обеспечение  процесса функционирования  и развития своей деятельности. В результате этой направленности редакционные коллективы изданий и читательская аудитория образуют творческое взаимодействие. Это подразумевает систему организационных мероприятий, целью которых является установление и укрепление связей каждого периодического издания с его аудиторией.     Для исследования были выбраны три студенческие газеты г. о. Тольятти «Молодежный акцент», «Speechka. Газета горящей молодежи» (издаются при ВУЗах) и «Молодой Тольятти» (коллектив редакции состоит из студентов будущих журналистов).

В данных периодических изданиях выявлены общие черты. Они все универсальны по тематике,  во всех изданиях авторы текстов непрофессионалы -  это студенты, будущие журналисты. В этой связи,  выпуск номеров газет на летний период прекращается.

Среди отличий между изданиями, например, направленность газеты «Speechka» в основном, на аудиторию школьного возраста и на абитуриентов, в то время как «Молодежный акцент» и «Молодой Тольятти» направлены по своей тематике на студенческую и работающую молодежь.

Формы медиаобразовательных технологий,  предназначенные для контактов редакций данных молодежных газет с аудиторией, проанализированы по методике профессора и медиапедагога С. В. Ушаковой [2], которая делит  их на   прямые  и косвенные.

К прямым формам участия СМИ в развитии медиаграмотности аудитории относятся: медиаобразовательные публикации в СМИ; публикация произведений медиакритики; выпуск периодических изданий – ориентирующих массовую аудиторию и формирующих у неё навыки и оценку восприятия информации; публикация произведений и образовательных программ, генерированных общественными организациями и медиаактивистами – представителями гражданского общества; рубрики в средствах массовой информации, предназначенные для поддержания связей редакций с аудиторией, где даются пояснения о внутриредакционной журналистской деятельности журналистов; колонки омбудсменов («защитников читателей»), где подвергаются разбору спорные случаи журналистской практики.

Косвенные формы взаимодействия это: самообучение аудитории в процессе потребления содержания массмедиа; повышение медиаграмотности аудитории  в результате   сотрудничества с редакциями изданий в качестве внештатных корреспондентов, источников журналистской информации; выпуск периодических изданий в образовательных учреждениях, общение с массмедиа как дополнительный источник роста медиаграмотности, формируемой педагогами и организаторами соответствующей групповой работы; публичное внередакционное общение журналистов и творческих работников медийной сферы с представителями аудитории; участие в выпуске неформальных периодических изданий, в ходе которого у участников вырабатываются первичные навыки и представления об информационной деятельности; блоггерство  – участие в подготовке и информационном наполнении блогов и индивидуальных сайтов.

В процессе анализа молодежных газет было установлено, что все они используют, в основном, косвенные формы участия СМИ в развитии медиаграмотности аудитории. Молодежь имеет возможность  получать коммуникативный опыт и практические навыки в результате   сотрудничества с редакциями изданий в качестве внештатных корреспондентов, источников журналистской информации. Происходит самообучение читательской аудитории в процессе потребления содержания данной молодежной прессы. Было отмечено в выпусках всех газет участие внештатных авторов, которые готовят материалы для новостных рубрик, либо материалы для тематических номеров. Постоянными авторами в редакциях всех исследуемых газетах оказались студенты 1 – 3 курса специальности «журналистика» Тольяттинского государственного университета. Дополнительным источником при косвенном взаимодействии, служит публичное внередакционное общение работников медийной сферы с представителями аудитории.

Все рассматриваемые издания практикуют в своих номерах публикации, не только направленные на повышение и развитие профессиональных качеств будущих журналистов, но и  произведения, генерированные медиаактивистами, представителями гражданского общества. Например, рубрика  «Проба пера», в газете  «Молодой Тольятти», где  пробовать себя в журналистском творчестве могут все желающие и рубрика «Гостиная»,  в газете  «Speechka», куда пишут в основном, школьники и абитуриенты.

Рассмотрев,  формы взаимодействия редакций газет со своей читательской аудиторией, рассмотрим публикации, которые направлены на медиаобразование аудитории. Приводить примеры публикаций   начнем  с газеты «Молодежный акцент». Подавляющее большинство публикаций, нацеленных на медиаобразование, связано с проведением различных журналистских конкурсов и фестивалей. Так, в  7 номерах газеты расположена публикация о проведении ежегодных городских семинаров по журналистике. Организатором  являются газета «Молодежный акцент», Поволжский Государственный Университет Сервиса, комитет по делам молодежи мэрии  Тольятти и Дом Молодежных Организаций «Шанс». Семинары проходят на бесплатной основе, и в каждом выпуске номера напечатана новая тема семинара. Например, «Знакомство с видеожурналистикой», «Радиожурналистика: азы профессии», «Практика работы с журналистским текстом» и др. В № 11опубликована заметка «Виртуал информ» о проведении в городе Сызрань фестиваля молодежной прессы и сайтов. В № 12 располагается заметка о проведении Всероссийского конкурса журналистских материалов и фотографии «В гармонии с природой». Поскольку  «Молодежный акцент» это областная газета, в № 13 опубликован материал о фестивале «Сызрань online», который призван объединить молодежные СМИ на одной площадке – для диалога, обмена опытом и обучения.

Так же в газете есть публикации, нацеленные на повышение медиаграмотности и интереса к профессиональной журналистской деятельности. В номере 14 в  рубрике «Редкий кадр»  опубликован рассказ от корреспондента тольяттинского телеканала «ВАЗ ТВ» Валентины Беловой  о работе журналиста, где она дает советы и приводит примеры из своей практики. Материал готовила Татьяна Сергунина. В 8 номерах размещается постоянная рубрика Настасьи Сучковой, студентки факультета журналистики, «Кликни», в которой автор рассказывает о сайтах в сети Интернет с разнообразной информацией и помогает читателю ориентироваться в интернет – изданиях.

Публикации издания «Speechka». Газета горящей молодежи» так же изобилуют приглашениями к участию в конкурсах. В № 11 расположена заметка о конкурсе: «Позитивный контент», объявленный компанией Ru – center и Фондом Развития Интернет, для вовлечения молодежной аудитории в активную жизнь в Сети и за ее пределами. Принять участие в конкурсе могут сайты, форумы и блоги. В № 13 заметка о проведении Всероссийского конкурса журналистских материалов и фотографии «В гармонии с природой». В № 14на целой полосе опубликовано положение о конкурсе юных журналистов «Тольятти – город молодых». Организаторы ТГУ, Мэрия городского  округа Тольятти, пресс центр «ОАО «АВТОВАЗ», журнал «Город», информационный портал TLT.NEWS.RU. К участию приглашались старшеклассники, выпускники школ и средне – специальных учебных заведений в возрасте от 15 до 21 года.

Среди публикаций следует отметить в №  16 материал о Школе  юного журналиста «Легкое перо». Ежемесячно в школе выходит городская газета «В центре», в которой юные журналисты пробуют себя в роли настоящих корреспондентов. Обучение в школе бесплатное. А слушатели, в основном, учащиеся 8-11-х классов.

В материалах газеты «Молодой Тольятти» мы выделили большое количество публикаций помогающих аудитории составить свое представлении о современных СМИ. В № 2 в рубрике «Лови ссылку»  размещена статья, в которой рассказывается о полезных интернет – ресурсах. Автор Юлия Евстафьева. Отдельно следует сказать о рубриках «Засветись!», в которой публикуется  информация о различных конкурсах, и «Проба пера», которая является своеобразной площадкой для непрофессиональных авторов.

Таким образом, по количеству публикаций,  имеющих медиаобразовательный потенциал, лидером стала газета «Молодежный акцент» – всего 23 публикации,  из них  6 направлены на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике и получение профессиональных навыков. «Speechka». Газета горящей молодежи» -  всего 8 публикаций,  из них  – 6 направлены на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике и получение профессиональных навыков.  «Молодой Тольятти» – всего 9 публикаций,  из них  - только 1 материал, направлен на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике и получение профессиональных навыков.

 Исследование студенческих газет г.о. Тольятти показало, что медиаобразовательные технологии,  предназначенные для контактов редакции с аудиторией, в большей части присутствуют в  изданиях «Молодежный акцент» и «Speechka».   «Молодой Тольятти», снабжает читателя достаточно полной объективной информацией об общественной и культурной жизни – информацией, необходимой для ориентации в меняющейся обстановке и для принятия обоснованных решений. В работе со своей аудиторией деятельность всех изданий  помогает  развивать критическое  мышление, умение анализировать, сопоставлять, убедительно аргументировать свою точку зрения и концентрироваться на самом важном.

Изложенные формы взаимодействия молодежных изданий с читательской аудиторией и примеры публикаций, позволяют сделать выводы о том, что по  реализации медиаобразовательных технологий, данные газеты ставят своей целью как выявление талантливой молодежи, способной заниматься профессионально журналистикой, так и повышение профессионального уровня студентов, обучающихся по специальности журналистика. Так же газеты нацелены на поддержание позитивного информационного влияния на молодежь и повышение нравственного и культурного уровня учащихся школ, высших и средне – специальных образовательных учреждений г.о. Тольятти.

Несмотря на разные типы учредителей  исследуемых газет, все они являются продуктом медиаобразовательной системы. В сравнительной характеристике изданий по  итогам анализа, можно с уверенностью говорить о том, что газета «Молодежный акцент» занимает лидирующую позицию по всем заявленным формам взаимодействия со своей читательской аудиторией.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что современные публикации медиаобразовательных материалов в  студенческих СМИ г. о. Тольятти,  превратились в каналы целенаправленного и систематического образовательного воздействия на публику с целью формирования молодежной медиаграмотности.


Библиографический список
  1. Жилавская И. В. Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. / И.В. Жилавская // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». — Казань : КазГУ, 2009. С. 332-338.
  2. Журналистика и медиаобразование в XXI веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. Науч. – практ. Конф. Белгород : Изд-во БелГу,. – 2006. С.223- 226.
  3. Кудинова JI. В. Специфика взаимоотношений СМИ с аудиторией // Вестн. ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2008. – № 1. – С.201-206.
  4. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.


Все статьи автора «Рудниченко Мария Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: