Медиаобразование молодежной аудитории в современном информационном мире играет важную роль в формировании культуры общения со средствами массовой информации. Плодотворная медиаобразовательная деятельность может быть реализована только в результате профессиональной работы с молодежью медиапедагогов и журналистов с помощью определенных технологий.
Применение медиаобразовательных технологий печатными периодическими изданиями, направлено на обеспечение процесса функционирования и развития своей деятельности. В результате этой направленности редакционные коллективы изданий и читательская аудитория образуют творческое взаимодействие. Это подразумевает систему организационных мероприятий, целью которых является установление и укрепление связей каждого периодического издания с его аудиторией. Для исследования были выбраны три студенческие газеты г. о. Тольятти «Молодежный акцент», «Speechka. Газета горящей молодежи» (издаются при ВУЗах) и «Молодой Тольятти» (коллектив редакции состоит из студентов будущих журналистов).
В данных периодических изданиях выявлены общие черты. Они все универсальны по тематике, во всех изданиях авторы текстов непрофессионалы - это студенты, будущие журналисты. В этой связи, выпуск номеров газет на летний период прекращается.
Среди отличий между изданиями, например, направленность газеты «Speechka» в основном, на аудиторию школьного возраста и на абитуриентов, в то время как «Молодежный акцент» и «Молодой Тольятти» направлены по своей тематике на студенческую и работающую молодежь.
Формы медиаобразовательных технологий, предназначенные для контактов редакций данных молодежных газет с аудиторией, проанализированы по методике профессора и медиапедагога С. В. Ушаковой [2], которая делит их на прямые и косвенные.
К прямым формам участия СМИ в развитии медиаграмотности аудитории относятся: медиаобразовательные публикации в СМИ; публикация произведений медиакритики; выпуск периодических изданий – ориентирующих массовую аудиторию и формирующих у неё навыки и оценку восприятия информации; публикация произведений и образовательных программ, генерированных общественными организациями и медиаактивистами – представителями гражданского общества; рубрики в средствах массовой информации, предназначенные для поддержания связей редакций с аудиторией, где даются пояснения о внутриредакционной журналистской деятельности журналистов; колонки омбудсменов («защитников читателей»), где подвергаются разбору спорные случаи журналистской практики.
Косвенные формы взаимодействия это: самообучение аудитории в процессе потребления содержания массмедиа; повышение медиаграмотности аудитории в результате сотрудничества с редакциями изданий в качестве внештатных корреспондентов, источников журналистской информации; выпуск периодических изданий в образовательных учреждениях, общение с массмедиа как дополнительный источник роста медиаграмотности, формируемой педагогами и организаторами соответствующей групповой работы; публичное внередакционное общение журналистов и творческих работников медийной сферы с представителями аудитории; участие в выпуске неформальных периодических изданий, в ходе которого у участников вырабатываются первичные навыки и представления об информационной деятельности; блоггерство – участие в подготовке и информационном наполнении блогов и индивидуальных сайтов.
В процессе анализа молодежных газет было установлено, что все они используют, в основном, косвенные формы участия СМИ в развитии медиаграмотности аудитории. Молодежь имеет возможность получать коммуникативный опыт и практические навыки в результате сотрудничества с редакциями изданий в качестве внештатных корреспондентов, источников журналистской информации. Происходит самообучение читательской аудитории в процессе потребления содержания данной молодежной прессы. Было отмечено в выпусках всех газет участие внештатных авторов, которые готовят материалы для новостных рубрик, либо материалы для тематических номеров. Постоянными авторами в редакциях всех исследуемых газетах оказались студенты 1 – 3 курса специальности «журналистика» Тольяттинского государственного университета. Дополнительным источником при косвенном взаимодействии, служит публичное внередакционное общение работников медийной сферы с представителями аудитории.
Все рассматриваемые издания практикуют в своих номерах публикации, не только направленные на повышение и развитие профессиональных качеств будущих журналистов, но и произведения, генерированные медиаактивистами, представителями гражданского общества. Например, рубрика «Проба пера», в газете «Молодой Тольятти», где пробовать себя в журналистском творчестве могут все желающие и рубрика «Гостиная», в газете «Speechka», куда пишут в основном, школьники и абитуриенты.
Рассмотрев, формы взаимодействия редакций газет со своей читательской аудиторией, рассмотрим публикации, которые направлены на медиаобразование аудитории. Приводить примеры публикаций начнем с газеты «Молодежный акцент». Подавляющее большинство публикаций, нацеленных на медиаобразование, связано с проведением различных журналистских конкурсов и фестивалей. Так, в 7 номерах газеты расположена публикация о проведении ежегодных городских семинаров по журналистике. Организатором являются газета «Молодежный акцент», Поволжский Государственный Университет Сервиса, комитет по делам молодежи мэрии Тольятти и Дом Молодежных Организаций «Шанс». Семинары проходят на бесплатной основе, и в каждом выпуске номера напечатана новая тема семинара. Например, «Знакомство с видеожурналистикой», «Радиожурналистика: азы профессии», «Практика работы с журналистским текстом» и др. В № 11опубликована заметка «Виртуал информ» о проведении в городе Сызрань фестиваля молодежной прессы и сайтов. В № 12 располагается заметка о проведении Всероссийского конкурса журналистских материалов и фотографии «В гармонии с природой». Поскольку «Молодежный акцент» это областная газета, в № 13 опубликован материал о фестивале «Сызрань online», который призван объединить молодежные СМИ на одной площадке – для диалога, обмена опытом и обучения.
Так же в газете есть публикации, нацеленные на повышение медиаграмотности и интереса к профессиональной журналистской деятельности. В номере 14 в рубрике «Редкий кадр» опубликован рассказ от корреспондента тольяттинского телеканала «ВАЗ ТВ» Валентины Беловой о работе журналиста, где она дает советы и приводит примеры из своей практики. Материал готовила Татьяна Сергунина. В 8 номерах размещается постоянная рубрика Настасьи Сучковой, студентки факультета журналистики, «Кликни», в которой автор рассказывает о сайтах в сети Интернет с разнообразной информацией и помогает читателю ориентироваться в интернет – изданиях.
Публикации издания «Speechka». Газета горящей молодежи» так же изобилуют приглашениями к участию в конкурсах. В № 11 расположена заметка о конкурсе: «Позитивный контент», объявленный компанией Ru – center и Фондом Развития Интернет, для вовлечения молодежной аудитории в активную жизнь в Сети и за ее пределами. Принять участие в конкурсе могут сайты, форумы и блоги. В № 13 заметка о проведении Всероссийского конкурса журналистских материалов и фотографии «В гармонии с природой». В № 14на целой полосе опубликовано положение о конкурсе юных журналистов «Тольятти – город молодых». Организаторы ТГУ, Мэрия городского округа Тольятти, пресс центр «ОАО «АВТОВАЗ», журнал «Город», информационный портал TLT.NEWS.RU. К участию приглашались старшеклассники, выпускники школ и средне – специальных учебных заведений в возрасте от 15 до 21 года.
Среди публикаций следует отметить в № 16 материал о Школе юного журналиста «Легкое перо». Ежемесячно в школе выходит городская газета «В центре», в которой юные журналисты пробуют себя в роли настоящих корреспондентов. Обучение в школе бесплатное. А слушатели, в основном, учащиеся 8-11-х классов.
В материалах газеты «Молодой Тольятти» мы выделили большое количество публикаций помогающих аудитории составить свое представлении о современных СМИ. В № 2 в рубрике «Лови ссылку» размещена статья, в которой рассказывается о полезных интернет – ресурсах. Автор Юлия Евстафьева. Отдельно следует сказать о рубриках «Засветись!», в которой публикуется информация о различных конкурсах, и «Проба пера», которая является своеобразной площадкой для непрофессиональных авторов.
Таким образом, по количеству публикаций, имеющих медиаобразовательный потенциал, лидером стала газета «Молодежный акцент» – всего 23 публикации, из них 6 направлены на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике и получение профессиональных навыков. «Speechka». Газета горящей молодежи» - всего 8 публикаций, из них – 6 направлены на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике и получение профессиональных навыков. «Молодой Тольятти» – всего 9 публикаций, из них - только 1 материал, направлен на повышение или развитие профессионального интереса к журналистике и получение профессиональных навыков.
Исследование студенческих газет г.о. Тольятти показало, что медиаобразовательные технологии, предназначенные для контактов редакции с аудиторией, в большей части присутствуют в изданиях «Молодежный акцент» и «Speechka». «Молодой Тольятти», снабжает читателя достаточно полной объективной информацией об общественной и культурной жизни – информацией, необходимой для ориентации в меняющейся обстановке и для принятия обоснованных решений. В работе со своей аудиторией деятельность всех изданий помогает развивать критическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, убедительно аргументировать свою точку зрения и концентрироваться на самом важном.
Изложенные формы взаимодействия молодежных изданий с читательской аудиторией и примеры публикаций, позволяют сделать выводы о том, что по реализации медиаобразовательных технологий, данные газеты ставят своей целью как выявление талантливой молодежи, способной заниматься профессионально журналистикой, так и повышение профессионального уровня студентов, обучающихся по специальности журналистика. Так же газеты нацелены на поддержание позитивного информационного влияния на молодежь и повышение нравственного и культурного уровня учащихся школ, высших и средне – специальных образовательных учреждений г.о. Тольятти.
Несмотря на разные типы учредителей исследуемых газет, все они являются продуктом медиаобразовательной системы. В сравнительной характеристике изданий по итогам анализа, можно с уверенностью говорить о том, что газета «Молодежный акцент» занимает лидирующую позицию по всем заявленным формам взаимодействия со своей читательской аудиторией.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что современные публикации медиаобразовательных материалов в студенческих СМИ г. о. Тольятти, превратились в каналы целенаправленного и систематического образовательного воздействия на публику с целью формирования молодежной медиаграмотности.
Библиографический список
- Жилавская И. В. Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. / И.В. Жилавская // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». — Казань : КазГУ, 2009. С. 332-338.
- Журналистика и медиаобразование в XXI веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. Науч. – практ. Конф. Белгород : Изд-во БелГу,. – 2006. С.223- 226.
- Кудинова JI. В. Специфика взаимоотношений СМИ с аудиторией // Вестн. ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2008. – № 1. – С.201-206.
- Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.