ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ В РОССИИ ХХI ВЕКА – МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ?

Здоровцева Ольга Валерьевна
Южный Федеральный Университет
Северо-Кавказский Научный Центр Высшей Школы, cоискатель ученой степени кандидата наук

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме религиозности православного населения России начала ХХI века. В статье дается обоснование теистического понимания религиозности. На основе анализа социологических исследований по вопросам религиозности православных россиян сделан вывод о том, что доля религиозного населения даже среди называющих себя православными христианами в России недостаточна для культурного и духовного возрождения общества, а также – что Русская Православная Церковь, как общество верующих, секуляризована сама в себе.

Ключевые слова: вера, культурная самоидентификация, мировоззрение, православие, религиозность, христианин


THE ORTODOX CHISTIANS IN RUSSIA IN THE 20TH CENTURY - WORLDVIEW OR SELF-IDENTIFICATION

Zdorovceva Olga Valeriyevna
South Federal University
North Caucasus Scientific Center of High School, Graduate student

Abstract
This article is devoted to the problem of religiosity of the Orthodox Russian population in the beginning of the 20th century. Рreference is given to the theistic understanding of religiosity. It is states on the basis of the analysis of sociological data of religiosity of the individuals, who name themselves “the Orthodox believers”, that the group “believers” among this individuals in Russia is insufficient for the cultural and spiritual revival of society, and that the Russian Orthodox Church as the community of the believers is secular in itself.

Рубрика: Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Здоровцева О.В. Православные христиане в России ХХI века - мировоззрение или самоидентификация? // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/03/6140 (дата обращения: 22.02.2024).

Рецензент – научный руководитель
Астапов Сергей Николаевич,
доктор философских наук, доцент, зав. каф. философии религии и религиоведения факультета философии и культурологии ЮФУ

Долговременный период секуляризации в нашей стране изменил не только личное, но, в первую очередь, общественное сознание, которое стало расцерковленным. Оно утратило основные понятия, связанные с религиозной сферой, что повлекло обеднение нашей современной культуры и нас самих, как её представителей [1]. Насколько быстро и эффективно будет идти обратный процесс  - духовного и культурного возрождения общества зависит от  того, являются ли люди, заявляющие себя православными христианами в России в начале ХХI века, не по названию только, но и по мировоззрению и образу жизни.

Чтобы разобраться в том, являются ли российские православные настоящими христианами, надо рассмотреть критерии, которые лежат в очень тонко уловимой области – в области веры. В науке, в частности, такой, как социология религии, имеются параметры, которые косвенно могут помочь это сделать. Речь идет о критериях религиозности.

 «Чтобы понять религиозный мир, социолог должен принять теологические предпосылки» [2, с. 11]. Какими они могут быть?

Если вспомнить идею о том, что душа каждого человека, как считал Тертуллиан, по природе своей христианка, и христианская истина является для нее врожденной, то можно сделать предположение, что религиозность – это врожденное качество человека. Ведущие западные социологи религии Т. Лукман и П. Бергер также считают, что религиозность – это качество, присущее самой природе человека [2, c.4]. Об этом же говорит и о. А. Шмеман, утверждая, что человек является «по природе существом поклоняющимся» [4]. Таким образом, религиозность – это природное свойство человеческого сознания, которое «заставляет» человека искать высший жизненный смысл, стремиться к своему Творцу и поклоняться Ему.

Религиозность представляет собой латентную (не измеряемую напрямую) характеристику, в связи с чем возникает проблема определения степени религиозности субъекта.

В отечественной социологической науке наиболее адекватная российскому обществу модель измерения религиозности была разработана В.Ф.Чесноковой. Она впервые ввела понятие воцерковленности, разработала индекс воцерковленности» (В-индекс) и методику проведения исследований религиозности населения, основанную на изучении религиозного поведения. Её методика была неоднократно апробирована в исследованиях ФОМ и ИСПИ РАН.

Эта методика предназначена для определения религиозности именно православных верующих, и основана на пяти показателях религиозного образа жизни (посещение храма, исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, пост). Такой выбор был сделан ею не случайно. Православный христианин не может не принимать участия в мистической жизни Церкви, иначе он христианин лишь по названию. Воцерковленность – это критерий, показывающий, в какой степени христианин участвует в церковной жизни. Он может косвенно показать нам, религиозно ли сознание человека, и свидетельствовать о религиозных мотивах его поведения.

Результаты исследований, проведенных В.Ф. Чесноковой на основе статистических данных Фонда «Общественное мнение» 1992, 2000 и 2002 г.г., были изложены ею в книге «Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века». Изучение динамики религиозности в России в период с 2004 по 2013 годы продолжала ее ученица, кандидат социологических наук Ю.Ю. Синелина.  Рассмотрим полученные ими данные подробнее.

По последним данным, приведенным в статье Ю.Синелиной «Религиозность в современной России»  в январе 2013 г., доля православных верующих составляет 68% [5]. В сравнении с данными десяти- и двадцатилетней давности это больше почти на 20%. В группе «православные»  социально-демографические характеристики за последние 20 лет изменились, по некоторым параметрам существенно, а именно[1;6]:

Таблица № 1. Социально-демографические характеристики православного населения России.

 

1992/ %

2002/ %

2011/%

пол

 

 

 

мужчины

29

41

39

женщины

71

59

61

возраст

 

 

 

от 18 до 25 лет

16

16

14

от 26 до 35 лет

18

15

21*

от 36 до 45 лет

15

17

19*

от 46 до 54 лет

15

17

16*

от 55 лет и старше

35

36

31*

образование:

 

 

 

неполное среднее

28

19

4

среднее

53

34

17

среднее специальное

53

36

40

высшее и неоконченное высшее

18

11

39

Цифры, помеченные звездочкой – данные, получившиеся в результате моего пересчета в процессе наложения таблиц В.Ф. Чесноковой и Ю.Ю. Синелиной: Синелина Ю.Ю. брала менее широкий возрастной разброс, хотя обе ученых отделяют возраст десятилетним интервалом.

Как видно из таблицы, за указанный период число мужчин среди православных приблизилось к показателям населения в целом (cогласно последней переписи на 45 % мужчин приходится 55 % женщин [6]). Также значительно выросло число образованных в православной среде: лица с высшим образованием составляют почти половину от общего массива, а вместе с имеющими среднее специальное образование – 79%. Показатели В-индекса православных в динамике за последние 20 лет выглядят следующим образом [6]:

Таблица № 2. Динамика показателей В-индекса православного населения России.

 

1992/%

2002/%

2011/%

Посещают храм от нескольких раз в год до раза в месяц и чаще

22

31

43

Причащаются от одного раза в год до раза в месяц и чаще

14

21

34

Читают утреннее и вечернее правило и (или) молятся церковными молитвами

12

31

23

Знакомы с Евангелием

Регулярно читают Евангелие и (или) другие церковные тексты

34

 

 

6

43

 

 

2

53

 

 

6

Соблюдают посты более -менее регулярно

-

12

12

Я объединила некоторые пункты внутри показателей подобно тому, как это сделано у Ю.Синелиной. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Первый показатель – посещение храма – существенно возрос за прошедший период. Объединение показателей в данном случае оправдано, поскольку 1/3 часть православных верующих – люди пенсионного возраста, а также инвалиды [1]. Зачастую, для многих из них «побыть в храме» несколько раз в год – это завидная регулярность, особенно если он расположен далеко от места их проживания. Кроме того, 2/3 православных – лица, находящиеся в активном трудоспособном возрасте (от 18 до 54 лет), для них посещение храма хотя бы раз в месяц – тоже своего рода регулярность.

Показатель причащения – также вырос. Объединение тех, кто причащается раз в году с теми, кто делает это чаще, чем раз в месяц, вполне объяснимо: в дореволюционной России было установлено обязательное причащение не реже 1 раза в год[7], которое официально никто не отменял, а предложенный в 2013 г. Московской Патриархией проект«О подготовке ко Святому Причащению»  приводит слова Иоанна Златоуста о причащении 1-2 в месяц как подтверждение уже существующей в России последние 20 лет практике. При этом проект прямо советует православному христианину определять частоту причащения по совету с духовником и по своей совести [7].

Третий показатель – молитва. Молящихся своими молитвами Ю.Синелина не стала объединять с молящимися молитвами церковными. То же сделала и я. Если их объединить – получится довольно большой процент молящихся вообще – 76%. Но такое объединение не оправдано потому, что не показывает включенности верующего именно в церковную жизнь. Даже простые короткие молитвы, известные многим («Господи, помилуй»,  «Слава Богу», например) – это молитвы церковные, взятые из  богослужебного контекста. Но и при разделении пунктов этого показателя рост молящихся церковными молитвами есть. Однако, тех из них, кто регулярно читает утреннее и вечернее правило за 20 лет не прибавилось. 2%, которые приводит в своей статье Ю.Синелина – это, скорее всего, клирики. Такой малый процент и отсутствие роста объясняется тем, что для большинства православных процесс воцерковления является «вторичной социализацией» [8], они очень долго усваивают разные элементы церковной жизни, не знакомые им с детства. Для того, чтобы молитву органично вплести в повседневный образ жизни, необходимы долгие и упорные усилия самого верующего. Привычка же молиться неразрывно связана с поклонением Богу, а значит – с религиозностью сознания. Навыкнуть постоянно молиться – означает переменить свое сознание.

Четвертый показатель – чтение Священного Писания. Знакомство с Евангелием (53%) еще не означает его знание в такой степени, чтобы уметь приложить его содержимое к себе, своей жизни. Для того, чтобы понимать Евангелие, надо читать его регулярно (и не один год). Этот показатель в моей интерпретации не изменился и остался очень мал.

В Уставе Православной Церкви нет установления обязательно читать регулярно Евангелие и другие тексты. Рекомендуемый Церковью способ постижения Слова Божия, который сложился в Церкви на протяжении веков – это ежедневное чтение Евангелия по зачалам (несколько стихов, расположенных в определенной последовательности) [9]. Это делается в храмах, а поскольку современные христиане (кроме монахов) не могут ежедневно присутствовать на богослужении в церкви, то им и предлагается делать это дома. Это чтение понимается как насущная необходимость христианина: «…кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен…постоянно питать себя истиною» [10].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу чтения Евангелия пишет:«Весь Новый Завет может быть назван Евангелием, как содержащий одно евангельское учение… правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно»[11].  В связи с этим и предполагается чтение толкований. Кроме Евангелия, другие тексты, рекомендуемые Церковью для чтения – это Псалтырь. Но если под другими текстами понимать в первую очередь толкования и отеческие писания, то вероятно те, кто регулярно читает Евангелие, по необходимости заглядывает и в таковые, пусть и нерегулярно. Юлия Синелина так объясняла низкую планку этого показателя: «…надо понимать, что в процессе воцерковления каждый выбирает тот путь, который ему легче дается…»[6]. Здесь я соглашусь, уточнив, что трудно читать Священное Писание по той же причине, что и научиться молиться не от случая к случаю: секулярное сознание и образ жизни мешают человеку вернуться к поклонению Творцу.

Пост – не столь показателен, как другие элементы В-индекса. Этот элемент носит скорее отрицательный характер: снизилась доля тех, кто не соблюдает посты вообще (с 86% в 2000 г., до 59% в 2001г. [6]). Объяснение того, что показатель по соблюдению постов хуже других, на мой взгляд, может быть двояким. С одной стороны, «вопрос переносится на уровень привычных способов удовлетворения физических потребностей» [1]. С другой стороны, многие не могут держать пост по состоянию здоровья и священники на приходах дозволяют это во избежание отпадения слабоутвержденной паствы. А в третьих, более воцерковленные православные знают, что ради любви к ближнему можно и ДОЛЖНО нарушить любое церковное правило. Примерами таких нарушений полны Жития святых. И, получается, что по первой причине не соблюдают посты невоцерковленные и слабовоцерковленные православные, а их в группе «православные» большинство (88% на 2011 г. [6]), а воцерковленные – по второй и третьей причине.

Таким образом, мы видим, что показатели религиозного поведения православных в течение последних 20 лет изменялись медленно. О чем же они говорят?

Они подтверждают слова С. Лебедева о том, что религиозность современного человека есть результат  «взаимодействия секуляризованной светской культуры, изначально определяющей его жизненный мир, и конфессиональной религиозной культуры, помещаемой им в центр своего жизненного мира и трансформирующей его» [13].

В.Ф. Чеснокова, проводя свое исследование воцерковленности наших сограждан в начале 2000-х, параллельно попыталась исследовать ценностные установки личности и наложить полученные данные друг на друга. Из всех приводимых ею параметров, назову два, относящихся к делу, которые она обнаружила  среди группы наиболее воцерковленных: стимулы увеличения личной трудовой активности и личные жизненные приоритеты. Среди 24 предложенных вариантов ответов по первой позиции только в группе наиболее воцерковленных (Ц) 15,12% выбрали «Возможность проявить способности, найти свое призвание». Хотя другие варианты здесь набрали больше процентов голосов, в группе Ц он самый большой по сравнению с другими подгруппами православных. «Эта добросовестность и ответственность не зависят не только от вознаграждения, но и от политической ситуации, правящих партий, государственного устройства»[1] и они естественны для религиозного человека. Второй названный параметр показал, что именно воцерковленные в большей степени, чем остальные православные  предпочли из 8 вариантов ответов два: «нравственное поведение, безгрешность» – 52,20% (в среднем – 36,84%) и «уважение окружающих» – 64,39% (при среднем 55,59%)… это вполне религиозные ценности – уважение нравственного закона и ориентация на ближнего своего» [1].  Если второй параметр ещё неплох, то первый – просто плачевный. Отсутствие поиска своего места в этом мире свидетельствует о секулярном восприятии мира и человека.  Секулярист «подчеркнуто отрицательно относится именно к сакраментальности человека и мира» [4], то есть он не видит связи своей жизни и мира в целом с Богом, с Его промыслом. К пяти показателям В-индекса В.Ф.Чесноковой в последних исследованиях Ю. Синелиной были добавлены параметры, которые также могут свидетельствовать о религиозности сознания личности в большей степени, чем воцерковленность: это вера в бессмертие души и важность религии в жизни человека. Первый показатель среди православных в 2011 г. был равен 40%, второй – 28% (это те, кто назвал религию очень важной,  как довольно важную ее определили 46% причисляющих себя к Православию) [6]. Когда человек говорит, что религия «довольно» важна, это значит, она всё еще имеет для него прикладное значение, а не самоценность. К сожалению, «показатели, характеризующие уровень религиозного сознания, остаются невысокими,…значительная часть респондентов, считающих себя верующими, …плохо представляют себе то, во что верят, и вера мало влияет на их жизненные цели и установки» [6]. Третий, предложенный Ю. Синелиной новый показатель – участие в жизни религиозной общины, я бы отнесла к индексу воцерковленности. Он тоже неутешителен: 68,5% православных в жизни религиозных общин не участвуют [6].

Итак, для большинства россиян, называющих себя православными (60% [5]) религия – не основа мировоззрения, а лишь способ культурной самоидентификации. Около 10%  православных  в России Ю.Синелина называет религиозным ядром, и еще примерно 30% – более-менее религиозными, в совокупности составляющими «церковный народ». Следовательно, доля тех, кто действительно является православным христианином по образу мыслей и убеждениям, а затем, и по образу жизни, – катастрофически мала для страны с почти 150 – миллионным населением. Показатели В-индекса и показатели религиозности сознания свидетельствуют о том, что Русская Православная  Церковь как общество верующих во Христа секуляризована сама в себе.


Библиографический список
  1. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005г., 297 с. URL:   http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_04.htm#5 (дата обращения 12-15.01.2014 г., 08.02.2014 г.)
  2. Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности. Современные исследования социальных проблем, №9(17), 2012 г., 14 с. URL: http://www.sisp.nkras.ru (дата обращения 19-20.12.2013г.)
  3. Шмеман А.Д. Богослужение в секулярный век. St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 16, N 1, 1972г.URL: http://www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_5.html (дата обращения 01-02.02.2014 г.)
  4. По данным опроса ФОМ, 2012 г. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10434 (дата обращения 08.02.2014 г.)
  5. Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России. Отечественные записки, № 1 (52) 2013 г.  URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 06-08.02.2014 г.)
  6. Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Официальный сайт Московской патриархии. 11.09.2013г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3225677.html ( дата обращения 06.02.2014 г.)
  7. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна. // Социологические исследования. 2010г. № 12. C. 85-94. URL: http://modernity-centre.org/2011/01/29/lebedev-101/ (дата обращения 02-03.02.2014г.)
  8. Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:
  9. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnoe_chtenie/4g1_4.shtml (дата обращения 11.02.2014 г.)
  10. Пестов Н.Е. Духовное чтение. Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnoe_chtenie/svas2.shtml ( дата обращения 11.02.2014 г.)
  11. Святитель Игнатий Брянчанинов. О чтении Евангелия. Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:http://www.hram-evenkya.ru/svyatitel-ignatiy-bryanchaninov-1807-1867/o-chtenii-svyatyih-ottsov-i-evangeliya (дата обращения 11.02.2014 г.)
  12. Панкратова Е.В. Религиозность и религиозная самоидентификация.URL: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/34-samoident ( дата обращения 09-10.01.2014г.)


Все статьи автора «olgazdorovceva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: