Рецензент – научный руководитель
Астапов Сергей Николаевич,
доктор философских наук, доцент, зав. каф. философии религии и религиоведения факультета философии и культурологии ЮФУ
Долговременный период секуляризации в нашей стране изменил не только личное, но, в первую очередь, общественное сознание, которое стало расцерковленным. Оно утратило основные понятия, связанные с религиозной сферой, что повлекло обеднение нашей современной культуры и нас самих, как её представителей [1]. Насколько быстро и эффективно будет идти обратный процесс - духовного и культурного возрождения общества зависит от того, являются ли люди, заявляющие себя православными христианами в России в начале ХХI века, не по названию только, но и по мировоззрению и образу жизни.
Чтобы разобраться в том, являются ли российские православные настоящими христианами, надо рассмотреть критерии, которые лежат в очень тонко уловимой области – в области веры. В науке, в частности, такой, как социология религии, имеются параметры, которые косвенно могут помочь это сделать. Речь идет о критериях религиозности.
«Чтобы понять религиозный мир, социолог должен принять теологические предпосылки» [2, с. 11]. Какими они могут быть?
Если вспомнить идею о том, что душа каждого человека, как считал Тертуллиан, по природе своей христианка, и христианская истина является для нее врожденной, то можно сделать предположение, что религиозность – это врожденное качество человека. Ведущие западные социологи религии Т. Лукман и П. Бергер также считают, что религиозность – это качество, присущее самой природе человека [2, c.4]. Об этом же говорит и о. А. Шмеман, утверждая, что человек является «по природе существом поклоняющимся» [4]. Таким образом, религиозность – это природное свойство человеческого сознания, которое «заставляет» человека искать высший жизненный смысл, стремиться к своему Творцу и поклоняться Ему.
Религиозность представляет собой латентную (не измеряемую напрямую) характеристику, в связи с чем возникает проблема определения степени религиозности субъекта.
В отечественной социологической науке наиболее адекватная российскому обществу модель измерения религиозности была разработана В.Ф.Чесноковой. Она впервые ввела понятие воцерковленности, разработала индекс воцерковленности» (В-индекс) и методику проведения исследований религиозности населения, основанную на изучении религиозного поведения. Её методика была неоднократно апробирована в исследованиях ФОМ и ИСПИ РАН.
Эта методика предназначена для определения религиозности именно православных верующих, и основана на пяти показателях религиозного образа жизни (посещение храма, исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, пост). Такой выбор был сделан ею не случайно. Православный христианин не может не принимать участия в мистической жизни Церкви, иначе он христианин лишь по названию. Воцерковленность – это критерий, показывающий, в какой степени христианин участвует в церковной жизни. Он может косвенно показать нам, религиозно ли сознание человека, и свидетельствовать о религиозных мотивах его поведения.
Результаты исследований, проведенных В.Ф. Чесноковой на основе статистических данных Фонда «Общественное мнение» 1992, 2000 и 2002 г.г., были изложены ею в книге «Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века». Изучение динамики религиозности в России в период с 2004 по 2013 годы продолжала ее ученица, кандидат социологических наук Ю.Ю. Синелина. Рассмотрим полученные ими данные подробнее.
По последним данным, приведенным в статье Ю.Синелиной «Религиозность в современной России» в январе 2013 г., доля православных верующих составляет 68% [5]. В сравнении с данными десяти- и двадцатилетней давности это больше почти на 20%. В группе «православные» социально-демографические характеристики за последние 20 лет изменились, по некоторым параметрам существенно, а именно[1;6]:
Таблица № 1. Социально-демографические характеристики православного населения России.
|
1992/ % |
2002/ % |
2011/% |
пол |
|
|
|
мужчины |
29 |
41 |
39 |
женщины |
71 |
59 |
61 |
возраст |
|
|
|
от 18 до 25 лет |
16 |
16 |
14 |
от 26 до 35 лет |
18 |
15 |
21* |
от 36 до 45 лет |
15 |
17 |
19* |
от 46 до 54 лет |
15 |
17 |
16* |
от 55 лет и старше |
35 |
36 |
31* |
образование: |
|
|
|
неполное среднее |
28 |
19 |
4 |
среднее |
53 |
34 |
17 |
среднее специальное |
53 |
36 |
40 |
высшее и неоконченное высшее |
18 |
11 |
39 |
Цифры, помеченные звездочкой – данные, получившиеся в результате моего пересчета в процессе наложения таблиц В.Ф. Чесноковой и Ю.Ю. Синелиной: Синелина Ю.Ю. брала менее широкий возрастной разброс, хотя обе ученых отделяют возраст десятилетним интервалом.
Как видно из таблицы, за указанный период число мужчин среди православных приблизилось к показателям населения в целом (cогласно последней переписи на 45 % мужчин приходится 55 % женщин [6]). Также значительно выросло число образованных в православной среде: лица с высшим образованием составляют почти половину от общего массива, а вместе с имеющими среднее специальное образование – 79%. Показатели В-индекса православных в динамике за последние 20 лет выглядят следующим образом [6]:
Таблица № 2. Динамика показателей В-индекса православного населения России.
|
1992/% |
2002/% |
2011/% |
Посещают храм от нескольких раз в год до раза в месяц и чаще |
22 |
31 |
43 |
Причащаются от одного раза в год до раза в месяц и чаще |
14 |
21 |
34 |
Читают утреннее и вечернее правило и (или) молятся церковными молитвами |
12 |
31 |
23 |
Знакомы с Евангелием Регулярно читают Евангелие и (или) другие церковные тексты |
34
6 |
43
2 |
53
6 |
Соблюдают посты более -менее регулярно |
- |
12 |
12 |
Я объединила некоторые пункты внутри показателей подобно тому, как это сделано у Ю.Синелиной. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Первый показатель – посещение храма – существенно возрос за прошедший период. Объединение показателей в данном случае оправдано, поскольку 1/3 часть православных верующих – люди пенсионного возраста, а также инвалиды [1]. Зачастую, для многих из них «побыть в храме» несколько раз в год – это завидная регулярность, особенно если он расположен далеко от места их проживания. Кроме того, 2/3 православных – лица, находящиеся в активном трудоспособном возрасте (от 18 до 54 лет), для них посещение храма хотя бы раз в месяц – тоже своего рода регулярность.
Показатель причащения – также вырос. Объединение тех, кто причащается раз в году с теми, кто делает это чаще, чем раз в месяц, вполне объяснимо: в дореволюционной России было установлено обязательное причащение не реже 1 раза в год[7], которое официально никто не отменял, а предложенный в 2013 г. Московской Патриархией проект«О подготовке ко Святому Причащению» приводит слова Иоанна Златоуста о причащении 1-2 в месяц как подтверждение уже существующей в России последние 20 лет практике. При этом проект прямо советует православному христианину определять частоту причащения по совету с духовником и по своей совести [7].
Третий показатель – молитва. Молящихся своими молитвами Ю.Синелина не стала объединять с молящимися молитвами церковными. То же сделала и я. Если их объединить – получится довольно большой процент молящихся вообще – 76%. Но такое объединение не оправдано потому, что не показывает включенности верующего именно в церковную жизнь. Даже простые короткие молитвы, известные многим («Господи, помилуй», «Слава Богу», например) – это молитвы церковные, взятые из богослужебного контекста. Но и при разделении пунктов этого показателя рост молящихся церковными молитвами есть. Однако, тех из них, кто регулярно читает утреннее и вечернее правило за 20 лет не прибавилось. 2%, которые приводит в своей статье Ю.Синелина – это, скорее всего, клирики. Такой малый процент и отсутствие роста объясняется тем, что для большинства православных процесс воцерковления является «вторичной социализацией» [8], они очень долго усваивают разные элементы церковной жизни, не знакомые им с детства. Для того, чтобы молитву органично вплести в повседневный образ жизни, необходимы долгие и упорные усилия самого верующего. Привычка же молиться неразрывно связана с поклонением Богу, а значит – с религиозностью сознания. Навыкнуть постоянно молиться – означает переменить свое сознание.
Четвертый показатель – чтение Священного Писания. Знакомство с Евангелием (53%) еще не означает его знание в такой степени, чтобы уметь приложить его содержимое к себе, своей жизни. Для того, чтобы понимать Евангелие, надо читать его регулярно (и не один год). Этот показатель в моей интерпретации не изменился и остался очень мал.
В Уставе Православной Церкви нет установления обязательно читать регулярно Евангелие и другие тексты. Рекомендуемый Церковью способ постижения Слова Божия, который сложился в Церкви на протяжении веков – это ежедневное чтение Евангелия по зачалам (несколько стихов, расположенных в определенной последовательности) [9]. Это делается в храмах, а поскольку современные христиане (кроме монахов) не могут ежедневно присутствовать на богослужении в церкви, то им и предлагается делать это дома. Это чтение понимается как насущная необходимость христианина: «…кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен…постоянно питать себя истиною» [10].
Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу чтения Евангелия пишет:«Весь Новый Завет может быть назван Евангелием, как содержащий одно евангельское учение… правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно»[11]. В связи с этим и предполагается чтение толкований. Кроме Евангелия, другие тексты, рекомендуемые Церковью для чтения – это Псалтырь. Но если под другими текстами понимать в первую очередь толкования и отеческие писания, то вероятно те, кто регулярно читает Евангелие, по необходимости заглядывает и в таковые, пусть и нерегулярно. Юлия Синелина так объясняла низкую планку этого показателя: «…надо понимать, что в процессе воцерковления каждый выбирает тот путь, который ему легче дается…»[6]. Здесь я соглашусь, уточнив, что трудно читать Священное Писание по той же причине, что и научиться молиться не от случая к случаю: секулярное сознание и образ жизни мешают человеку вернуться к поклонению Творцу.
Пост – не столь показателен, как другие элементы В-индекса. Этот элемент носит скорее отрицательный характер: снизилась доля тех, кто не соблюдает посты вообще (с 86% в 2000 г., до 59% в 2001г. [6]). Объяснение того, что показатель по соблюдению постов хуже других, на мой взгляд, может быть двояким. С одной стороны, «вопрос переносится на уровень привычных способов удовлетворения физических потребностей» [1]. С другой стороны, многие не могут держать пост по состоянию здоровья и священники на приходах дозволяют это во избежание отпадения слабоутвержденной паствы. А в третьих, более воцерковленные православные знают, что ради любви к ближнему можно и ДОЛЖНО нарушить любое церковное правило. Примерами таких нарушений полны Жития святых. И, получается, что по первой причине не соблюдают посты невоцерковленные и слабовоцерковленные православные, а их в группе «православные» большинство (88% на 2011 г. [6]), а воцерковленные – по второй и третьей причине.
Таким образом, мы видим, что показатели религиозного поведения православных в течение последних 20 лет изменялись медленно. О чем же они говорят?
Они подтверждают слова С. Лебедева о том, что религиозность современного человека есть результат «взаимодействия секуляризованной светской культуры, изначально определяющей его жизненный мир, и конфессиональной религиозной культуры, помещаемой им в центр своего жизненного мира и трансформирующей его» [13].
В.Ф. Чеснокова, проводя свое исследование воцерковленности наших сограждан в начале 2000-х, параллельно попыталась исследовать ценностные установки личности и наложить полученные данные друг на друга. Из всех приводимых ею параметров, назову два, относящихся к делу, которые она обнаружила среди группы наиболее воцерковленных: стимулы увеличения личной трудовой активности и личные жизненные приоритеты. Среди 24 предложенных вариантов ответов по первой позиции только в группе наиболее воцерковленных (Ц) 15,12% выбрали «Возможность проявить способности, найти свое призвание». Хотя другие варианты здесь набрали больше процентов голосов, в группе Ц он самый большой по сравнению с другими подгруппами православных. «Эта добросовестность и ответственность не зависят не только от вознаграждения, но и от политической ситуации, правящих партий, государственного устройства»[1] и они естественны для религиозного человека. Второй названный параметр показал, что именно воцерковленные в большей степени, чем остальные православные предпочли из 8 вариантов ответов два: «нравственное поведение, безгрешность» – 52,20% (в среднем – 36,84%) и «уважение окружающих» – 64,39% (при среднем 55,59%)… это вполне религиозные ценности – уважение нравственного закона и ориентация на ближнего своего» [1]. Если второй параметр ещё неплох, то первый – просто плачевный. Отсутствие поиска своего места в этом мире свидетельствует о секулярном восприятии мира и человека. Секулярист «подчеркнуто отрицательно относится именно к сакраментальности человека и мира» [4], то есть он не видит связи своей жизни и мира в целом с Богом, с Его промыслом. К пяти показателям В-индекса В.Ф.Чесноковой в последних исследованиях Ю. Синелиной были добавлены параметры, которые также могут свидетельствовать о религиозности сознания личности в большей степени, чем воцерковленность: это вера в бессмертие души и важность религии в жизни человека. Первый показатель среди православных в 2011 г. был равен 40%, второй – 28% (это те, кто назвал религию очень важной, как довольно важную ее определили 46% причисляющих себя к Православию) [6]. Когда человек говорит, что религия «довольно» важна, это значит, она всё еще имеет для него прикладное значение, а не самоценность. К сожалению, «показатели, характеризующие уровень религиозного сознания, остаются невысокими,…значительная часть респондентов, считающих себя верующими, …плохо представляют себе то, во что верят, и вера мало влияет на их жизненные цели и установки» [6]. Третий, предложенный Ю. Синелиной новый показатель – участие в жизни религиозной общины, я бы отнесла к индексу воцерковленности. Он тоже неутешителен: 68,5% православных в жизни религиозных общин не участвуют [6].
Итак, для большинства россиян, называющих себя православными (60% [5]) религия – не основа мировоззрения, а лишь способ культурной самоидентификации. Около 10% православных в России Ю.Синелина называет религиозным ядром, и еще примерно 30% – более-менее религиозными, в совокупности составляющими «церковный народ». Следовательно, доля тех, кто действительно является православным христианином по образу мыслей и убеждениям, а затем, и по образу жизни, – катастрофически мала для страны с почти 150 – миллионным населением. Показатели В-индекса и показатели религиозности сознания свидетельствуют о том, что Русская Православная Церковь как общество верующих во Христа секуляризована сама в себе.
Библиографический список
- Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005г., 297 с. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_04.htm#5 (дата обращения 12-15.01.2014 г., 08.02.2014 г.)
- Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности. Современные исследования социальных проблем, №9(17), 2012 г., 14 с. URL: http://www.sisp.nkras.ru (дата обращения 19-20.12.2013г.)
- Шмеман А.Д. Богослужение в секулярный век. St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 16, N 1, 1972г.URL: http://www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_5.html (дата обращения 01-02.02.2014 г.)
- По данным опроса ФОМ, 2012 г. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10434 (дата обращения 08.02.2014 г.)
- Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России. Отечественные записки, № 1 (52) 2013 г. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 06-08.02.2014 г.)
- Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Официальный сайт Московской патриархии. 11.09.2013г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3225677.html ( дата обращения 06.02.2014 г.)
- Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна. // Социологические исследования. 2010г. № 12. C. 85-94. URL: http://modernity-centre.org/2011/01/29/lebedev-101/ (дата обращения 02-03.02.2014г.)
- Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:
- http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnoe_chtenie/4g1_4.shtml (дата обращения 11.02.2014 г.)
- Пестов Н.Е. Духовное чтение. Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnoe_chtenie/svas2.shtml ( дата обращения 11.02.2014 г.)
- Святитель Игнатий Брянчанинов. О чтении Евангелия. Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:http://www.hram-evenkya.ru/svyatitel-ignatiy-bryanchaninov-1807-1867/o-chtenii-svyatyih-ottsov-i-evangeliya (дата обращения 11.02.2014 г.)
- Панкратова Е.В. Религиозность и религиозная самоидентификация.URL: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/34-samoident ( дата обращения 09-10.01.2014г.)