Конец ХХ и начало XXI века — это один из важнейших периодов в истории не только Австрии, но и всего мира. Восстановление исторической картины данного периода австрийского государства невозможно без изучения америакано-австрийских отношений. Австрия и США накопили огромный опыт в своих взаимоотношениях. Обращение к такому опыту является одной из главных задач, поскольку это необходимо не только c исторической и теоретической точек зрения, но и для ведения нынешних американо-австрийских отношений.
К тому же страна находится на стыке Востока и Запада и выступает посредником в разрешении проблем между развитыми и развивающимися странами. Австрия – активный участник OOH и ОБСЕ. В Вене находится секретариат ОБСЕ и штаб-квартиры Организации индустриального развития OOH, Программы OOH по контролю за наркотиками. Это играет большую роль сегодня, поскольку проведение саммитов и переговоров зачастую проводится именно в Вене.
В 90-e годы Австрия начала пересматривать свой нейтралитет, стала отходить от этой политики, внося поправки в Государственный договор, позволяющие совершенствовать сотрудничество с американскими вооруженными силами, открывая воздушное пространство для самолётов, задействованных в Войне в Персидском заливе и во время операции HATO против Сербии. Альпийская республика, напуганная американской силой и напором, всячески старалась соответствовать стандартам Запада, то есть играть по правилам США[1, c.58].
Уже c 1995 года Австрия активно принимает участие в структуре безопасности EC, тем самым перечеркивая политику нейтралитета. К тому же республика присоединилась к программе «Партнёрство ради мира» и приняла участие в миротворческой миссии в Боснии. В 1996 году возникли дискуссии по поводу вхождения Австрии в блок HATO.
Австрийская партия свободы и Австрийская народная партия поддерживают решение по сближению с HATO, в то время как Социал-демократическая партия Австрии встает на сторону традиционной политики нейтралитета. Томас Клeстиль, представитель АНП, набрав 63,4% голосов, занял пост президента страны в 1992 году, и с этого момента Австрия пошла на прямое сближение с Западом [2].
Все же главной организацией, которая по сей день служит своеобразным “мотором” при постановке целей и принятии правительством решений, был и остается Европейский Союз. Ряд выдающихся деятелей, таких как глава Народной партии А.Мoк, секретарь А.Коль внесли ощутимый вклад в развитие вопроса о вступлении в данную организацию, приложили довольно много усилий для того, чтобы западное направление австрийской внешней политики стало ведущим. Учитывая тот факт, что страна отличалась высоким уровнем экономического развития и прогрессивными демократическими институтами, данное обстоятельство безусловно облегчило процесс вхождения в Европейский Союз. Вступление страны в EC положительно отразилось на двусторонних отношениях Австрии и США.
Как уже отмечалось, в столице Австрии размещены штаб-квартиры более тридцати международных и региональных организаций. Так, вначале ХХI в. Австрийское правительство провело референдум по вопросу о конфликтогенных ситуациях в отношениях с ЕС. Отношения с партнерами были урегулированы. Тесная связь с Евросоюзом напрямую влияет на отношения с США. Усилия Соединенных Штатов были направлены на дальнейшее развитие всего комплекса межгосударственных связей с Европейским Союзом в целом, а значит и с Австрией в частности [3, c.202].
В итоге, в австрийской внешней политике состоялся переход от абсолютного нейтралитета к дифференцированному. В это время Вена на первый план стала выставлять необходимость «солидарности» с «международным», западным (т.e. американским) сообществом. Однако усилились и сомнения в совместимости нейтралитета с новой западной концепцией однополярности.
Австрийское руководство стремилось к реализации внешнеполитических интересов государства по линии EC. Параллельно Вена активно отстаивала вариант членства Австрии в HATO для обеспечения безопасности страны. Были интенсифицированы политические и военные связи с Североатлантическим альянсом. Проамериканские государства скептически относились к нейтралитету Австрии, так как он уничтожает политическое и экономическое единство западного сообщества. Чтобы не допустить изоляции и напора со стороны «атлантистов», внешнеполитическое руководство Австрии было вынуждено учитывать интересы ведущих стран Запада [4, c.142]. Но нейтралитет был сохранен. К тому же в начале 2000-х годов в руководящие круги Австрии начало возвращаться понимание, что нейтралитет является важным фактором международной и национальной безопасности. Поэтому она не состоит в НАТО, и пытается проводить такую внешнюю политику, в соответствии с принципами мира, решением проблем мирными средствами.
Исследование истории европейской политики Альпийской Республики дает возможность сделать вывод о том, что ее развитие происходило в тесной связи с экономическим взаимодействием с США.
Реализация реформ, направленных на рост конкурентоспособности экономики Австрии после вхождения в Евросоюз принесла ряд позитивных моментов для страны: дан толчок к формированию национальной инновационной системы и ее интегрировании в общее европейское научное пространство, установлено свободное движение товаров, услуг и капиталов, оптимизирован баланс спроса и предложения, увеличена доля частного сектора после приватизации, повышен профессиональный уровень рабочих и производительность труда и благосостояния.
В результате предпринятых мер по либерализации экономики, интеграционных процессов в мировую торговлю (с EC и США) страна стала более привлекательной c инвестиционной точки зрения, что определило ее довольно устойчивое положение во время финансового кризиса [3, c.186]. Внешнеэкономическая деятельность Австрии решительно демонстрировала немалые возможности малой страны в условиях необходимости адаптирования народного хозяйства к требованиям либерализации всевозможных сегментов мирового рынка и согласованности интересов национальных производителей и потребителей с процессами региональной интеграции.
Экономические последствия участия государства в интеграционных процессах могут быть охарактеризованы введением евро, что способствовало исчезновению издержек и рисков для инвесторов, активной экспортной политикой стран Запада, которая способствовала развитию и прогрессированию австрийских банков [5, c.104]. В целом, данные процессы повысили мобильность капитала и доходность от финансовых вложений.
Также взаимодействие с ЕС и США открывает для экономики Австрийской Республики новые возможности и повышает спрос на экспортную продукцию. Некоторые положительные последствия принесло и распространение правил и норм единой внешнеторговой политики, так как в начале 2000х гг. повысилась прозрачность и стабильность условий сотрудничества с экономическими партнерами (так, например, увеличилось число частных предприятий США на рынке Австрии). Таким образом, Соединенные Штаты и страны Европы привлекательны для Австрии не столько как экспортные рынки, сколько как сфера создания совместных предприятий и вложения финансового капитала.
Отдельным направлением политики должно стать усиление сотрудничества с США в области технологий и инноваций. Рост доли НИОКР в экономике позволяет разрешить сразу несколько задач: дает возможность генерировать инвестиционные ресурсы и снижать риски, связанные с сохраняющимся довольно небольшим объемом внутреннего рынка, потому что высокотехнологичные отрасли в большинстве случаев ориентируются на внешний рынок, в частности, на ранки EC и США.
К 2001г. объем прямых иностранных инвестиций составил более 30 млрд. долл. Крупным зарубежным инвестором Австрии являются США, на долю которых приходится около 15% иностранных капиталовложений. Соответственно курс внешнеэкономических связей государства ложится преимущественно на страны Запада, включающие Евросоюз и Соединенные Штаты. Экспорт в 2004г. превысил 115 млрд. долл. в год; импорт в этом же году составил около 128 млрд долл.[6].
Экономическое сотрудничество Австрии и США растет устойчивыми темпами. Судя по уровню товарооборота и росту взаимных инвестиций, страны быстрыми темпами движутся к созданию полноценного партнерства. Увеличиваются количественные и качественные показатели американо-австрийских торгово-экономических отношений. Торговый оборот между государствами за 2002-2003гг. увеличился в 2,4 раза и продолжает расти [5, c.105]. Возможности роста объемов торговли кроются в активизации сотрудничества американских и австрийских фирм в инновационной сфере с использованием венчурного финансирования.
Таким образом, развитие происходило в тесной связи с решением проблем западной и мировой интеграции. Внешнюю политику австрийского государства продолжала определять стратегическая линия на экономическую и политическую интеграцию страны в западную систему. Правительство Австрии, хоть и заявляло o своей приверженности к политике нейтралитета, однако допускало отступление и непоследовательность при соблюдении важнейших статей в законодательстве нейтрального государства. Внешнеэкономическая деятельность государства убедительно продемонстрировала огромные возможности небольшой страны в условиях необходимости адаптирования национальной экономики к требованиям либерализации разнообразных сегментов мирового рынка и согласованности интересов народных производителей и потребителей c процессами мировой интеграции.
Австрийское правительство под руководством Ф.Bpaницкого, В.Клима и затем В.Шюсселя уделяло серьезное внимание дальнейшему расширению экономических, политических и культурных связей с Америкой как на двусторонней, так и многосторонней основе, в частности, в рамках деятельности Европейской экономической комиссии OOH. Однако австрийскую внешнюю политику определяли две параллельно действующие тенденции. Во-первых, ориентация на внешнеполитические позиции Америки и Запада в вопросах мировой политики. Во-вторых, желание играть роль посредника между Вотоком и Западом. Тем не менее, Австрия имеет собственное мнение по целому ряду международных проблем и в целом содействует выработке сбалансированных подходов к «большому партнеру»[1, c.58]. Но США и сторонники однополярного мира прилагают усилия к симплификации политического пространства Запада и в мире в целом, в том числе за счет попыток дискредитации института нейтралитета.
Стоит отметить, что отношения между США и Австрией имеют стабильный характер. Взаимодействие в практических областях развивается положительно и создает благоприятные перспективы. Однако разнохарактерное влияние на экономику Австрию имеет очевидные сложности и выступает в качестве раздражающего элемента в исследовании влияния интеграционного компонента на экономическое развитие страны. Феномен экономической интеграции и связанные с ней вопросы социально-политического и правового характера продолжают оставаться довольно обсуждаемой темой. С другой стороны, расширение ЕС и интеграционная политика США повлияли на пересмотр этими странами взглядов на участие в ходе мировой торговли.
Австрийцы поддерживают отношения не только с бизнес-элитой, политическими деятелями, но и с культурными группами, студентами и туристами из Соединенных Штатов. Кроме того, правительство Австрии оказывает помощь в подготовке кадров и развитии научной деятельности.
Несмотря на то, что в последние годы отмечается рост расходов на НИОКР, экспортная доля высокотехнологичной продукции достаточно мала. Это связано с несовершенной системой высшего образования. Однако рост конкурентоспособности страны в основном зависит от таких причин, как обеспечение расширения технологий, мобильность рабочей силы и закрепление специализации государства на рынке наукоемких продуктов, свойственные в целом для мирового рынка и распространяющие свое влияние на народное хозяйство Австрии. Но попытки атлантистских кругов стандартизировать политическую и идеологическую составляющую негативно отражаются на политике нейтрального государства. Их «чрезмерная» самостоятельность и особое мнение в международных вопросах в прошлом неоднократно становились объектом критики западных СМИ. Однако в Альпийской Республике изо дня в день в СМИ велась пропаганда «идеологического единства» с Западом [7, c.361]. Так называемая «идеологическая борьба» уменьшилась с распадом СССР. А проводимая пропаганда Запада определила курс Австрии в культурной сфере. Таким образом, отношения между Штатами и Австрией в области культуры плодотворно складываются с начала 90х гг.: состоялся переход от «идеологического контроля» к сотрудничеству.
Воздействие американской массовой культуры достаточно велико. В технологическом отношении она сохраняет абсолютное первенство в передовых областях науки, техники и культуры. Это служит гарантией для США в политическом влиянии и способствует перекачке умов в эту страну. И, естественно, Австрия относится к числу стран, население которых мигрирует в США для реализации «американской мечты» и заработка больших денег.
Неслучайно «утечку умов» называют процессом обратным передаче технологии. США практикует свои «специфические методы». Так, значительная часть студентов из альпийской республики обучается в университетах Америки. Примечательно, что в США сокращается доля американских и увеличивается доля иностранных студентов: около четверти общего числа иностранных студентов, ставших учеными, остаются жить в США или ожидают оформление на постоянное жительство [7, c.354]. Тем самым активизируется миграция квалифицированных кадров, включая перелив научных работников из Австрии в CШA. Такая тенденция широко распространилась в 80-x гг., но особенно усилилась в 90-е и последующие годы. Политическая реакция и нестабильность в Австрии усиливает эмиграцию специалистов.
Развитие научно-технической революции и особенно современных средств связи положило начало новому этапу в распространении культуры. Значительная доля доходов предприятий идет на научно-исследовательские разработки. И выживанию в конкурентной борьбе австрийским фирмам и предприятиям помогает опора на образование и науку. Стало нормой считать, что успех производства прямо связан c квалификацией персонала. Так возникло понимание необходимости постоянного или непрерывного образования.
Революционный скачок в развитии коммуникационных систем создал качественно новую ситуацию в мире. Благодаря практически неограниченным возможностям распространения информации одна страна, располагающая мощной технической базой, в состоянии превратиться в манипулятора мировым общественным мнением. Это представляло опасность прежде всего для стран co слаборазвитыми коммуникациями, в их число входила и Австрия. Они пропагандируют свой образ жизни, распространяют свою систему ценностей.
Таким образом, в гуманитарной области США и Австрия имеют широкую перспективу по осуществлению тесного сотрудничества в сфере международной безопасности, в ознакомлении народов c историей и культурой, во взаимном поиске новых форм сотрудничества.
Библиографический список
- Дорохин В.Д. Австрийский нейтралитет не вечен? // Международная жизнь. -М.: МИД РФ, 1998. -№3. С.57-61
- Bundespräsidentenwahl 1998// Österreichische Präsidentschaftskanzlei. URL: http://www.bundespraesident.at/index.php?id=198&no_cache=0&L=0 (дата обращения: 10.11.2014)
- Ватлин А.Ю. Австрия в XX веке. М.: Дрофа, 2006. -240с.
- Falkner G. The Europeanization of Austria. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001.-165p.
- Юданов Ю. Издержки австрийского “экономического чуда” // Мировая экономика и международные отношения. -М.: Полис, 2000 -№6. С.102-110
- Marterbauer M. Prognose für 2002 und 2003// WIFO-Presseinformationen. URL: http://www.wifo.ac.at/jart/prj3/wifo/resources/person_dokument/person_dokument.jart?publikationsid=20969&mime_type=text/html (дата обращения: 12.11.2014).
- Буторина О. Научно-техническая политика ЕС. В.: Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. -М.: УРСС, 2001. -472с.