В условиях рыночной конкуренции и присутствия на одном и том же потребительском рынке многих строительных компаний, качества предлагаемой продукции недостаточно для того, чтобы обеспечивать сбыт продукции в достаточном объеме. Реализацию производимой продукции необходимо стимулировать, на что и направлен маркетинг.
Благодаря продвижению продукции и услуг строительной компании, возможно привлечение инвестиций от потребителей на ранних этапах строительства. В строительном комплексе уже на стадии проектирования ставятся задачи по активизации потребительского спроса и поиску возможных инвесторов среди предполагаемых потребителей. В этой связи обычно возникает необходимость продвижения еще не созданного продукта [1].
В настоящее время применение маркетинговых методов для продвижения продукции и услуг строительных компаний г. Пензы недостаточно развито. Соответственно не развита и научно-теоретическая база данной области. Именно поэтому исследования в этой сфере будут обладать определенной теоретической значимостью, так как будут проанализированы и изучены ранее не известные факты, либо заново изучены уже известные.
Различные методы и способы продвижения товаров и услуг рассмотрены в научных работах А.А. Ефимова, А.Н. Сафьянова, В.Н. Борща, Д.С. Зайцева, В.О. Кононова, Т.О. Капп, А.М. Пономаревой и др. Практические аспекты разработки и внедрения программ продвижения продукции можно отследить в работе крупных коммуникативных агентств г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Например, опыт брендингового агентства «Brandson» (г. Санкт-Петербург) по выводу на рынок бренда строительной компании «СПБ Реновация» и ребрендингу компании «Beaton», специализирующейся на производстве асфальта и бетона.
Ф. Котлер определяет продвижение как одну из четырех составляющих комплекса маркетинга, а методы продвижения — как всевозможную деятельность фирмы по: распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Комплекс маркетинга в строительной отрасли, объединяющий указанные выше инструменты, можно наглядно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Комплекс маркетинга для строительных компаний
Продвижение — это создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком для информирования, убеждения и напоминания о своей деятельности с целью стимулирования продаж товаров и формирования положительного имиджа компании на рынке. Маркетинговый смысл продвижения заключается в активной передаче информации потребителям.
В основе продвижения лежит процесс коммуникативных связей предприятия с рынком — предприятие направляет на рынок свои товары и информацию о них. Рынок возвращает предприятию деньги за реализованную продукцию и информацию, как товар был принят рынком. Коммуникативные связи осуществляются через все маркетинговые средства. [2, с.148]
В словаре С.И. Ожегова термин «программа» определяется как общий, широкий план деятельности, действий. В то же время, по мнению Тютюшкиной Г.С., продвижение продукции (товаров, услуг) — это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их производства к местам потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для себя. [3]
Соответственно, программа продвижения продукции — это широкий план действий по информированию потребителей о продукции, товарах и услугах компании для стимулирования спроса на данную продукцию и, соответственно, увеличения объема продаж.
В научной литературе программы по продвижению также называют маркетинговыми программами (МП). Это системы взаимосвязанных мероприятий, определяющих действия предприятия-производителя на заданный период времени по всем блокам маркетинга Программы подразделяется на краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочные МП детализированы и конкретны. Долгосрочные МП охватывают мероприятия, рассчитанные на длительный период времени согласно принятой стратегии маркетинга.
Единая МП представляет собой взаимосвязанную систему программ по отдельным рынкам и по группам однородной продукции и служит основой для разработки планов НИОКР, производства, сбыта, сервиса и др. МП формируются на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга и являются основой, которая обеспечивает взаимодействие коммерческих и сбытовых служб предприятия с научно-техническими и производственными подразделениями. [4, с.289] [2, с.148]
Если в основе продвижения лежит процесс обмена информацией от компании к потребителю, то стоит рассматривать подробнее процесс коммуникаций. Маркетинговые коммуникации — процесс передачи информации о товаре целевой аудитории, что предполагает, с одной стороны, воздействие на целевые аудитории, а с другой – получение информации о реакции этих аудиторий на осуществляемое компанией действие. Единство составляющих дает основание говорить о продвижении как элементе системе маркетинговых коммуникаций.
Библиографический список
- Маркетинговые аспекты деятельности строительных организаций // Бизнес в сетях URL: http://marketing.al.ru/index_0004-3.shtml.htm (дата обращения: 28.12.13).
- Ильичева И. В. Маркетинг: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 229 с.
- Тютюшкина Г.С. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 112 с.
- Гусева М.Н., Коготкова И.З. Маркетинг в строительстве. – М.: Книжный мир, 2011. – 320 с.
- Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2011. – №24. – С. 168-170.
- Горбунов В.Н., Ханьжов И.С. Исследование динамики основных показателей рынка строительных услуг Пензенской области // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г.: в 18 частях. Часть 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с. – С.47-49.
- Дмитриева Т.Н. Проблемы и ограничения структурных преобразований в системе управления жилищно-коммунального комплекса // Актуальные проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса: кол. монография / под. ред. Б.Б. Хрусталева, В.Н. Горбунова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 168 c. – С. 40-66.
- Сафьянов А.Н. Формирование и развитие маркетинговой концепции управления предприятием: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.30. СПб., 1995. 17 с.
- Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н. Развитие предприятий строительного комплекса на основе формирования эффективных зон деятельности // Региональная архитектура и строительство. – 2006. – №1. – С. 165-169.
- Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оргин А.В. Научные аспекты формирования и развития эффективных зон деятельности предприятий строительного комплекса. – Пенза: Изд-во ПГУАС. – 2007. – 223 с.
Количество просмотров публикации: Please wait