КОРРУПЦИЯ СРЕДИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОРАЛЬНО – НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

Красник Вадим Семенович
Челябинский государственный университет
доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук

Аннотация
В статье рассматривается проблема коррупции и коррупционного поведения среди государственных и муниципальных служащих. В нашей статье мы отталкиваемся от понимания коррупции, как морального разложения должностных лиц, выражающегося в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Коррупционное поведение рассматривается в контексте нравственного выбора личности, который опирается на определенные личностные образования, такие как стыд и совесть.

Ключевые слова: коррупционное поведение, коррупция, нравственные нормы, нравственные ценностные, нравственный выбор, совесть, стыд


CORRUPTION AMONG STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES - MORAL CHOICE OF INDIVIDUAL'S VIEWPOINT

Krasnyk Vadim Semenovich
Chelyabinsk State University
Ph.D., Associate Professor of Psychology

Abstract
The article deals with the problem of corruption and corrupt behavior of state and municipal employees. In this article, we start from the understanding of corruption, moral decay as officials expressed in illicit enrichment, bribery, embezzlement and intergrown with mafias.
Corrupt behavior is considered in the context of individual moral choice, which is based on certain personal education, such as shame and conscience.

Keywords: conscience, corrupt behavior, corruption, moral choice, moral values, morality, shame


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Красник В.С. Коррупция среди государственных и муниципальных служащих с точки зрения морально – нравственного выбора личности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6858 (дата обращения: 02.11.2024).

В последнее время коррупционные скандалы в нашей стране стали обыденным явлением.  Коррупция, как явление,  разъедает моральные устои общества, формирует извращенные морально-нравственные ценности, допускающие обогащение любой ценой.

Сегодня существует множество определений понятия «коррупция». Мы считаем, что корни коррупции кроются в морально-нравственных устоях личности, которые должны быть сдерживающим фактором в совершении личностью коррупционного поступка. Поэтому в нашей статье мы будем отталкиваться от понимания коррупции, как морального разложения должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [1]. Близкое по духу и содержанию понятие приводит Е.М.  Альбац, которая под коррупцией понимает  вид неэтичного действия, которое заключается в использовании должностным лицом своего служебного положения и своих служебных полномочий и связей, с фактами нарушения должностной инструкции, трудового договора или действующего законодательства или без таковых, в целях извлечения личной выгоды и/или обогащения [2].

Чтобы понять, почему государственные и муниципальные служащие совершают коррупционные деяние, надо посмотреть на специфику их профессиональной деятельности. Рассматриваемая категория людей  работает в психологически сложных условиях, изобилующих провоцирующими факторами: наличие властных полномочий, возможность принятия решений в пользу того или иного человека (организации), «владение» административным ресурсом, с одной стороны, и действия провоцирующего характера со стороны третьих лиц (попытки дать взятку, оказать услугу и т.п.), ставят человека  в ситуацию выбора,  морального выбора. Этот выбор реализуется в принятии решения: действовать строго в соответствии с законом или в соответствии со своими личными интересами и целями, которые не всегда совпадают с интересами и целями общества.

Регулятором поведения личности в ситуации выбора, когда необходимо отказаться от соблазнов выступает нравственное сознание, которое позволяет произвести оценку личностной, и социальной значимости своего поведения. Сознание Человека – это «инструмент» отражения окружающей реальности и регуляции поведения и деятельности субъекта на основе этого отражения. В нравственном сознании личности отражается ситуация экзистенционального выбора. Личность становится перед необходимостью выбора из множества альтернатив. Этот выбор основан, во многом, на морально-нравственных критериях, принципах, сформированных у субъекта. Эта оценка зависит  от  нравственного опыта, индивидуального опыта личности действования в различных экзистенциальных ситуациях. Н.Л. Худякова приводит обобщенные характеристики индивидуального опыта личности. Это:

  1. Знания о мире и о самом себе, выраженные через представления и понятия, обеспечивающие формирование в сознании целостной научно-обоснованной картины мира.
  2. Умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности, складывающимися из правил выполнения действий, из операций и приемов.
  3. Личностные смыслы, установки и стереотипы, определяющие эмоционально-ценностное отношение человека к миру[3,с.131].

Понимая всю значимость проблемы личностных смыслов, установок и стереотипов в принятии решения в ситуации экзистенционального выбора, мы остановимся только на обсуждении проблемы умения пользоваться знаниями  как способами  деятельности. Умение сделать  выбор – это сложный комплекс «душевных» действий, действий исходящих не только из рационального знания, но и из внутренней морально – нравственной  убежденности в целесообразности/нецелесообразности того или иного поступка. Правовая осведомленность государственных, муниципальных служащих не оставляет сомнения. Трудно предположить, что они не знают, что дача/ получение взятки, злоупотребление служебным положением и т.п. карается законом. Здесь вопрос, скорее всего, не в знании, а в оценке ситуации. Провоцирующую попытку дать чиновнику взятку можно оценивать с разных точек зрения:

  1. Как возможность поправить свое материальное положение, решить свои вопросы, вопросы своей семьи.
  2. Как оскорбление, как правонарушающее деяние, как безнравственный поступок.

Нравственные нормы и ценности, чтобы они не носили декларативный характер, а реализовывались в реальном поведении человека, должны опираться на определенные личностные образования. М.К. Мамардашвили писал, что когда какие-то нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то это не убеждения, а кисель, потому что в реальной экзистенциальной ситуации они не воплощаются в реальном выборе. Для нравственного поступка не достаточно одних убеждений, а требуются специальные нравственные мускулы…[4].

О каких личностных образованиях идет речь? Проанализируем эту проблему с точки зрения структуры нравственного сознания.

Стыд – профессор Московской Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов)  писал, что стыд является одним из видов нравственного сознания, оказывающий влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство [5].

Стыд является мощнейщим  регулятором социального поведения людей. И. Кон писал, что стыд как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или подумают окружающие?) и вина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести (самообвинение)» [6, с.85-113].

Из интервью с осужденным за получение взятки:

Вопрос: Вы не испытываете чувства стыда за то. что произошло?

Ответ: Трудно сказать однозначно. Стыдно… Стыдно перед детьми, стыдно перед женой…

Вопрос: за что Вам стыдно?

Ответ: За то, что так получилось…

Вопрос: А перед окружающими людьми, обществом?

Ответ: Пожалуй нет, не стыдно. Люди поймут… А общество само породило условия для взяток и т.п.

Проанализируем фрагмент представленного интервью:

Коррупция (коррупционные деяния) всегда связаны с проблемой нравственного выбора личности. Выбор между поступком «по совести», «по закону» и «по выгоде». Поступок «по выгоде» на первый взгляд более привлекателен. Поскольку за ним вероятно наступление неких приятных последствий для субъекта.  В то время как поступок «по совести», «по закону» часто идет в разрез личным интересам субъекта и требует наличия моральных мускулов, о которых говорил М. К. Мамардашвилли. «Было бы упрощенным полагать, что такой выбор – дело легкое и подразумевался он сам собой: так называемы принцип «двойной морали», когда официально провозглашается одно, а в реальной жизни делается совсем другое, был весьма распространен во все времена» [7, с.9].

В рассматриваемом случае проявление стыда специфично: стыдно перед одними ( дети, жена) и не стыдно перед другими (люди, общество в целом). В тоже время специфично проявление чувства вины перед близкими людьми. Стыдно не зато, что «взяточник», а за то, что так получилось. Субъект, по сути, снимает с себя вину за произошедшее: так получилось… Значит виноват кто-то третий (другие люди, общество), а субъект всего лишь жертва.

К сожалению, представленный нами частный случай отражает общие тенденции, сложившиеся в общественной морали: отсутствие решительного отторжения, неприятия такого рода поведения.

В коррупции, как нигде ярко, проявляется феномен «двойной морали», когда вслух провозглашаются просоциальные принципы и нормы поведения, а на деле – другое. Еще в 1860 г. брат П.А. Кропоткина Адександр в своем трактате о нравственности писал, что огромное большинство людей живет несообразно требованиям нравственности, а сообразуясь, прежде всего с обстоятельствами, личными выгодами, по мере необходимости, ворует, лжет, льстит, унижается…[7,с.9].

По сути,  понятие «стыд» подменяется понятием «страх». Если стыд связан с такими понятиями, как раскаяние, осознание собственной неправоты, осознание низости своего поступка, то страх это суррогат стыда. Субъект боится потерять свой социальный статус, семью, работу и другие атрибуты «успешной жизни»

Фрагмент опроса муниципальных служащих:

Вопрос: Есть ли некие  факторы, сдерживающие Вас от коррупционного поступка? Если да, то проранжируйте, по степени значимости, эти факторы:

  1. Страх потерять работу
  2. Желание жить с «чистой совестью»
  3. Страх потерять уважение коллег и других значимых лиц
  4. Честный образ жизни всегда исповедовался в семье моих родителей (пример родителей)
  5. Страх оказаться «за решеткой»
  6. Наличие у Вас соответствующих нравственных идеалов и принципов
  7. Страх потерять семью
  8. Страх потерять друзей

В результате ранжирования на первые места вышли факторы страха (соответственно 7,5) , а такой фактор, как наличие соответствующих нравственных принципов  оказался на 5 месте.

Это говорит о том, что служащие ориентируются в первую очередь на  не некие внешние факторы (наказание, мнение семьи и т.п.) и мало ориентированы на свои внутренние принципы, моральные нормы.

Здесь мы подходим к обсуждению следующей категории нравственного сознания личности – проблеме совести. Совесть рассматривается как «способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить их самооценку совершаемых поступков» [ 8с.10]. Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому  «Я» жесткие требования.

Э. Фромм рассматривал авторитарную и гуманистическую совесть. Авторитарная совесть — это голос интериоризованного внешнего авторитета, авторитета родителей, государства или кого бы то ни было, кто окажется авторитетом в той или иной культуре. В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся» [9].

Совесть является важным фактором нравственной саморегуляции личности, обеспечивающим гармоничное функционирование системы нравственных ценностей в ситуации морального выбора.

Совесть как целостное психологическое явление имеет структуру, включающую такие компоненты, как: честь, долг, достоинство, справедливость, а также агармоничный, дисгармоничный и гармоничный уровни развития [10].

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих определяет Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих, среди которых:

a)         исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

b)        осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

c)         не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

d)        исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

e)         соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

f)         соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения и др.

В  тоже время, по данным доктора социологических наук, профессора Российского государственного социального университета Л.А. Калиниченко в ходе социологических исследований в регионах отмечена тенденция «рассмотрения государственными служащими своей деятельности как средства для решения проблем частной жизни». Исследования показывают, что усиливается тенденция доминирования материальных эгоценностей у государственных служащих. Госслужба привлекает людей возможностью решать личные проблемы -58%, получать левые доходы- 46% и льготы-37%», а попадают туда по знакомству – 86%.[11].

Опрос населения так же дал «интересные результаты: на вопрос: «Чем, по вашему мнению, прежде всего, обеспокоены люди, находящиеся сейчас у власти?» 29% респондентов ответили «стремлением удержаться у власти, ещё 28% -«собственной выгодой», 6% -«защитой крупных корпораций»; альтернативные ценности, по мнению опрошенных, у немногих государственных управленцев: 19% служащих, по мнению граждан руководствуются «интересами развития страны», 5% «благосостоянием обычных граждан»» и 7% «национальной безопасностью» (Всероссийское социологическое исследование «Левада-Центра» 16-19 марта 2013г.). Таким образом, общественное мнение убеждено, что в России эгоцентричные материальные ценности доминируют у 63% власть имущих [11].

Как показывает результаты проведенных исследований совесть государственных служащих находится на  дисгармоничном уровне развития, который характеризуется наличием связей между компонентами, но эти связи имеют  выраженный противоречивый характер, отмечается доминирование какого-либо одного компонента, поэтому отношения с другими строятся в одних случаях с позиции признания ценности личности другого, а в других – с обывательских, формальных позиций. По сути, с помощью совести субъект реализует свой нравственный потенциал [10].

Проблема морально-нравственных характеристик личности государственных и муниципальных служащих сложна. Морально-нравственные качества личности входят в мотивационный комплекс личности. Входя в этот комплекс, они формируют определенную направленность мыслей и деятельности человека. От характеристик морально-нравственной сферы личности зависит тот выбор, который человек делает в морально и нравственно значимых  ситуациях.  С одной стороны, при определенных условиях они могут «встать» на пути соблазнов и сыграть роль тех самых «нравственных мускулов», которые и обеспечивают коррупционную устойчивость личности. В другом случае, они  могут включиться в механизмы коррупционного поведения.

Одним из аспектов сложной проблемы профилактики коррупционного поведения является:

  1. Создание эффективной системы морально-нравственного отбора кандидатов на государственную (муниципальную) службу.
  2. Организация психологического сопровождения и поддержки государственных (муниципальных) служащих, с целью профилактики у них деформации морально-нравственной сферы личности.

Библиографический список
  1. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка.М., 1998.
  2. Альбац, Е. М. Бюрократия: Борьба за выживание.М; 2000.
  3. Худякова Н.Л. Развитие человека и воспитательная функция образования. Ч.1. Челябинск; 2002.
  4. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (Психологическая типология пути). М.: Ad  Margimen, 1995.
  5. Православное нравственное богословие URL.http://azbyka.ru/dictionary/13/platon_nravstvennoe_bogoslovie_36-all.shtml. .(дата обращения  10.05.2014)
  6. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М; 1979. С. 85-113.
  7. Кропоткин П.А. Этика.-М; 1991.
  8. Юнацевич П.И. Основы нравственного учения для государственных служащих: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Чигирева.  СПб; 2006.
  9. Фромм Э. Человек для себя. Мн; 1992 .
  10. Комаров В. В.. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности : Дис. … канд. психол. наук. : Тамбов; 2004.
  11. Калиниченко Л.А. Ценностный императив, эффективность государственной [службы и диагностика ценностей государственных служащих России /Проблеми розвитку соціологічної теорії: матеріали IX Всеукр. наук.-практ. конф.– К.: Логос, 2013. URL:http://windocs.com.ua/docs/index-290081.html?page=7.(дата обращения  10.05.2014)


Все статьи автора «Красник Вадим Семенович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: