В сравнительный анализ методологических подходов, используемых в педагогических исследованиях, мы вводим принцип коллинеарности, который проявляется через выявленные созвучности в целеполагании, в общности используемого категориального аппарата, в идентичности практической направленности, в согласованности ожидаемых результатов, в близости формулировок основополагающих принципов, в единстве требований к оценке образовательных результатов.
Принцип коллинеарности предполагает выявление общей семантики методологических подходов, что позволит при организации исследований оптимизировать число используемого научного базиса.
Наряду с принципом коллинеарности мы выдвигаем принцип дополнительности. Он предполагает добавление к ведущей системе фундаментальных идей, положенных в основу описания педагогических процессов и явлений, характеризуемых одним подходом, не пересекающихся с ним по смыслам других методологических подходов.
Применим принципы коллинеарности и дополнительности в сопоставительном анализе компетентностного и праксиологического подходов.
Компетентностный подход выступает методологической основой современного высшего образования в России. Его основными смыслами является ориентация содержания образования на развитие у обучающихся способности самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность разного уровня сложности. Реализовать это можно опираясь на сформированный в учебном заведении опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, методических, научно-исследовательских, управленческих и других задач, предусмотренных стандартами образования.
Компетентностный подход апеллирует к разработке компетентностной модели подготовки современного специалиста [1], что предусматривает создание соответствующей развивающей образовательной среды, которая стимулирует обучающихся к раскрытию и воплощению в жизнь их потенциала, самостоятельному проектированию и ведению эффективного образовательного процесса, формированию способностей выпускника результативно применять полученные в процессе обучения теоретические знания и практический опыт для решения профессиональных и личностных задач. Несмотря на разработанность методологических основ компетентностного подхода реализовать системно его на практике не удается, выпускники высших учебных заведений оказываются не готовыми к результативной самостоятельной профессиональной деятельности. Наблюдается противоречие между целями, заложенными в основных образовательных стандартах и реально освоенными обучающимися компетенциями.
Решить указанное противоречие возможно за счет опоры на праксиологический подход, который аккумулирует в себе систему идей относительно рациональной, эффективной человеческой деятельности, как способа достижения поставленной цели и получения продукта с минимальными ресурсными затратами (И.А. Колесникова [2], Т. Котарбинский [3], Л. Мизес [4], Е.В. Титова [2], А. Эспинас [5]).
Праксиология разрабатывает теорию и практику следующих групп проблем: аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий; изучение условий и законов, определяющих эффективность действий; изучение генезиса и развития различных видов деятельности, а также путей их совершенствования [6].
Реализация принципа дополнительности, а именно обогащение компетентностного подхода праксиологической методологией позволит актуализировать проблемы, связанные с рациональной и продуктивной образовательной деятельностью в условиях усложнения педагогического труда и неизбежности повышения степени его осмысленности.
Принцип коллинеарности, ориентируемый на выявление общих смыслов различных методологических подходов, не предполагает их дифференциацию, а направлен на продуктивное взаимодополнение при сохранении уникальности и самостоятельности каждого из них, что существенно расширяет возможность практического использования этих подходов, что обеспечивает повышение качества профессионального образования.
Реализуем принципы коллинеарности и дополнительности в сопоставительном анализе компетентностного и праксиологического подходов по выделенным критериям: целевой ориентации, общности категориального аппарата, степени практической направленности, ведущих принципов, оценки образовательных достижений.
Рассмотрим сопоставление компетентностного и праксиологического подходов по целевой ориентации.
Цель компетентностного подхода состоит в повышении уровня конкурентоспособности выпускников на мировом рынке труда, улучшении качества подготовки будущих специалистов за счет формирования высокого уровня профессиональной компетентности. Компетентность проявляется в способности обучающегося эффективно и результативно решать поставленные перед ним задачи на основе сформированных у него знаний, умений и навыков.
Праксиологический подход направлен на обеспечение педагогической практики новыми алгоритмами, приемами, методами и технологиями обучения, которые ориентируют субъекта деятельности на конкретный результат, способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления (коуч-, кейс-, тренинговые, проектные технологии).
Праксиологический подход ориентирует студентов на качественное и продуктивное выполнение своей деятельности за счет овладения приемами ее рационализации. Среди которых выделим приемы оптимальной организации времени, рациональной работы с учебным материалом (приемы смысловой переработки текста, укрупнения учебного материала, обобщенные способы решения задач, приемы культуры чтения, краткие наиболее рациональные формы ведения записей), приемы запоминания, приемы подготовки к контрольным мероприятиям и т.п.
Цель праксиологического подхода – обеспечить педагогическую практику методологическим знанием, аккумулирующим положения различных наук, междисциплинарным знанием, относящимся к организации деятельности, с помощью которых можно объяснить феномен человеческой деятельности. Человеческая деятельность рассматривается как совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления профессиональных действий по получению результатов высокого качества, проведение рефлексии по поводу причин, условий и механизмов успешной деятельности, поле для актуализации компетенций в социально-экономическом пространстве.
Принципы коллинеарности и дополнительности компетентностного и праксиологического подходов позволяют моделировать цели и результаты образования как нормы его качества, отражать результаты образования в виде целостной системы признаков общей готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности.
Сопоставим компетентностный и праксиологический подходы по критерию общности категориального аппарата.
Категориально-понятийный аппарат подхода представлен совокупностью наиболее содержательных понятий, которые описывают его сущность и соответствуют его базовым принципам.
Смыслообразующими единицами компетентностного подхода являются понятия компетентность и компетенция. Компетентность напрямую связывается с умениями. Умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Умение – высшее человеческое качество, формирование которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением [7]. «Уметь делать» означает способность человека самостоятельно ориентироваться в ситуации, интерпретировать ее (в том числе приобретать необходимые новые знания), правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; определять конкретные средства и способы (методы) достижения цели.
Категориально-понятийный аппарат праксиологического подхода представлен смыслообразующими единицами «действие», «операция» и такими понятиями как: преобразующая активность, осмысленность деятельности, целесообразность, качественность, успешность, продуктивность, результативность, эффективность, практичность, технологичность.
В контексте праксиологического подхода содержание понятия «компетентность» можно дополнить за счет введения праксиологических характеристик деятельности и рассматривать компетентность как совокупность умений, ведущих к успешной деятельности за счет сознательного выбора средств, приемов и методов работы, которые обеспечивают результативность труда, активизируют творчество в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности, побуждают к активной преобразующей деятельности.
Принципы коллинеарности и дополнительности позволяют изучить процессуальную сторону осуществляемой деятельности, усовершенствовать практические действия с позиции их максимальной целесообразности, определить условия и средства, способствующие повышению качества результатов деятельности. При ограниченных временных ресурсах на обучение студент получает максимально возможный объем (продуктивность) не любых (рациональность), а именно необходимых знаний и умений (целесообразность), востребованных в будущей профессиональной деятельности (успешность).
Рассмотрим коллинеарность и дополнительность компетентностного и праксиологического подходов по критерию реализации практической направленности.
Компетентностный подход аппелирует к идее необходимости формирования практического опыта для успешности осуществления деятельности. О том же говорит и праксиологический подход.
Компетентностный подход предполагает формирование практико-ориентированных умений, определяет прикладную направленность обучения, ориентированного на отдаленный эффект, требует выделения в содержании учебных предметов конкретных, наиболее значимых для подготовки будущего специалиста компетенций. Эти компетенции определяют те знания, умения, навыки, способы действий которые окажутся востребованными в профессиональной деятельности выпускника учебного заведения. Овладение данными знаниями и способами действий обеспечит в будущем успешность профессиональной деятельности специалиста.
Праксиологический подход также имеет практико-ориентированную направленность выражающуюся в формировании у обучающихся умений и навыков результативно использовать теоретические знания при решении профессиональных задач, самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективных способов деятельности в соответствии с поставленными целями.
Принципы коллинеарности и дополнительности компетентностного и праксиологического подходов позволяют рассматривать теорию как обобщенный человеческий опыт в конкретной области знаний, ценной для специалиста в качестве методологического основания. Такая интерпретация позволит выпускнику высшего учебного заведения на основе имеющихся знаний (теории), накопленного социального и личностного опыта (практики), сформированной компетентности распознавать причины возможных затруднений в будущей профессиональной деятельности, выстраивать наиболее эффективные модели собственной образовательной деятельности. В результате выпускник окажется способным к самостоятельному проспективному проектированию своей будущей деятельности и генерированию нового профессионального знания, как на уровне теории, так и на уровне практики.
Соотнесем компетентностный и праксиологический подходы по положенным в их основу принципам.
Принципы компетентностного подхода в своей совокупности ориентированы на прогнозирование трудностей, которые препятствуют успешной социализации обучающегося в обществе и личностному развитию.
Принципы праксиологического подхода основаны на выявлении оценок, позволяющих судить об успешности деятельности за счет сравнения результатов образования с нормативным образцом, желаемым эталоном, к которому следует стремиться при выполнении учебной деятельности.
Принципы коллинеарности и дополнительности позволяют на разных ступенях профессиональной подготовки сопоставлять результаты образования с моделируемым образцом; вести мониторинг качества обученности; выявлять и изучать причины, обусловившие отклонение от нормы; корректировать действия для улучшения показателей; внедрять новые или исключать неубедительные методы и технологии; обоснованно принимать решения об инновационных изменениях в образовании; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты за счет альтернативного выбора педагогических средств; оперативно осуществлять обратную связь с каждым обучающимся для диагностики результатов обучения и коррекции педагогического процесса.
Сравним компетентностный и праксиологический подходы по принятой в рамках каждого из подходов оценке образовательных результатов.
Компетентностный подход предполагает, что практическая готовность обучаемых к реализации того или иного вида деятельности выражается в терминах сформулированных компетенций «владеть, иметь представление, уметь, обладать готовностью и т.п.». Компетенции проявляются в процессе решения профессиональных задач различного уровня сложности с использованием определенных ресурсов и средств и служат индикаторами успешности образовательной деятельности.
Фонд оценочных средств освоения общекультурных и профессиональных компетенций предполагает использование шкалы с несколькими опорными точками и результатом оценки показателя по шкале: компетенция освоена – частично освоена – не освоена. При разработке системы оценивания сформированной компетенции учитывают знания, умения и навыки, лежащие в ее основе. Знания и умения, определяющие компетенцию, проверяются в ходе промежуточной аттестации на экзаменах и зачетах по учебным дисциплинам, в ходе практики, а также на итоговой аттестации по окончании обучения.
Праксиологический подход для оценивания образовательных достижений студентов использует такие характеристики деятельности как: рациональность, продуктивность, целесообразность, технологичность, эстетичность, валеологичность.
Принципы коллинеарности и дополнительности расширяют компетентностную шкалу оценивания перечисленными праксиологическими характеристиками деятельности. Полученная система оценивания позволяет судить об успешности или неуспешности образовательной деятельности, правильности формирования навыков и своевременно принимать соответствующие меры по корректировке педагогических действий, чтобы сделать обучение успешным.
Таким образом, принципы коллинеарности и дополнительности, рассмотренные нами в сопоставлении компетентностного и праксиологического подходов, обеспечивают эффективность усвоения профессиональных образовательных программ, результативность будущей профессиональной деятельности, позволяют активизировать творчество студентов, выработать систему внутренних побуждений к активной преобразующей деятельности, стремление к совершенствованию своих профессионально важных качеств. В этом смысле открываются новые уровни осмысления процесса профессиональной подготовки будущего специалиста.
Библиографический список
- Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие/О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
- Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005.
- Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.
- Мизес Л. Человеческая деятельность. 1949.
- Espinas A. Les Origines de la Technologi. Paris, 1897.
- Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе//Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 76-87.
- Новиков А.М. Обучение: развитие опыта личности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.anovikov.ru/artikle/obuch.htm (дата обращения: 03.05.14).