ПРИНЦИПЫ КОЛЛИНЕАРНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Монахова Лира Юльевна1, Федотова Вера Сергеевна2
1Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник
2Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Введены новые принципы коллинеарности и дополнительности для проведения сравнительного анализа методологических подходов, используемых в педагогических исследованиях. Показана реализация указанных принципов для компетентностного и праксиологического подходов в теории и практике профессионального образования

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетентностный подход, оценка образовательных результатов, праксиологический подход, принцип дополнительности, принцип коллинеарности


PRINCIPLES COLLINEAR AND EXTRAS: COMPETENCE AND PRAXIOLOGIC APPROACHES IN THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

Monakhova Lira Yulevna1, Fedotova Vera Sergeevna2
1Federal State Scientific Institution "Institute for teacher education and adult education" RAO, Ed.D., Assistant Professor, Chief Scientific Officer
2A. Pushkin Leningrad State University, Ph.D., Associate Professor

Abstract
Introduced new principles collinearity and complementarity for comparative analysis of methodological approaches used in educational research. Shows the implementation of these principles to the competency and praxeological approaches in the theory and practice of vocational education

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Принципы коллинеарности и дополнительности: компетентностный и праксиологический подходы в теории и практике профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6613 (дата обращения: 25.02.2024).

В сравнительный анализ методологических подходов, используемых в педагогических исследованиях, мы вводим принцип коллинеарности, который проявляется через выявленные созвучности в целеполагании, в общности используемого категориального аппарата, в идентичности практической направленности, в согласованности ожидаемых результатов, в близости формулировок основополагающих принципов, в единстве требований к оценке образовательных результатов.

Принцип коллинеарности предполагает выявление общей семантики методологических подходов, что позволит при организации исследований оптимизировать число используемого научного базиса.

Наряду с принципом коллинеарности мы выдвигаем принцип дополнительности. Он предполагает добавление к ведущей системе фундаментальных идей, положенных в основу описания педагогических процессов и явлений, характеризуемых одним подходом, не пересекающихся с ним по смыслам других методологических подходов.

Применим принципы коллинеарности и дополнительности в сопоставительном анализе компетентностного и праксиологического подходов.

Компетентностный подход выступает методологической основой современного высшего образования в России. Его основными смыслами является ориентация содержания образования на развитие у обучающихся способности самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность разного уровня сложности. Реализовать это можно опираясь на сформированный в учебном заведении опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, методических, научно-исследовательских, управленческих и других задач, предусмотренных стандартами образования.

Компетентностный подход апеллирует к разработке компетентностной модели подготовки современного специалиста [1], что предусматривает создание соответствующей развивающей образовательной среды, которая стимулирует обучающихся к раскрытию и воплощению в жизнь их потенциала, самостоятельному проектированию и ведению эффективного образовательного процесса, формированию способностей выпускника результативно применять полученные в процессе обучения теоретические знания и практический опыт для решения профессиональных и личностных задач. Несмотря на разработанность методологических основ компетентностного подхода реализовать системно его на практике не удается, выпускники высших учебных заведений оказываются не готовыми к результативной самостоятельной профессиональной деятельности. Наблюдается противоречие между целями, заложенными в основных образовательных стандартах и реально освоенными обучающимися компетенциями.

Решить указанное противоречие возможно за счет опоры на праксиологический подход, который аккумулирует в себе систему идей относительно рациональной, эффективной человеческой деятельности, как способа достижения поставленной цели и получения продукта с минимальными ресурсными затратами (И.А. Колесникова [2], Т. Котарбинский [3], Л. Мизес [4], Е.В. Титова [2], А. Эспинас [5]).

Праксиология разрабатывает теорию и практику следующих групп проблем: аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий; изучение условий и законов, определяющих эффективность действий; изучение генезиса и развития различных видов деятельности, а также путей их совершенствования [6].

Реализация принципа дополнительности, а именно обогащение компетентностного подхода праксиологической методологией позволит актуализировать проблемы, связанные с рациональной и продуктивной образовательной деятельностью в условиях усложнения педагогического труда и неизбежности повышения степени его осмысленности.

Принцип коллинеарности, ориентируемый на выявление общих смыслов различных методологических подходов, не предполагает их дифференциацию, а направлен на продуктивное взаимодополнение при сохранении уникальности и самостоятельности каждого из них, что существенно расширяет возможность практического использования этих подходов, что обеспечивает повышение качества профессионального образования.

Реализуем принципы коллинеарности и дополнительности в сопоставительном анализе компетентностного и праксиологического подходов по выделенным критериям: целевой ориентации, общности категориального аппарата, степени практической направленности, ведущих принципов, оценки образовательных достижений.

Рассмотрим сопоставление компетентностного и праксиологического подходов по целевой ориентации.

Цель компетентностного подхода состоит в повышении уровня конкурентоспособности выпускников на мировом рынке труда, улучшении качества подготовки будущих специалистов за счет формирования высокого уровня профессиональной компетентности. Компетентность проявляется в способности обучающегося эффективно и результативно решать поставленные перед ним задачи на основе сформированных у него знаний, умений и навыков.

Праксиологический подход направлен на обеспечение педагогической практики новыми алгоритмами, приемами, методами и технологиями обучения, которые ориентируют субъекта деятельности на конкретный результат, способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления (коуч-, кейс-, тренинговые, проектные технологии).

Праксиологический подход ориентирует студентов на качественное и продуктивное выполнение своей деятельности за счет овладения приемами ее рационализации. Среди которых выделим приемы оптимальной организации времени, рациональной работы с учебным материалом (приемы смысловой переработки текста, укрупнения учебного материала, обобщенные способы решения задач, приемы культуры чтения, краткие наиболее рациональные формы ведения записей), приемы запоминания, приемы подготовки к контрольным мероприятиям и т.п.

Цель праксиологического подхода – обеспечить педагогическую практику методологическим знанием, аккумулирующим положения различных наук, междисциплинарным знанием, относящимся к организации деятельности, с помощью которых можно объяснить феномен человеческой деятельности. Человеческая деятельность рассматривается как совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления профессиональных действий по получению результатов высокого качества, проведение рефлексии по поводу причин, условий и механизмов успешной деятельности, поле для актуализации компетенций в социально-экономическом пространстве.

Принципы коллинеарности и дополнительности компетентностного и праксиологического подходов позволяют моделировать цели и результаты образования как нормы его качества, отражать результаты образования в виде целостной системы признаков общей готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности.

Сопоставим компетентностный и праксиологический подходы по критерию общности категориального аппарата.

Категориально-понятийный аппарат подхода представлен совокупностью наиболее содержательных понятий, которые описывают его сущность и соответствуют его базовым принципам.

Смыслообразующими единицами компетентностного подхода являются понятия компетентность и компетенция. Компетентность напрямую связывается с умениями. Умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Умение – высшее человеческое качество, формирование которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением [7]. «Уметь делать» означает способность человека самостоятельно ориентироваться в ситуации, интерпретировать ее (в том числе приобретать необходимые новые знания), правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; определять конкретные средства и способы (методы) достижения цели.

Категориально-понятийный аппарат праксиологического подхода представлен смыслообразующими единицами «действие», «операция» и такими понятиями как: преобразующая активность, осмысленность деятельности, целесообразность, качественность, успешность, продуктивность, результативность, эффективность, практичность, технологичность.

В контексте праксиологического подхода содержание понятия «компетентность» можно дополнить за счет введения праксиологических характеристик деятельности и рассматривать компетентность как совокупность умений, ведущих к успешной деятельности за счет сознательного выбора средств, приемов и методов работы, которые обеспечивают результативность труда, активизируют творчество в постоянно изменяющихся условиях, в ситуациях риска и неопределенности, побуждают к активной преобразующей деятельности.

Принципы коллинеарности и дополнительности позволяют изучить процессуальную сторону осуществляемой деятельности, усовершенствовать практические действия с позиции их максимальной целесообразности, определить условия и средства, способствующие повышению качества результатов деятельности. При ограниченных временных ресурсах на обучение студент получает максимально возможный объем (продуктивность) не любых (рациональность), а именно необходимых знаний и умений (целесообразность), востребованных в будущей профессиональной деятельности (успешность).

Рассмотрим коллинеарность и дополнительность компетентностного и праксиологического подходов по критерию реализации практической направленности.

Компетентностный подход аппелирует к идее необходимости формирования практического опыта для успешности осуществления деятельности. О том же говорит и праксиологический подход.

Компетентностный подход предполагает формирование практико-ориентированных умений, определяет прикладную направленность обучения, ориентированного на отдаленный эффект, требует выделения в содержании учебных предметов конкретных, наиболее значимых для подготовки будущего специалиста компетенций. Эти компетенции определяют те знания, умения, навыки, способы действий которые окажутся востребованными в профессиональной деятельности выпускника учебного заведения. Овладение данными знаниями и способами действий обеспечит в будущем успешность профессиональной деятельности специалиста.

Праксиологический подход также имеет практико-ориентированную направленность выражающуюся в формировании у обучающихся умений и навыков результативно использовать теоретические знания при решении профессиональных задач, самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективных способов деятельности в соответствии с поставленными целями.

Принципы коллинеарности и дополнительности компетентностного и праксиологического подходов позволяют рассматривать теорию как обобщенный человеческий опыт в конкретной области знаний, ценной для специалиста в качестве методологического основания. Такая интерпретация позволит выпускнику высшего учебного заведения на основе имеющихся знаний (теории), накопленного социального и личностного опыта (практики), сформированной компетентности распознавать причины возможных затруднений в будущей профессиональной деятельности, выстраивать наиболее эффективные модели собственной образовательной деятельности. В результате выпускник окажется способным к самостоятельному проспективному проектированию своей будущей деятельности и генерированию нового профессионального знания, как на уровне теории, так и на уровне практики.

Соотнесем компетентностный и праксиологический подходы по положенным в их основу принципам.

Принципы компетентностного подхода в своей совокупности ориентированы на прогнозирование трудностей, которые препятствуют успешной социализации обучающегося в обществе и личностному развитию.

Принципы праксиологического подхода основаны на выявлении оценок, позволяющих судить об успешности деятельности за счет сравнения результатов образования с нормативным образцом, желаемым эталоном, к которому следует стремиться при выполнении учебной деятельности.

Принципы коллинеарности и дополнительности позволяют на разных ступенях профессиональной подготовки сопоставлять результаты образования с моделируемым образцом; вести мониторинг качества обученности; выявлять и изучать причины, обусловившие отклонение от нормы; корректировать действия для улучшения показателей; внедрять новые или исключать неубедительные методы и технологии; обоснованно принимать решения об инновационных изменениях в образовании; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты за счет альтернативного выбора педагогических средств; оперативно осуществлять обратную связь с каждым обучающимся для диагностики результатов обучения и коррекции педагогического процесса.

Сравним компетентностный и праксиологический подходы по принятой в рамках каждого из подходов оценке образовательных результатов.

Компетентностный подход предполагает, что практическая готовность обучаемых к реализации того или иного вида деятельности выражается в терминах сформулированных компетенций «владеть, иметь представление, уметь, обладать готовностью и т.п.». Компетенции проявляются в процессе решения профессиональных задач различного уровня сложности с использованием определенных ресурсов и средств и служат индикаторами успешности образовательной деятельности.

Фонд оценочных средств освоения общекультурных и профессиональных компетенций предполагает использование шкалы с несколькими опорными точками и результатом оценки показателя по шкале: компетенция освоена – частично освоена – не освоена. При разработке системы оценивания сформированной компетенции учитывают знания, умения и навыки, лежащие в ее основе. Знания и умения, определяющие компетенцию, проверяются в ходе промежуточной аттестации на экзаменах и зачетах по учебным дисциплинам, в ходе практики, а также на итоговой аттестации по окончании обучения.

Праксиологический подход для оценивания образовательных достижений студентов использует такие характеристики деятельности как: рациональность, продуктивность, целесообразность, технологичность, эстетичность, валеологичность.

Принципы коллинеарности и дополнительности расширяют компетентностную шкалу оценивания перечисленными праксиологическими характеристиками деятельности. Полученная система оценивания позволяет судить об успешности или неуспешности образовательной деятельности, правильности формирования навыков и своевременно принимать соответствующие меры по корректировке педагогических действий, чтобы сделать обучение успешным.

Таким образом, принципы коллинеарности и дополнительности, рассмотренные нами в сопоставлении компетентностного и праксиологического подходов, обеспечивают эффективность усвоения профессиональных образовательных программ, результативность будущей профессиональной деятельности, позволяют активизировать творчество студентов, выработать систему внутренних побуждений к активной преобразующей деятельности, стремление к совершенствованию своих профессионально важных качеств. В этом смысле открываются новые уровни осмысления процесса профессиональной подготовки будущего специалиста.


Библиографический список
  1. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие/О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
  2. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005.
  3. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.
  4. Мизес Л. Человеческая деятельность. 1949.
  5. Espinas A. Les Origines de la Technologi. Paris, 1897.
  6. Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе//Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 76-87.
  7. Новиков А.М. Обучение: развитие опыта личности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.anovikov.ru/artikle/obuch.htm (дата обращения: 03.05.14).


Все статьи автора «Monahova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: