Сегодня в центре внимания – студент, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного преподавателя – выбрать оптимальные методы и формы организации учебной деятельности. Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество и активизировать познавательную деятельность студента в процессе обучения иностранным языкам. На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса студентов к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад в учебный процесс, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества и кооперации.
Задача современного преподавателя – не преподносить знания учащимся, а более практичная, приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Понятно, что всякое умение не приходит к будущему специалисту без помощи преподавателя. Разумное сотрудничество преподавателя и будущего специалиста предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставленную будущему специалисту, которая, в конечном итоге ведёт к автоматизации его познавательной деятельности.
Переориентация обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении с прагматических целей на культурологические предполагает наряду с усвоением иноязычноречевых умений и навыков расширение культурного опыта будущего специалиста за счёт познания другой культуры и формирования ценностного отношения к ней. Это становится возможным в процессе воздействия педагога на различные стороны личности будущего специалиста, такие, как интеллект, чувства, мировоззрение, поведение, что наиболее эффективно в условиях сочетания аудиторных занятий и творческой деятельности по предмету. «Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика. Сегодня высшая школа не ориентирована на комплексное исследование и выявление потенциала студента. Преподаватель оказывается рабом устаревших подчас нормативных документов и традиций воспроизводства нового поколения по подобию предыдущего. Поэтому суть обучения, которое направлено на развитие одаренности, – это творчество» [1].
В условиях развития информационных технологий богатством общества становятся человеческие ресурсы, которые выступают в качестве основного фактора экономического и социального развития. В решении этой задачи важная роль отводится и международной коммуникации как фактору, расширяющему его социальную и экономическую свободу. Высшим уровнем компетентности в сфере межкультурной коммуникации является умение свободно переходить на соответствующий коммуникативный режим [2]. Во многих стандартных неязыковых ВУЗах на постсоветском пространстве процесс овладения иностранным языком и культурой осуществляется вне языковой среды. В условиях неязыковых вузов данная проблема особо обострена, так как иностранный язык не является основным предметом и времени на его изучение, соответственно, крайне недостаточно. Преподавание иностранного языка в неязыковых вузах не полностью реализует как образовательные запросы студентов, так и гуманитарный потенциал этой учебной дисциплины. В свою очередь, динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность у каждого отдельного человека в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, росте своей профессиональной мобильности [3]. К сожалению, в ходе аудиторных занятий до сих пор преобладают трансляционные формы работы. Именно творческая деятельность по иностранному языку, которая является одной из форм интерактивного обучения, позволяет инициировать способности учащихся по освоению иноязычной культуры (образа жизни, идеи, обычаев, верований, искусства), приобщить к культурным ценностям страны изучаемого языка в форме, наиболее адекватной потребностям и интересам, возрастным и индивидуальным особенностям будущих специалистов. В понятие «культурная ценность» следует включать широкий круг предметов, однако общим для них являются отображение особенностей национальной культуры и связь с историей конкретного народа [4]. Именно внеаудиторная деятельность способна придать личностный смысл познавательной деятельности будущих специалистов, так как организованная в виде спектаклей, представлений, праздников и драматизации соревновательного характера она вызывает сильные эмоциональные переживания. Актуальным является развитие творческих способностей студентов вузов и расширение реальных возможностей для применения своих творческих сил не только на занятиях по иностранному языку, но и с целью дальнейшего профессионального роста. Данная постановка образовательных задач широко обсуждается педагогами и методистами, при этом отмечается, что творческие способности, как и любые другие, развиваются в рамках творческой деятельности. Следовательно, главной задачей при этом является поиск путей и средств, а также новых форм организации внеаудиторной деятельности в процессе обучения.
Без развития творческих способностей невозможно сформировать активную и креативную личность, способную эффективно и нестандартно решать поставленные перед ней задачи [5]. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой внеаудиторных мероприятий с целью формирования и развития творческих способностей студентов в вузах. Именно внеаудиторная работа располагает большими возможностями для удовлетворения запросов и интересов каждого студента в полной мере, что нельзя полностью осуществить в рамках учебного процесса. Внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса обучающихся к иностранному языку, формированию их творческих способностей, она мобилизует внимание и память, развивает чувство ответственности, умение работать в команде и приучает к самостоятельности. Такая работа предлагает множество средств, которые позволяют сделать изучение иностранного языка интереснее, оживленнее и разнообразнее, помочь студентам преодолеть психологический барьер в общении, развить креативные способности, привить чувство прекрасного и избавиться от скуки и усталости на занятиях.
Важную роль в этом играет сам преподаватель, его эмоциональность, собственная заинтересованность в развитии способностей студентов, в создании доброжелательной атмосферы в группе. И именно сопричастие преподавателя позволяет создать ситуацию успеха в снятии языкового барьера. Творчество преподавателя есть необходимое условие существования педагогического процесса и рассматривается как сотворчество преподавателей и студентов, совместная деятельность или сотрудничество, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между преподавателем и студентом [6]. Формирование творческой личности студента предполагает включение его в разнообразные виды и формы деятельности.
Ключевым звеном в основе функционирования системы внеаудиторной работы по иностранному языку является ряд принципов, определяющих содержание и формы такой работы со студентами, среди которых особо хотелось бы выделить следующие:
1. Принцип коммуникативной активности обучающихся. Определяя коммуникативную компетенцию как стержневую, ведущим методическим принципом логично назвать принцип коммуникативной направленности. В практическом применении это значит, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию на английском языке на протяжении всего курса. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса. Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения, а также коммуникативные умения, необходимые для того, чтобы учащийся мог осуществлять общение в устной и письменной речи. Этот принцип определяет отбор и организацию учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях. Также этот принцип определяет средства обучения, с помощью которых можно обеспечить владение коммуникативной функцией языка на основе звукового и печатного материала. Принцип коммуникативной направленности имеет отношение как к организации самого учебного процесса, деятельности учащихся в нем, так и организации внеаудиторной работы по иностранному языку.
2. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Данный принцип основан на хорошем знании преподавателями контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой.
Внеаудиторная деятельность может носить как творческий, так и воспроизводящий характер. Воспроизводящей деятельностью будет являться выполнение следующих заданий: объяснение новых слов, представляющих трудности при переводе, фразеологизмов и устойчивых оборотов, выполняемое в индивидуальном режиме. Нужно отметить, что фразеология является своеобразной и яркой составляющей любого языка [7]. Обучаемому в качестве домашнего задания нужно подготовить небольшое сообщение, в котором будет объясняться семантика и соответствующие разным значениям сферы употребления новых слов, представляющих трудности при переводе.
Эффективность и результативность всех форм внеаудиторной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
добровольное участие; сочетание инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий; четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; наличие целевых установок и перспектив деятельности; использование методов педагогического стимулирования активности студентов [8].
Обозначенные принципы и условия обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности. По мере продвижения студентов от курса к курсу предлагается увеличивать творческую составляющую во внеаудиторной работе студентов. При этом в процессе подготовки к внеаудиторной работе особое внимание уделяется формированию следующих профессиональных компетенций: выражение мысли в устной и письменной форме; владение техникой публичного выступления; способность работать в команде; способность к проектной деятельности; способность быстро адаптироваться к новым ситуациям; способность продуктивно управлять временем (эффективный тайм-менеджмент); способность выполнять работу самостоятельно.
При налаженной творческой деятельности в учебном заведении складываются определённые традиции, которые бережно сохраняются всеми принимавшими участие в творческих мероприятиях. Проводимые мероприятия преследуют следующие цели: создание условий для активного и творческого развития личности и стимулирование интересов будущего специалиста к изучению английского языка; способствование более прочному усвоению языкового материала; воспитание толерантности к иноязычной культуре; воспитание гражданина и патриота; создание условий для формирования у обучающихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка; поддержание интереса к учению. А поскольку интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и будущего специалиста необходимо: мотивировать будущих специалистов использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении различных дисциплин для решения поставленной задачи; развивать у будущих специалистов воображение и фантазию, творческую активность; расширить мировоззрение будущих специалистов; развивать творческие способности будущих специалистов, самостоятельность и эстетический вкус; мобильность; владение информационными технологиями [9].
К личностным компетенциям, формируемым, в том числе, самостоятельной работой, можно отнести: умение развивать свои познавательные способности; обладание интеллектуальными чувствами в отношении процесса познания; обладание творческим мышлением; участие в межкультурной коммуникации; противодействие информационной манипуляции и агрессии; умение принимать решения в отношении развития личностных потенциалов; осуществление самоорганизации и самоконтроля личностного развития.
Особая ценность внеаудиторной работы заключается в том, что она является деятельностью, где наиболее полно проявляются творческие возможности всех студентов с разным уровнем знания иностранного языка. И именно развитие и расширение форм внеаудиторной работы позволит создать обстановку реального общения и активно использовать иностранные языки в реальных ситуациях. Следует также подчеркнуть, что внеаудиторные мероприятия позволяют не только значительно повысить интеллектуальный, языковой и коммуникативный уровень студентов, но и решают специфичные для этой деятельности задачи, такие как:
1) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, культурно-нравственного и эстетического воспитания;
2) раскрытие личных талантов (вокальных способностей, актерского мастерства)
Данные задачи стоят не только перед языковым образованием, они стоят перед вузом при формировании высококвалифицированного специалиста.
Внеаудиторная деятельность в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается как интегративная составляющая общей системы профессиональной подготовки будущих специалистов. В марте 2013 года кафедрой иностранных языков КГУКИ было подготовлено и проведено тематическое мероприятие, посвященное 50летию творческой деятельности английской группы «The Beatles». Мероприятие прошло в атмосфере дружеского профессионального общения на иностранном языке. Просветительская, познавательно-практическая часть программы гармонично сочеталась с яркими творческими выступлениями. Участники проведенного представления убедились в том, что изучение английского языка может быть интересным и захватывающим процессом.
В заключение хотелось бы еще раз отметить важность проведения внеаудиторных мероприятий при обучении иностранному языку, особенно способствующих формированию профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста, помогающих преодолеть языковой барьер, почувствовать уверенность в своих силах и продолжить продуктивные занятия иностранным языком.
Библиографический список
- Гербач, Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку. [Е.М.Гербач//Иностранные языки в школе.– 2011. – №7.- C.17
- Сатарова Л.Х. Основные проблемы межкультурной коммуникации как фактор развития современного общества // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. - № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29074.
- Мясникова О.В., Скубневская Т.В. Драмапедагогика или методика удовольствия и забавы на занятиях иностранного языка в вузах неязыковых специальностей// Новые технологии в образовании: сб.тр. вып. 5(по итогам междунар.электроннойнауч.конф.). Воронеж, 2002. – С.126
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – С.55.
- Крепкогорская Е.В. Национальные особенности фразеологических единиц с компонентом фитонимом в английском и русском языках // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2573
- Кашина, Е.Г. Театральный контекст профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка : монография/Е.Г.Кашина. – Самара: Офорт 2009 с: СамГУ, 2009. – C.122.
- Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253
- Бельская С.А. К проблеме определения понятия «Культурная ценность»/ С.А. Бельская // Вестник Казанского Государственного университета культуры и искусств – № 3. – 2012г.
- Рекунова И.Г. Драматизация как методика развития навыка общения на иностранном языке // Материалы научно-практической конференции. – СПб.: ИНК-Пресс, 2004. – C.418.