Прежде чем рассматривать функциональное предназначение эколого-правовых принципов, необходимо дать определение категориям: функция, функциональное предназначение. Функция является многозначным термином, являющимся отношением между объектами, при котором изменения в одном неизбежно ведут к изменениям в другом. По отношению к категории «эколого-правовой принцип» приемлемо такое определение функции: «функция (от лат. functio – осуществление, выполнение) – способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента»[1].
Следует отметить, что относительно правовых принципов являющихся продуктом правотворческой деятельности, категория функции может применяется в двух значениях: в первичном, т.е. непосредственно учитывая только область взаимодействия правовых норм в пределах определённой системы абстрактных норм, ограниченной рамками результатов правотворческого процесса, выраженной в конкретном правовом акте; во вторичном, т.е. опосредованно, включая в себя общественные отношения, конкретные условия принятия, предпосылки определяющие их возникновение и развитие.
Таким образом функциональное предназначение является выражением существования одного элемента определённой системы путём взаимодействия с другими элементами и с другими системами. Функциональное предназначение включает в себя совокупность функций, выполняемых правовыми принципами по отношению к локальным правовым нормам и является категорией «смыслообразующей» т.е. отражающей эколого-правовые принципы в более широком понимании их существования через реализацию своих многообразных функций.
Необходимо уточнить, что при применении категории функциональности следует учитывать то, что она может быть применена по отношению к абстрактным нормам или к конкретным предметам. Примером определения функциональности вещей может служить работа французского философа Жана Бодрийяра «Система вещей» (1968): «функциональность есть способность интегрироваться в целое»[2, с. 72], в данном определении делается акцент на функциональности, как приспособлении элемента к строю определённой системы, в отличие от приспособления к некоторой цели.
Из вышеприведённого определения функции и функциональности можно сделать вывод, что функциональное предназначение принципов в общей системе норм обусловлено особенностями их специфики и степенью воздействия на общественные отношения, которые в свою очередь и формируют их содержание. В качестве примера можно привести эколого-правовой принцип закреплённый в ФЗ «Об охране окружающей среды» статье 3: «научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды»[3]. Данный принцип является отражением интегративной функции в решении экологических, экономических и социальных проблем с опорой на научно обоснованные решения. Функциональное предназначение как элемента системы обуславливается его специфическими особенностями, т.е. его содержанием и положением в системе норм, а также его практической реализацией, что является показателем его действенности. По поводу этого эколого-правового принципа следует отметить то, что он задаёт вектор развития направленный на «устойчивое развитие», который является необходимым условием гармоничного сосуществования системы «общество-природа». Устойчивое развитие также является своего рода принципом, более широкого порядка, по отношению к вышеприведённому принципу правового регулирования и выполняет своё функциональное предназначение, которое можно сформулировать через определение устойчивого развития: «модель существования общества, в которой развитие и удовлетворение потребностей существующего поколения не ставит под угрозу жизнь и развитие будущих поколений»[4]. Из данного определения следует ряд функций, которые являются сущностными, для понимания функционального предназначения устойчивого развития: создание модели общества, гармоничное развитие, ответственность перед будущими поколениями. Таким образом ключевые функции содержатся в определении, которое является отражением его сущностных признаков, на их основе строятся более конкретные функции, зачастую выраженные в принципах данной концепции. Примером тому служит Рио-де-Жанейрская Декларация по окружающей среде и развитию1992 г. принцип № 3: «Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.»[5] Данный принцип исходит из определения «устойчивое развитие», его сущностного признака ответственности перед будущими поколениями, уточняя его термином «адекватность» удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений и термином «право на развитие». В переходе из определения в принцип, закреплённый Международной Декларацией, происходит детализация функционального предназначения и его раскрытие в более широком терминологическом поле. Таким образом вышеопределённый признак устойчивого развития «ответственности перед будущими поколениями» подразумевает под собой функцию по обеспечению сохранения окружающей среды и регуляции уровня потребления, позволяющего будущим поколениям адекватно удовлетворять потребности и устойчиво развиваться. Стоит отметить, что принципы, строятся на основе сущностных признаков, которые составляют определение концепции, они могут как повторять сущностные признаки, добавляя конкретизирующие термины (как это было показано в 3 принципе Декларации по окружающей среде и развитию1992 г.), так и вносить новое значение, которое не отражено в определении, но имеет потенциал для её развития. Данное утверждение правомерно и для эколого-правовых принципов отражённых в ФЗ «Об охране окружающей среды». Исходя из того, что к числу функций выполняемых принципами относится функция правотворчества, таким образом на их основе может осуществляться развитие законодательства, при котором через принципы идёт формирование локальных правовых норм их изменение и совершенствование в соответствии с научно обоснованными путями развития регулирования взаимодействия общества и природы.
Важно отметить и то, что функциональное предназначение определяется не только через определение сущности принципа или концепции и функций выполняемых ими по отношению к определённым системам, но и через конкретные результаты применения, которые являются показателем действенности данного принципа. По степени воздействия на общественные отношения можно оценивать функционирование социальных регуляторов, их действенность, исходя из того, что функционирование означает взаимодействие с другими элементами системы и выполнение по отношению к системе в целом определённых функций.
Специфика функций эколого-правовых принципов заключается в особенностях регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Исходя из данной специфики определяется и многообразие выполняемых ими функций: систематизация, регуляция, установления приоритетов развития, устойчивость правовых норм, идеологическая функция, функция устойчивости развития. В процессе правотворчества в данной сфере особую роль играет научная обоснованность принимаемых решений. Это связано с необходимостью понимания процессов происходящих в биосфере и определении допустимого воздействия на неё, во избежание нарушения баланса во взаимодействии общества с природой, которое может привести к непоправимым последствиям.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1) Категория функциональное предназначение является более сложной чем простая совокупность функций и включает в себя практическую реализацию эколого-правовых принципов, что выражается в таком показателе как действенность норм, т.е. их функционировании. Также данная категория включает «смысловой» элемент, что выражено в понятии «предназначение».
2) Применение категории функциональное предназначение целесообразно применять в зависимости от того на что она направлена: на конкретные вещи, либо абстрактные нормы.
3) Специфика функций эколого-правовых принципов заключается в области регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.
4) Функция – это способ поддержания существования элемента системы путём взаимодействия с другими элементами и с другими системами. Определённое включение в общий строй системы посредством функционирования, выполнения своих функций.
Библиографический список
- Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 – 1970.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино»,1999 г. 218 с.
- Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 – ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_1.html (дата обращения: 08.08.2013).
- Институт проблем устойчивого развития. Устойчивое развитие. URL: http://www.cosd.ru/ (дата обращения: 10.08.2013).
- Декларация по окружающей среде и развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=401 (дата обращения: 11.08.2013).