ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Печаткин Александр Сергеевич
Саранский Кооперативный Институт
Аспирант

Аннотация
В данной статье рассматриваются эколого-правовые принципы в аспекте их функционального предназначения. В качестве примера приведена статья 3 Федерального Закона от 10.01.2002 №7 ФЗ «Об охране окружающей среды». Проведён анализ определения «устойчивого развития», показаны сущностные функции, определяющие его содержание. Показано значение эколого-правовых принципов, в качестве основополагающих начал, обобщающих множество конкретных норм локального назначения.

Ключевые слова: правовая норма., функциональное предназначение, функция, эколого-правовые принципы


FUNCTIONAL PURPOSE OF ENVIRONMENTAL AND LEGAL PRINCIPLES IN THE REGULATION OF THE INTERACTION BETWEEN SOCIETY AND NATURE

Pechatkin Alexander Sergeevich
Saransk Cooperative Institute
Graduate student

Abstract
This article discusses the environmental and legal principles in terms of their functional purpose. As an example, see Article 3 of the Federal Law of 10.01.2002 № 7 of the Federal Law "On Environmental Protection". The analysis of the definition of "sustainable development", shows the essential features that define its content. The significance of environmental and legal principles as fundamental principles that summarize a lot of specific rules of the local destination.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Печаткин А.С. Функциональное предназначение эколого-правовых принципов в регулировании взаимодействия общества и природы // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3647 (дата обращения: 22.02.2024).

Прежде чем рассматривать функциональное предназначение эколого-правовых принципов, необходимо дать определение категориям: функция, функциональное предназначение. Функция является многозначным термином, являющимся отношением между объектами, при котором изменения в одном неизбежно ведут к изменениям в другом. По отношению к категории «эколого-правовой принцип» приемлемо такое определение функции:  «функция  (от лат. functio – осуществление, выполнение) – способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента»[1].

Следует отметить, что относительно  правовых принципов являющихся продуктом правотворческой деятельности, категория  функции может  применяется в двух значениях: в первичном, т.е. непосредственно учитывая только область взаимодействия правовых норм в пределах определённой системы абстрактных норм, ограниченной рамками результатов правотворческого процесса, выраженной в конкретном правовом акте; во вторичном, т.е. опосредованно, включая в себя общественные отношения, конкретные условия принятия, предпосылки определяющие их возникновение и развитие.

Таким образом функциональное предназначение является выражением существования одного элемента определённой системы путём взаимодействия с другими элементами и с другими системами. Функциональное предназначение включает в себя совокупность функций, выполняемых правовыми принципами по отношению к локальным правовым нормам и является категорией «смыслообразующей» т.е. отражающей эколого-правовые принципы в  более широком понимании их существования через реализацию своих многообразных функций.

Необходимо уточнить, что при применении категории функциональности следует учитывать то, что она может быть применена по отношению к абстрактным нормам или к конкретным предметам. Примером определения функциональности вещей может служить  работа французского философа Жана Бодрийяра «Система вещей» (1968): «функциональность есть способность интегрироваться в целое»[2, с. 72], в данном определении делается акцент на функциональности, как приспособлении элемента к строю определённой системы, в отличие от приспособления к некоторой цели.

Из вышеприведённого определения функции и функциональности  можно сделать вывод, что функциональное предназначение принципов в общей системе норм обусловлено особенностями их специфики и степенью воздействия на общественные отношения, которые в свою очередь и формируют их содержание.  В качестве примера можно привести эколого-правовой принцип закреплённый в ФЗ «Об охране окружающей среды» статье 3: «научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды»[3]. Данный принцип является отражением интегративной функции в решении экологических, экономических и социальных проблем с опорой на научно обоснованные решения. Функциональное предназначение как элемента системы обуславливается его специфическими особенностями, т.е. его содержанием и положением в системе норм, а также его практической реализацией, что является показателем его действенности. По поводу этого эколого-правового принципа следует отметить то, что он задаёт вектор развития направленный на «устойчивое развитие», который является необходимым условием гармоничного сосуществования системы «общество-природа». Устойчивое развитие также является своего рода принципом, более широкого порядка, по отношению к вышеприведённому принципу правового регулирования и выполняет своё функциональное предназначение, которое можно сформулировать через определение устойчивого развития: «модель существования общества, в которой развитие и удовлетворение потребностей существующего поколения не ставит под угрозу жизнь и развитие будущих поколений»[4].  Из данного определения следует ряд функций, которые являются сущностными, для понимания функционального предназначения устойчивого развития: создание модели общества, гармоничное развитие, ответственность перед будущими поколениями. Таким образом ключевые функции содержатся в определении, которое является отражением его сущностных признаков, на их основе строятся более конкретные функции, зачастую выраженные в принципах данной концепции. Примером тому служит  Рио-де-Жанейрская Декларация по окружающей среде и развитию1992 г.  принцип № 3: «Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.»[5] Данный принцип исходит из определения «устойчивое развитие», его сущностного признака ответственности перед будущими поколениями, уточняя его термином «адекватность» удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений и термином «право на развитие». В переходе из определения в принцип, закреплённый Международной Декларацией, происходит детализация функционального предназначения и его раскрытие в более широком терминологическом поле. Таким образом вышеопределённый признак устойчивого развития «ответственности перед будущими поколениями» подразумевает под собой функцию по обеспечению сохранения окружающей среды и регуляции уровня потребления, позволяющего будущим поколениям  адекватно удовлетворять потребности и устойчиво развиваться. Стоит отметить, что принципы, строятся на основе сущностных признаков, которые составляют определение концепции, они могут как повторять сущностные признаки, добавляя конкретизирующие термины (как это было показано в 3 принципе Декларации по окружающей среде и развитию1992 г.), так и вносить новое значение, которое не отражено в определении, но имеет потенциал для её развития. Данное утверждение правомерно и для эколого-правовых принципов отражённых в ФЗ «Об охране окружающей среды». Исходя из того, что к числу функций выполняемых принципами относится функция правотворчества, таким образом на их основе может осуществляться развитие законодательства, при котором через  принципы идёт формирование локальных правовых норм их изменение и совершенствование в соответствии с научно обоснованными  путями развития регулирования взаимодействия общества и природы.

Важно отметить и то, что функциональное предназначение определяется не только через определение сущности принципа или концепции и функций выполняемых ими по отношению к определённым системам, но и через конкретные результаты применения, которые являются показателем действенности данного принципа. По степени воздействия на общественные отношения можно оценивать  функционирование социальных регуляторов, их действенность, исходя из того, что функционирование означает взаимодействие с другими элементами системы и выполнение по отношению к системе в целом определённых функций.

Специфика функций эколого-правовых принципов заключается в особенностях регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Исходя из данной специфики определяется и многообразие выполняемых ими функций: систематизация, регуляция, установления приоритетов развития, устойчивость правовых норм, идеологическая функция, функция устойчивости развития. В процессе правотворчества в данной сфере особую роль играет научная обоснованность принимаемых решений. Это связано с необходимостью понимания процессов происходящих в биосфере и определении допустимого воздействия на неё, во избежание нарушения баланса во взаимодействии общества с природой, которое может привести к непоправимым последствиям.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1) Категория функциональное предназначение является более сложной чем простая совокупность функций и включает в себя практическую реализацию эколого-правовых принципов, что выражается в таком показателе как действенность норм, т.е. их функционировании. Также данная категория включает «смысловой» элемент, что выражено в понятии «предназначение».

2) Применение категории функциональное предназначение целесообразно применять в зависимости от того на что она направлена: на конкретные вещи, либо абстрактные нормы.

3) Специфика функций эколого-правовых принципов заключается в области регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

4)  Функция – это способ поддержания существования элемента системы путём взаимодействия с другими элементами и с другими системами. Определённое включение в общий строй системы посредством функционирования, выполнения своих функций.


Библиографический список
  1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 – 1970.
  2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино»,1999 г.  218 с.
  3. Федеральный Закон  «Об охране окружающей среды»   от  10.01.2002  №7 – ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/okrsred/70_1.html  (дата обращения: 08.08.2013).
  4. Институт проблем устойчивого развития. Устойчивое развитие. URL: http://www.cosd.ru/  (дата обращения: 10.08.2013).
  5. Декларация по окружающей среде и развитию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=401 (дата обращения: 11.08.2013).


Все статьи автора «Pechatkin Alexander»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: