ТЕОРИЯ «ГОСУДАРСТВА И ЗЕМЛИ» К.С. АКСАКОВА

Вержбицкая Евгения Юрьевна
Алтайский государственный университет
ассистент Центра довузовского образования Управления непрерывного образования

Аннотация
Актуальность изучения проблемы теории «государства и земли» К.С. Аксакова обусловлена реалиями современного периода эволюции общественно-государственной системы в России, который можно определить как период ее модернизации. В этих условиях особую актуальность прибрели проблемы взаимоотношения центра и регионов, а также взаимоотношения государства и гражданского общества, которые поднимал в своих трудах видный представитель славянофильства К.С. Аксаков.

Ключевые слова: государство, западничество, народность, община, православие, самобытность, самодержавие, славянофильство


THE THEORY «THE STATE AND THE LAND» BY K.S. AKSAKOV

Verchbitskaya Evgenie Jurevna
Altai State University
Assistant of the Pre-university Education of the Office of the Continuous Trauning Education

Abstract
The actuality of the study of the problem of the theory «the State and the Land» by Aksakov K.S. is caused by realities of the modern period of the evolution of the social and state system in Russia, which can be detined as the period of its modernization. In these conditions fhe particular actuality acquired the problems of relations between the center and regions< as welt as relations between the state and civil society, which raised in his works the prominent representative of the slavophilism K.S. Aksakov.

Keywords: autocracy, Christian Orthodoxy, community, nationality, originality, slavophilism, state, westernization


Рубрика: Культурология, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Вержбицкая Е.Ю. Теория «Государства и земли» К.С. Аксакова // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/04/2744 (дата обращения: 22.02.2024).

Актуальность изучения проблемы теории «государства и земли» К.С. Аксакова обусловлена реалиями современного периода эволюции общественно-государственной системы в России, который можно определить как период ее модернизации. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема  взаимоотношения центра и регионов, государства и гражданского общества, которую поставили представители отечественной классической политической мысли XIX-го в..

Реформирование государства в постсоветской России в начале XXI в, стимулировало рост интереса исследователей к проблемам истории русского и западного классического либерализма. Однако как правило исследователей интересует западничество. За рамками исследований остаются вопросы, связанные с историей славянофильства. Они представляют собой альтернативный вариант по отношению к европоцентристскому направлению  общественной мысли.

К.С. Аксаков был одним из идеологов славянофильства, сторонники которого в середине XIX в, впервые поставили проблему обостряющегося кризиса отношений между государственной властью и общественностью. Славянофилы предложили иной, чем западники, проект либерализации политической и экономической сфер жизни общества.

В данной работе сделана попытка на основе анализа трудов К.С. Аксакова рассмотреть его теорию «государства и земли» как политическое учение и оценить ее место и значение в общественном движении России первой половины XIX в.

Основными источниками, использовавшимися в работе, стали труды К.С.Аксакова, – его статьи, опубликованные в периодической печати 1830-1840-х гг., и письма. Сочинения идеолога славянофильства К.С.Аксакова позволяют понять  его проект переустройства России. В качестве источников была использована также и работа Н.Бердяева, в которой он проанализировал воззрения славянофилов под углом зрения русской религиозной философии.

Несмотря на то, что Н.Бердяев не являлся современником К.С. Аксакова, и писал о славянофилах в начале XX в., когда Россия так же, как и в середине XIX в., стояла перед выбором путей дальнейшего развития, он, как и славянофилы, был представителем русской интеллигенции. Это позволяло ему глубже понять проблемы, которые поднимал в своих произведениях К.Аксаков, а также проанализировать сильные и слабые стороны русской интеллигенции того времени.

По славянофильству к настоящему времени накоплен достаточно широкий пласт литературы. Используемые в данной работе труды исследователей можно в хронологическом плане и по идеологическим убеждениям разделить на две группы.

В 1950-1980-е гг. славянофильство воспринималось исследователями как умеренно-либеральное течение общественной мысли, отстаивавшее идею самобытного исторического развития России. С этих позиций славянофильство рассматривалось в работах Т.Ф. Пирожковой, Н.Г.Сладкевич, В.А. Китаев. В рамках изучения российского общественного движения середины XIX-го к. славянофильству обращались многие историки, но узких специалистов по этой теме было в тот период немного.

Исследуя политические воззрения славянофилов, В.А. Китаев в своих работах  выделил три течения в славянофильстве.  По его мнению, К.С.Аксаков занимал центристские позиции, другой славянофил А.И.Кошелев был наиболее радикальным деятелем, а Ю.Ф.Самарин – консервативным.

В советской историографии в целом существовал достаточно большой разброс мнений по поводу идейно-политической принадлежности славянофилов. Это движение характеризовалось одними авторами как  либеральное, как консервативное или социалистическое. Господствующим в советской историографии был тезис о либерализме славянофилов.

В постсоветский период наступил  новый этап исследовании данной темы.

На сегодняшний день среди исследователей существуют разные подходы к оценке славянофильства. Это связано с тем, что воззрения славянофилов характеризуются сложным, подчас парадоксальным, переплетением элементов различных идеологий. Показателем непроясненности данного вопроса является  многообразие терминов, с помощью которых учение славянофилов описывается в трудах исследователей разных лет: «обыкновенное, серое, буржуазное либеральничанье» (К.Леонтьев), «ретроградский утопизм» (Ю.Яновский), «наивный цезиризм» (Н.Цимбаев) и др. Отнести  славянофильство к какому-то одному направлению общественной жизни России середины XIX в. оказывается очень сложно

Собственно политическая доктрина К.С. Аксакова, как и политическая доктрина славянофилов вообще, к настоящему времени не достаточно глубоко изучена. Существует совсем немного работ, в которых славянофильство и воззрения К.С.Аксакова  анализировались бы как политическая доктрина, т.е. как систематизированное политическое учение, и всесторонне исследовалась бы «теория государства и земли» К.С.Аксакова. К  таким работам можно отнести диссертационные исследования А.В. Шарапова и М.А.Широковой.

Целью данной работы является изучение теории «государства и земли» К.С.Аксакова как составной части концепции славянофильства.

К.С. Аксаков являлся крупным представителем общественного движения России второй четверти XIX в., внесшим существенный вклад в историю политических учений России. Он разработал собственную теорию происхождения и сущности государства,

Общественное движение России второй четверти XIX в., как подчеркивают различные исследователи, находилось в обстановке усиления реакции после подавления восстания декабристов. В общественно-политическом движении этого периода исследователи традиционно выделяют три направления – консервативное. либерально-оппозиционное, радикальное.

Сторонников либерально-оппозиционного движения, к которому как правило и относят славянофилов, объединяло неприятие николаевской политической системы – крепостничества и самодержавия. Среди них были люди различных сословий и благосостояния. Основными принципами либерализма являлись свобода, собственность, право сопротивления насилию, самоценность личности. Основными требованиями либералов было введение в России политических и гражданских свобод, всеобщего избирательного права, свобода предпринимательства и частной собственности.

Западники, в число которых входили. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев и др., противопоставляли себя славянофилам. В спорах о путях развития России они доказывали общность путей развития России и Запада, утверждали, что Россия хоть и запаздывала, но шла по тому же пути, что и другие западноевропейские страны.

Они выступали за европеизацию, за конституционную монархию по европейскому образцу и были против помещичьих бюрократических порядков николаевской России. Решающее значение они придавали не вере, а разуму, отстаивали идею свободы личности, противопоставляли славянофильскую идею  «соборности» (корпоративности). Они возвеличивали Петра 1, «спасшего Россию». Не смотря на различия, западники и славянофилы, по образному выражению Герцена, выросли из одного корня. Все они были образованными дворянами, писателями и публицистами, основой их взглядов была немецкая классическая философия [13, с. 210].

В славянофильские кружки входили А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Самарин, А.И. Кошелев. Они верили в   принципиальные отличия русского пути от рационального западного, защищали самодержавие и православие как исконные русские начала. На первый взгляд, это сближало их с теорией официальной народности, однако славянофильство представляло собой оппозиционное течение, выступавшее за отмену крепостного права и за реформы в области суда, администрации, развития промышленности, торговли и просвещения, свободу слова и печати.

Начало этому течению положил 1839 г, когда Хомяков и Киреевский выступили со статьей «О старом и новом», «В ответ Хомякову». В полемике друг с другом они изложили основные положения славянофильства. На деле, как считают исследователи, они не объективно оценивали развитие России и идеализировали самобытные традиции, крестьянскую общину и православную церковь.

Константин Сергеевич Аксаков  (1817-1860 гг.)  был одним из известных идеологов и основателей славянофильства, публицистом, литератором. Он родился в Петербурге в семье знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который отличался «пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому» [22, с. 88].

В 1832 г. он поступил на филологический факультет Московского университета. В это же время Аксаков вступил в кружок Н.В. Станкевича, в который входили также В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин. Белинский оказал огромное влияние на Аксакова.

Станкевич умер в 1840 г., а Аксаков разорвал связь с кружком из-за различий во взглядах. Он увлекся изучением истории, собирал древне грамоты,  изучал  формы государственного правления в Новгороде и Москве. Именно К. Аксакову принадлежат некоторые, ставшие стереотипными, положения славянофильской доктрины: с 1843 г. он написал стихотворение с программным названием «Возврат», в котором содержался призыв «домой», в Московскую Русь. В другом стихотворении «Петру» был упрек преобразователю за насилие над русской жизнью.

Возврат к идеалам Московской Руси К. Аксаков стремился продемонстрировать наглядно: он отпустил бороду, ходил в косоворотке и мурмолке. Именно К. Аксаков первым в XIX столетии явственно выразил идею богоизбранности русского народа.

В своих работах К.С. Аксаков отстаивал мысль о необходимости существования государства как формы организации человеческого общества, изучал природу западного и русского государства, особенности понимания сущности политической власти в России и Европе.

Всякое государства, по его мнению, сосредотачивало все силы народа и давало им нужное направление. Это направление могло совпадать с коренными устремлениями народного духа, а могло расходиться с ними. Задача государства – способствовать созидательной деятельности общества, не противопоставлять себя обществу.  В этом заключался смысл существования государства.

Аксаков подчеркивал различие в сущности происхождения государства на Западе и в России. В Европе, где почти все государства создавались путем завоевания и насилия, как считал К.Аксаков, целью обладания властью   было преимущество в правах и свободах, которое имело племя завоевателей над племенем завоеванных.

В России, по мнению Аксакова, установление государственности  во многом являлось вынужденной мерой, предпринятой с целью более  тесного сплочения общества для его успешного духовного развития и противостояния внешней угрозе. Политическая власть при этом имела характер тягостного бремени, которое правитель вынужден был взять на себя, чтобы избавить от него народ [5, с. 239].

К.С. Аксаков пытался доказать, что русское государство не похоже на европейские, что оно находится в отношении «взаимной  доверенности» с «землей».

В то же время Аксаков не рассматривал исключительно  под углом зрения критики современные ему западные государства. Он не призывал отказаться от всего западного, как некоторые другие сторонники движения, а допускал возможность заимствования отдельных положительных сторон из жизни Европы.

В частности, таким положительным примером государственного устройства являлась, на его взгляд, Англия, которая сумела сохранить свои традиции и добиться больших успехов в политическом развитии. «Англия есть лучший плод западной гражданственности. Эта страна представляет нам сочетание спокойствия с свободным гражданским устройством… всякое дальнейшее усовершенствование происходит в ней мирным путем», а при «полной свободе слова уважается закон» [9, с. 363].

Важнейшей эпохой в русской истории для К.С. Аксакова, как  и для славянофилов вообще, являлась эпоха Петра и его государственные преобразования. Аксаков резко критично оценивал петровские реформы и спорил в этим с своим современником, В.Г.Белинским. В.Г. Белинский, по мнению К.С. Аксакова, был глубоко неправ, когда писал, что «реформы Петра Великого не уничтожили,  не разрушили стен в старом обществе один класс от другого, но она подкопалась под основание этих стен». «Это точно новость, – восклицал Аксаков, – на деле это совершенно наоборот». Он считал, что Петр не только не пошатнул эти стены между сословиями, но напротив, создал их. В старину, до Петра Великого, их не было, и чтобы убедиться в этом К.С. Аксаков советовал изучить древнерусские летописи [6, с. 207].

О петровской эпохе он писал, в частности, следующее: «Русская земля подверглась внезапно такому страшному внешнему и внутреннему  насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению… одежда, обычаи, нравы, самый язык – все было искажено».

При этом К.С. Аксаков обижался, когда  оппоненты называли его и  славянофилов ретроградами, зовущими Россию назад. К.С. Аксаков писал: «Разве славянофилы думают идти назад, желают отступательного движения? Нет, славянофилы думают,  должно воротиться не к состоянию древней России (что означало бы закостенение, застой),  а к пути Древней России. Славянофилы желают не возвратиться назад, но  вновь идти прежним путем. Не потому что он прежний, а потому что он истинный» [8, с. 198]. Поэтому неверно считать, что  К.С. Аксаков призывал вернуться к допетровской старине. Аксаков критиковал Петра не за то, что тот использовал достижения европейской цивилизации, а за то, что свернул развитие России с ее истинных начал.

Аксаков называл русский народ негосударственным, т.к. он, по мнению идеолога славянофильства, «не стремится к государственной власти». Однако это не означает, что Аксаков подвергал сомнению необходимость существования государства в России. Под «негосударственностью» К.С. Аксаков имел ввиду отсутствие стремления русского народа к государственной власти по ряду причин: государство для русского народа являлось не целью, а средством. Во-вторых, создав самое могущественное государство в мире, народ сознательно не стремился к власти, а передавал бразды правления царю. Как писал славянофил. русский народ «никогда не подменял религиозно-нравственные идеалы политическими, совесть внешним законом. Бога в пользу Кесаря». Наконец, полагал Аксаков, русский народ  по природе был чужд всяческому формализму, хотя и осознавал необходимость внешней юридической формы [1, с. 322].

Аксаков считал, что русский народ в отличие от немцев и французов, с недоверием воспринимал поклонение форме и при этом проявлял халатное отношение к исполнению формальных обязанностей. Россию Аксаков считал страной села, а не города, в которой очень слабо проявлялась склонность жить политической жизнью. Источником политической власти Аксаков считал город, и связывал его появление с западным влиянием, не имеющим ничего общего с народной традицией [8, с. 199].

Таким образом, по мнению Аксакова, основы высоконравственной жизни, внутренней справедливости присущи неиспорченному цивилизацией сельскому населению, крестьянству, и, в отличие от Запада, преобладание их над внешними законодательными, политическими формами вполне очевидно. В подтверждение своих слов он обращался к истории создания государства у восточных славян. Этот пример, с его точки зрения. свидетельствовал об опоре власти на волю народа.

К.С. Аксаков полагал, что государство не должно подчинять себе народ, и поэтому он так яростно критиковал Петра Великого. По его словам, «простой народ есть основание всего общественного здания страны». Государство должно существовать не само для себя, а стремиться удовлетворять интересы народа. В связи с этим Аксаков придавал особое значение свободе слова, ведь именно через печать общественность могла выразить свое мнение.

Итак, анализируя работы К.С. Аксакова, можно выстроить следующую схему  внутреннего развития государственности в России, включающую три стадии:

1)    первоначальное единство общества  и государства, а также внутреннее общественное единство в допетровской Руси;

2)    европеизации России при Петре I, и, в результате – отделение государства от общества, а высших сословий – от народа;

3)    будущее  возрождение единства и государства в рамках идеального социально-политического устройства.

Как и многие другие славянофилы, К.С.Аксаков в целом был убежден в несовершенстве всех существующих и существовавших форм, когда-либо существовавших, а именно конституционной монархии и республики.

Что касается республики, она, по мнению Аксакова, дальше всего стояла от политического идеала. Стояла европейская парламентская республика. По мнению представителя славянофильского движения, она содержала в себе две опасности: либерализм и следующую за ним революцию. Опасность либерализма заключалась, по мнению Аксакова, в разрушении традиций, обычаев, личной и общественной совести, т.е. всего того, что славянофилы называли внутренней правдой.

В качестве высшего критерия добра и зла либерализм выдвигает  случайную волю индивида, и. тем самым, позволяет каждому человеку произвольно менять ценностные ориентации в зависимости от сиюминутной выгоды. С точки зрения Аксакова, это не допустимо.

Согласно его концепции, личность проявляет свою двойственную природу: негативную и позитивную. С одной стороны, развиваясь своим индивидуалистическим путем, путем самообособления и исключительности, она доводит себя до крайнего эгоизма и саморазрушается, с другой, путем самосовершенствования, самоограничения, самопожертвования, альтруизма во имя блага общественного, целого, личность находит в этом удовлетворение и смысл жизни.

Важнейшим условием ее истинного развития является русская община. «Личность в русской общине, – писал Аксаков, – не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма… личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре, где каждый певец поет своим голосом, но подчиняясь задачам, которые выполняет хор в целом» [7, с. 153].

Главная причина превосходства русского народа перед народами Запада, по мнению Аксакова, заключена в особом его национальном складе характера: во-первых, в нем (русском народе) более всего развиты общечеловеческие принципы, “дух христианской гуманности” и высоко-нравственной жизни; во-вторых, в его природе отсутствуют такие негативные черты как чувство национального эгоизма, национальной исключительности, враждебности к другим народам; в-третьих, в нем есть неиспорченное цивилизацией чувство справедливости в решении социальных вопросов общинная взаимопомощь, исключающая подавление интересов каждого общим, духовная цельность, основанная на религиозно-нравственном мировоззрении, духовная свобода индивидуума; в-четвертых, принадлежность к единому славянскому племени, с его единомыслием, основанном на любви, братстве и патриотизме.

Идеализация русской истории и ненависть к западной были у Аксакова, как отмечали его современники и многие современные исследователи,  были чрезмерными. Достоинства приписывались только одной из цивилизаций -русской, славянской, игнорировались ценностные достижения Запада. Есть все основания говорить о его фанатической преданности одной идее  –  «Россия  – идеал общежития» [4, с. 80].

В концепции Аксакова неприятие всего западного, тлетворно влияющего на русское общество, противопоставлялось высоким качествам русского народа, космополитизм Запада -  социальному альтруизму России.

Н.О. Лосский в своем очерке об К. Аксакове в «Истории русской философии» писал: «Ненависть Аксакова к Западной Европе была такой же сильной, как и любовь к России. Киреевский, Хомяков, указывая на пороки западной цивилизации, в то же время признавали ее достоинства. Они любили западную цивилизацию и настаивали на необходимости синтезирования ценных элементов западного и русского духа. К. Аксаков видел только темные стороны западной цивилизации: насилие, враждебность, ошибочную веру (католицизм и протестантизм), склонность к театральным эффектам [18, с. 117].

Политические и философские воззрения К. Аксакова оказали большое влияние на русский анархизм, а также сторонников славянофильской идеологии конца XIX- начала XX и конца XX веков.

Не случайно Аксаков обращался к крестьянской общине, когда писал о наилучшей из возможных форме  правления. Он считал, что только простой народ является источником вечных нравственных ценностей, и только в нем и в общинном укладе можно найти ответ на все вопросы политического развития. .

Возможно, поэтому он посвятил несколько статей проблеме просвещения народа, где главной мыслью стала убежденность в том, что только народ, а не отдельные личности, пусть даже выходцы из интеллигенции,  может быть двигателем истории. «Общество наше от народа оторвано, если же мы думаем, сообщить народу просвещение, то для этого должны обратиться к себе и себя переделать» [10, с. 161].

С точки зрения Аксакова, народ не нуждается ни в каких указаниях, в особенности со стороны наших «культурных», европеизированных, людей. У народа, а не у отдельных личностей, с точки зрения Аксакова, было стройное и устойчивое миросозерцание, самобытная нравственность и религиозность, на совокупности которых строились социальные отношения крестьянской общины.

К.С. Аксаков пытался отыскать наиболее оптимальную формы правления, по возможности преодолевающую пороки остальных.  Такой формой он считал самодержавие. При этом Аксаков исходил из того, что данная форма оптимальна для России середины XIX в.. кроме того, он полагал, что  самодержавие является вообще наилучшей формой правления, какую возможно воплотить в человеческом обществе.

Концепция форм правления К.С.Аксакова  представляла собой, в первую очередь, альтернативу реально существовавшей в то время в России форме правления – бюрократическому абсолютизму. При этом самодержавие у Аксакова противопоставлялось понятию «абсолютизм». Абсолютизм он рассматривал как явление чуждое, принесенное в Россию с Запада, где государство совершенно оторвано от «народного духа», но при этом постоянно  вмешивается во внутреннюю жизнь общества, посягая на его духовную свободу.

Итак, будучи сторонником духовной свободы, Аксаков, как и все славянофилы, был горячим поклонником самодержавия, выступая против его ограничения. Соединенное с православием, как свободным сотрудничеством верующих христиан, и народностью, уходящими глубокими корнями в традиционные формы общественной жизни допетровского периода, самодержавие, считал Аксаков, имело свою опору и жизненную силу.

Самодержавие К.С. Аксаков понимал как форму единоличной неограниченной власти, олицетворявшей волю народа.

К.С. Аксаков предложил всестороннее обоснование учения  о государстве и власти в его отношении к «земле» (общине) Государство – страж высшего порядка, «земля» – совокупность духовных начал  и норм жизни.

В подтверждение этого тезиса Аксаков принимает норманнскую теорию происхождения государства у восточных славян. О добровольном призвании власти  варяжской династии Рюриковичей.  Призвание варягов, по его мнению означавшее  отчуждение государства, заложило основы двух начал,  существовавших и действующих почти независимо друг от друга – народа (земли), живущего  по внутренней правде, предоставляющего всю полноту власти  государству и не вмешивающемуся  в его дела, пока они идут нормально,  и государства, обладающего абсолютной властью в сфере политики. призванного защищать народ от внешних врагов и обязующегося воздерживаться от вмешательства в жизнь «земли».за народом сохраняется полная свобода  внутренней жизни и мысли, за государством – полная свобода действий в сфере политической жизни.  Эти отношения не нуждаются ни в каких  правовых гарантиях, поскольку основаны на верности идеалу и нравственном убеждении, которому соответствует русское понятие правды [12, с. 315].

К.С. Аксаков считал, что Россия, в отличие от Запада, может избегать конфликтов народа с властью, благодаря существующей самобытности социального уклада русской жизни. Основа этого уклада – русская община, защищающая и сохраняющая своеобразие и свободу личности в своих внутренних пределах от внешней сферы, государственной. Государство в соответствии с внешним законом создает и внешние правила поведения, которые оказываются чуждыми личности, ее внутренней жизни. Поэтому, противопоставляя социальную форму жизнедеятельности государственной, Аксаков высшей ценностью считает первую.

Крестьянская община, по мнению Аксакова, являлась главным фактором разрешения всех противоречий с ее общинным землевладением. «Мудрая система политического управления рождается в союзе царя и народа. Совещательная форма соединяет свободомыслие народа с царской волей». В итоге вывод: «Нам нечему учиться у Запада, в Древней Руси все было», и только при Петре I преступное подражательство со стороны высших слоев русского народа привело к отрыву политической власти от традиционных форм политической жизни» [19, с. 212].

Для К.С. Аксакова, как и славянофилов в целом,  была характерна идеализация  самобытного (традиционного)  учреждения – крестьянской общины и православной церкви.  В представлении Аксакова крестьянская община – это союз людей, основанный на нравственном начале – исконно русское учреждение.  Православная церковь расценивалась им как решающий фактор, определивший характер русского народа.  По мнению Аксакова, социальные потрясения в России были невозможны именно потому, что  русскому народу был присущ социальный мир, равнодушие к политике, неприятие революционных переворотов.

В понимании Аксакова государство должно было соответствовать христианским принципам  и служить интересам церкви. Но с другой стороны и церковь своими средствами должна была способствовать процветанию государства и его продвижению к политическому идеалу.  Церковь, таким образом, принимала на себя идеологическую функцию воспитания общества, которая заключалась в привитии гражданам определенных политических ценностей и формировании личностей, лояльных политической власти.   Идеологическому единству народа, церкви и христианства К.С. Аксаков придавал огромное значение при создании своей концепции политического идеала и своей теории государства и земли. Данная теория противоречит либерализму, который основывается на автономии различных сфер жизни общества, на разделении светской и духовной власти, гражданского общества и государства.

Русский религиозный философ Н.А. Бердяев, писавший о славянофилах в начале XX в., и изучавших их политические взгляды, справедливо отмечал, что для славянофилов была характерна opиrинaльнocть peлигиoзнoй и филocoфcкoй мыcли, связанная  c тeм, чтo oни пытaлиcь ocмыcлить cвoeoбpaзиe вocтoчнoro, пpaвocлaвнoгo типa xpиcтиaнcтвa, лeгшeгo в ocнoвy pyccкoй иcтopи. При этом, по мнению Бердяева, несмотря на то, что cлaвянoфилы иcкaли opraничecкиx ocнoв и пyтeй, oни жили в paзpывe c oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocтью,

Cлaвянoфилы и К.С.Аксаков были гopячими зaщитникaми oбщины, кoтopyю cчитaли opгaничecким и opигинaльно pyccким yклaдoм xoзяйcтвeннoй жизни кpecтьянcтвa, как дyмaли вcе народники.  По мнению Бердяева, «они были peшитeльными пpoтивникaми пoнятий pимcкoгo пpaвa coбcтвeннocти. He cчитaли coбcтвeннocть cвящeннoй и aбcoлютнoй, coбcтвeнникa жe cчитaли лишь yпpaвляющим. Oни oтpицaли зaпaднyю бypжyaзнyю, кaпитaлиcтичecкyю цивилизацию. И ecли oни дyмaли, чтo Зaпaд идет не по верному пути, тo пoтoмy, чтo oн вcтyпил нa пyть этoй «бypжyaзнoй цивилизaции», чтo в нeм «pacкoлoлacь цeлocтнocть жизни» [11, с. 87].

В то же время, как справедливо отметил Бердяев, нecмoтpя нa кoнсepвaтивный элeмeнт cвoeгo миpocoзepцaния, cлaвянoфилы были гopячими зaщитникaми cвoбoды личнocти, cвoбoды coвecти, мыcли, cлoвa. Об этом неоднократно писал в своих работах К.С. Аксаков,  В целом характеризуя их политические взгляды, Н.Бердеев называл славянофилов и cвoeoбpaзными дeмoкpaтaми, пpизнaвaвшими пpинцип вepxoвeнcтвa нapoдa.

Утверждение Аксакова, что политическая власть должна служить интересам общества, и помимо этого, не может иметь каких-либо самостоятельных целей, дало основание части исследователей отнести славянофильство к одной из ветвей русского дворянского либерализма. С либеральным направлением общественной мысли сближал их и Н.Бердеяв. хотя и подчеркивал общность с народничеством. Так, он называл славянофилов и западников «враги-друзья».

Итак. К.С. Аксаков противопоставлял свой идеал христианского государства западной концепции правового государства. Он отрицал всякие формально-конституционные ограничения государственного вмешательства в общественную жизнь. Отношения между людьми в обществе, а также между обществом и государством должны. по его мнению. регулироваться не юридическими нормами, а обычаями и христианской нравственностью. При переходе к политическому идеалу юридические законы, правовые нормы, используемые государством, должны все более приближаться к своему источнику – истине христианства.

К.С.Аксаков относится значительной частью современных исследователей к наиболее ортодоксальным представителям  раннего славянофильства. Как представляется, значение К. Аксакова в развитии славянофильства заключается в том, что он более, чем кто-либо другой, поставил это учение в тесную связь с пониманием и оценкой конкретных особенностей русской исторической жизни. В конце 40-нач.50-х гг. XIX в. он наиболее детально разработал теорию «земли и государства» – общественно-политическую концепцию славянофилов.

Аксаков надеялся, что в будущем в России утвердится такое государственное устройство, при котором власть и народ будут развиваться в сторону некоей «взаимной автономии». У К.Аксакова, как и у других славянофилов, принимавших в целом уваровскую триаду, понятие народности, второе место после православия и опережало самодержавие. Заслугой Аксакова стало признание необходимости проведения реформ. Однако все это не дает основания причислить славянофильство и взгляды Аксакова исключительно к либеральному направлению общественного движения. Рассмотрение К.С. Аксаковым общины как зародыша будущих справедливых социальных отношений сближает его воззрения с «русским социализмом» и позволяет причислять его взгляды и в целом славянофильство к одному из направлений русского народничества в широком смысле этого слова. Вместе с тем славянофилов отличает от социалистов-народников консервативный традиционализм и антиреволюционная направленность.


Библиографический список
  1. Аксаковы / Биографические очерки. – Челябинск: Урал, 1997. – 477 с.
  2. Аксаков К.С. Богатыри времен князя Владимира по русским песням /  Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С. 89-139.
  3. Аксаков К.С. Еще о русском воззрении / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С. 198-205.
  4. Аксаков К.С. Ломоносов в истории литературы и русского языка/  Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник., 1982. – С. 80-89.
  5. Аксаков К.С. Народное чтение. Книжка первая / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С.  238-240.
  6. Аксаков К.С. Обозрение современной литературы / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С.  205-238.
  7. Аксаков К.С. Объяснение / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С. 151-158.
  8. Аксаков К.С. О русском воззрении / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С. 197-198.
  9. Аксаков К.С. Передовые статьи газеты «Молва». – Эстетика и литературная критика. – М.: Искусство, 1995. – С. 363-380.
  10. Аксаков К.С.Физиология Петербурга / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С. 161-166.
  11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. – М.: Наука, 1996. – С. 87-112.
  12. Золкин А.Л. Культурология. – М.: Юнити, 2009. – 582 с.
  13. История России с древнейших времен до конца XIX в. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1999. – 269 с.
  14. Китаев В.А. Либеральная мысль в России (1860-1880-е гг.) – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та., 2004. – 379 с.
  15. Колупаев Д.В. Конституционное общественное движение в России на рубеже 1850-1860-х гг. Автореферат дисс. …  канд. ист. наук, 2003. – 25 с.
  16. Колупаев Д.В. Конституционное общественное движение  в России на рубеже 1850-1860-х гг. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2003. – 173 с.
  17. Курилов А.С. Константин и Иван Аксаковы / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – С. 5-29.
  18. Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Инфра-дана, 1991. – 290 с.
  19. Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. В 4 ч. Русская политическая мысль. Кн. 5. XIX век / Под ред. А.К. Голикова, Б.А. Исаева, В.Е. Юстузова. – СПб.: Проспект, 2001. – 230 с.
  20. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVII – XIX в. – М.: Русское слово, 2007. – 478 с.
  21. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Кнорус, 2004. – 544 с.
  22. Пирожкова Т.Ф. Революционеры-демократы  о славянофильстве и славянофильской журналистике. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. – 164 с.
  23. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 50-начале 60-х гг. XIX в. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та., 1962. – 285 с.
  24. Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. – М.: Наука, 1978. – 258 с.
  25. Шарапов А.В. Классическое славянофильское почвенничество в контексте русской истории 1850-1860 гг. Автореферат дисс. …  канд. ист. наук. – Барнаул, 2006. – 23 с.


Все статьи автора «Вержбицкая Евгения Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: