РОЛЕВАЯ ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Валеева Роза Закариевна
Казанский государственный университет культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы использования активных методов обучения в преподавании иностранных языков. Основное внимание уделено использованию метода ролевой игры на занятиях по иностранному языку в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: вуз, иностранный язык, искусство, культура, ролевая игра


ROLE PLAYS TECHNIQUE AS AN ACTIVE TRAINING METHOD OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

Valeeva Roza Zakarievna
Kazan State University of Culture and Arts
PhD in Pedagogy, Assistant Professor of Foreign Languages Departmеnt

Abstract
The article considers use of active methods of training at the lessons of foreign languages. The technique of role play is in the focus of the article.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5479 (дата обращения: 25.02.2024).

Развитие глобализации и интеграционных процессов в социально-экономической, политической, образовательной и культурной сферах российского общества предъявляет возросшие требования к  подготовке выпускников высшего профессионального звена. Современный специалист должен быть востребованным не только на региональном, но и на мировом  рынке труда, что обуславливает наличие определенных профессиональных и личностных качеств, способствующих его  социально-профессиональной адаптации. Поэтому социальный заказ общества актуализирует  необходимость подготовки специалистов, способных не только владеть профессиональными умениями и навыками, но и языковыми компетенциями, предполагающими возможность изъясняться на профессиональные темы, как на родном, так и на иностранном языке. Знание иностранного языка  – одно из  важных требований и необходимых качеств, предъявляемых к конкурентоспособным специалистам в современных условиях.

В вузах культуры и искусств дисциплина «Иностранный язык» является важнейшим базовым элементом системы образования, одним из эффективных средств достижения профессиональной реализации личности. Это означает, что сегодня требуется выработка такой языковой политики в области иноязычного образования, которая нацелена на удовлетворение и общественных, и личных потребностей студентов, что предполагает поиск современных технологий обучения иностранному языку, способствующих формированию у студентов навыков профессиональной и социально-культурной коммуникации, а также умению свободно оперировать их формами и средствами [1]. К профессиональным знаниям в области знания иностранных языков можно отнести сложе­ние следующих составляющих:

-  языковые компетенции (знание лексики, грамматики и фонетики, то есть знание элементов языковой системы);

-  речевые компетенции (владение навыками слушания, говорения, письма, чтения);

-  культурно-когнитивные компетенции (знание духовной, материальной и поведенческой культуры народов, языки которых участвуют в ситуации общения, знание профессионального и национального этикета);

-  специальные предметные компетенции (знание элементов специализации в некоторых областях, способность найти информацию через справочные средства, способность создавать глоссарий по текстам);

—  информационно-технологические компетенции (совершенное владение компьютером, оргтехникой и Интернетом);

—  личностные компетенции (т.е. способность работать в команде, быть инициативной, любознательной и творческой личностью, стремиться к самообразованию и самосовершенству, к  профессионализму,  обладать чувством со­ревновательности, называя эти качества основой предпринимательства)»[2].

Профессиональная коммуникативная компетент­ность должна включать в себя ряд компонентов: уст­ное и письменное иноязычное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; решение разных коммуникатив­ных задач, готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях, умение начинать, направлять, контролировать, т.е. регулировать коммуникативный процесс. Исходя из этого, иноязычное образование в сфере социокультурного образования рассматривается как взаимосвязанное коммуникатив­ное, социокультурное и личностное развитие обучае­мого[3].

Поставленные в настоящее время перед высшей школой цели можно достигнуть путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетанию традиционных и новых методов обучения, поскольку именно методы обучения оказывают значительное влияние на результаты подготовки специалистов. К ним относят: 1. Группу традиционных методов: словесных, наглядных, практических (различные виды тренировочных, репродуктивных упражнений, “виртуальные тесты”, вопросительно-ответная форма работы и т.д.). 2. Группу методов проблемно-творческого характера (сочинение на заданную и свободную тему; метод проектов; мозговой штурм). 3. Методы интенсивного обучения (ролевые, языковые, драматические  игры; свободное групповое обсуждение предметной задачи; дискуссии; проигрывание этюдов с готовым сюжетом). 4. Исследовательские методы (самостоятельное изучение, сравнение, сопоставление различных языковых явлений). Выбирая метод обучения, преподаватель учитывает время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной, учебной или научной деятельности студента.

Для  порождения потребности в знаниях и их практическом применении, для повышения личностной, познавательной  активности студентов в  условиях аудиторных занятий и в целях приближения  обстановки  учебного процесса к реальным условиям, методисты предлагают использование  активных методов обучения – ролевых игр [4].

Ролевая игра представляет собой речевую деятельность, одновременно игровую и учебную, в процессе которой обучающиеся  выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызы­вает потребность в общении на иностранном языке. По характеру педагогического процесса выделяют сле­дующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие, обоб­щающие; познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные. По характеру игровой методики игры можно разделить на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации [5].

Место игры на занятии и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки студентов, специфики изучаемого материа­ла, конкретных целей и условий занятия и т.д. Функции ролевой игры следующие: обучающая, т.е. способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем; мотивационно-побудительная, которая мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность; оказывает положительное воздействие на личность обучающихся; расширяет их кругозор, развивает мышление, творческую активность; ориентирующая, т.е. учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальне средства общения; компенсаторная, которая компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопри­частности ко всему происходящему и способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

Обучающие возможности ролевой игры:

Таблица 1

Обучающие возможности

возможности

Содержание

 

Ролевая игра как модель общения. Подражание действительности в  наиболее значимых чертах.
Ролевая      игра  как мотивационно-побудительная     возможность Конкретные  обстоятельст­ва – побудительный фон;

субъ­ективный  мотив -  исполнение  роли студентом.

Ролевая игра как  личностная  сопри­частность к проис­ходящему Повышение  эмо­ционального фона  при исполнении роли студентом -  результативное  усвоение  иноязычных умений и навыков
Ролевая игра как средство  учебного сотрудничества   и   партнерства Организационная форма развития симметричных отношений коммуникантов в иммитационном речевом общении с носителями языка
Ролевая игра как фасилитатор  расширения сферы обще­ния Активизация  иноязычных речевых образцов способствует раз­витию речетворческой деятельности студентов в ситуациях делового и профессионального общения
Ролевая игра как средство раширения личностного образо­вательного пространства Лингвострановедческий контекст игры способствует личностному осмыслению и освоению ценностей инофонных сообществ

Следует отметить, что ключевым моментом в игровой технологии является создание ситуации речевого общения. Требование современной дидактики – обучать не языку, а общению на языке – предполагает целостное представление и исследование ситуации как некоторой многоплановой структуры, где все уровни и компоненты связаны между собой. Речевая ситуация  рассматривается как сумма социальных условий речевого общения. Коммуникативными компонентами речевой ситуации являются тема и цель общения, взаимоотношения его участников, характер окружающей обстановки, условия, в которых протекает коммуникация. Игровой момент на занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального климата, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия. Преподаватели вводят в учебный процесс различные технологии, которые позволяют сделать обучение интересным, содержательным и способствующим формированию ценности здорового образа жизни [6].

Среди факторов, влияющих на успех обучения иностранному языку, можно выделить следующие: 1) обеспечение мотивированной предметной коммуникативной деятельности на практических  занятиях; 2) создание разносторонней мотивации коммуникативной деятельности личности; 3)организация взаимодействия на основе предметно-ориентированной, мотивированной коммуникативной деятельности студентов между собой и с  преподавателем [7].

Одной из важнейших задач обучения в современных условиях является  подготовка студентов вузов культуры и искусств  к самообразованию, развитие у них интереса к учению и формированию познавательных потребностей, и ее решение, на наш взгляд, лежит в применении активных методов обучения, ориентированных на личность обучающегося, на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний, профессиональных умений, на творческое решение конкретных проблем, способствующих  личностному и профессиональному росту.


Библиографический список
  1. Идиатуллин, А.В. Роль курса иностранного языка в вузах социально-культурного профиля и возможности его профилизации для подготовки современного специалиста. – Эйдос, 2011. – С.11
  2. Бочарова, Н.Б. Подходы к созданию модели выпускника в условиях кредитно-модульной системы образования // Европейский и Российский опыт реализации Болонских согла­шений: сборник материалов международных научно-практических конференций 2005— 2006 гг. МУ «Городской научно-методический центр социальной политики». — Яро­славль, 2007.
  3. Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность»//Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393 (дата обращения: 30.12.2013).
  4. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с.
  5. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 381 с.
  6. Кириллова А.и. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398 (дата обращения: 25.12.2013).
  7. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 176 с.


Все статьи автора «valroz»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: