Система организации обучения и занятий в частности может являться травматичным фактором для здоровья учащихся, что может привести к снижению их успеваемости, ухудшению дисциплины, состоянию тревожности. Все это указывает на необходимость в формировании особой среды, в которой бы учитывались трудности учащихся в обучении и предлагалась квалифицированная поддержка.[1].
Преподаватели уже многие годы вводят в учебный процесс различные технологии, которые позволяют сделать обучение интересным, содержательным и способствующим формированию ценности здорового образа жизни. Одной из таких эффективных технологий может стать использование в преподавании различных арт-технологий.
Основу арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, составляют техники и приемы арт-терапии. Впервые термин «арт-терапия» употребил А.Хилл в 1938 году. В настоящее время используются и близкие по значению названия: «терапия творчеством», «арт-терапевтические технологии», «арт-психология», «креативная терапия», «терапия творческим самовыражением» [2].
К арт-технологиям относится средства наглядности (фотографии, картины, карикатуры, диаграммы, коллажи, слайды); cказки; песни; рифмовки и стихотворения; игры; кинематограф; компьютерное творчество; театральные постановки; танцы; рисование. Как отмечает Валеева Р.З. “игра как технология формирования речевой деятельности вносит в обучающий процесс конструктивное изменение, новый смысл. Свойство игры – двуплановость – требует от её участников одновременно два вида поведения: практическое и условное. Функции и возможности игры многообразны. Ключевым звеном для связи этих понятий может быть «социализация»”.[3].
Использование на уроке иностранного языка песен, рифмовок, стихотворений позволяет учащимся овладеть лексикой и грамматическими структурами без особых усилий. Включение песен формирует лингвистическую компетенцию учащихся, развивает навыки произношения. Содержание текстов песен и стихотворений расширяет активный запас слов учащихся.
По нашему практическому опыту, включение арт-технологий может быть полезно в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Данный подход позволяет преподавателю повысить мотивацию обучаемых, и как следствие улучшить их успеваемость. Практика показывает, что студент успешнее усваивает материал на занятии в том случае, когда он заинтересован. С использованием арт-технологий в обучении иностранному языку используется фантазия, воображение, интуиция, творческое мышление, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
Следует отметить, что арт-технологии подходят для работы с учащимися с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, что позволяет каждому студенту действовать на собственном уровне и быть оцененным индивидуально.
Так, например, элементом арт-технологии может считаться мероприятие приуроченное к 50-летию со дня основания группы Битлз, подготовленное кафедрой иностранных языков КазГУКИ. Целью данного мероприятия являлось выявление профессиональных навыков студентов, а также расширение их культурологического кругозора, повышение образовательного уровня и качества владения английским языком, стимулирование интеллектуальной и языковой активности, эстетического вкуса.
В мероприятии были задействованы многие вышеобозначенные средства арт-технологий: карикатуры, песни, слайды, танцы, рисунки и другие. Как отметили Ахмадуллина Л.Р. и Шакирова А. З. “Работа над презентации началась с первых дней подготовки к мероприятию, так как информации и фотографий было много и из всего этого материала надо было выбрать действительно стоящее и интересное. И студенты успешно справились с этим заданием. В презентацию вошли старые и современные фото, вывески из газет, листы нот, карикатуры и интересные факты из жизни поп-группы”.[4].
Знание иностранного языка было и остается показателем культуры человека. Недаром говорят, что тот, кто знает два языка, стоит двух. Иностранный язык является тем средством, с помощью которого можно формировать культуру человека, совершенствовать его профессиональную подготовку. Участники мероприятия убедились в том, что изучение английского языка может быть интересным и захватывающим процессом. Университет Культуры и Искусств предоставляет уникальные возможности для нескучного и продуктивного изучения иностранных языков.
Использование арт-технологий по нашему опыту позволяет сделать обучение иностранному языку особенно в неязыковом вузе творческим, интересным и разнообразным.
Библиографический список
- Кириллова А.И. Возможности формирования ценности здорового образа жизни на уроках иностранного языка. // Гуманитарные научные исследования. – Апрель, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2788
- Копытин А.И. Системная арт-терапия. – С-Пб.: Питер, 2001. 224с.
- Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности. Валеева Р.З., Казанский педагогический журнал. 2008. №7. С. 31-37.
- Ахмадуллина Л.Р., Шакирова А.З. Пятидесятилетие «Битлз» как инструмент объединения творческих навыков и иностранных языков (на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств). // Гуманитарные научные исследования. – Апрель, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2720
Количество просмотров публикации: Please wait