СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Богомолова Мария Николаевна
РАНХ и ГС при Президенте РФ
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологи и социальной коммуникации ФГУ

Аннотация
Дается анализ необходимости знакомства с правилами и особенностями создания положительного имиджа. Отражается культура внешности человека, как необходимая составляющая сферы делового общения, отражающая не только внешнюю привлекательность, но и внутренние качества. Особое внимание уделено формированию имиджа современного делового человека. Отражены основные причины, по которым многие люди не желают улучшать свой имидж.

Ключевые слова: имидж, коммуникация, профессионализм, собеседник, харизматичность


SPECIFICS OF FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF THE BUSINESSMAN

Bogomolova Maria Nikolaevna
RANH and HS under the President of the Russian Federation
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of culture studies and social communication Department of FGU

Abstract
Analyses the necessity of getting acquainted with the rules and peculiarities of creating a positive image. Reflects the culture of a person's appearance as a necessary component of the sphere of business communication, which reflects not only on the attractiveness and internal quality. Special attention is paid to formation of the image of the modern business person. Reflection of the main reasons why many people do not want to improve their image.

Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Богомолова М.Н. Специфика формирования позитивного имиджа делового человека // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5240 (дата обращения: 21.02.2024).

Современные деловые коммуникации требуют от нас необходимости знакомства с правилами и особенностями создания положительного имиджа. Особенно это необходимо молодым людям, которые только начинают строить свою карьеру. Часто, симпатии людей приобретаются благодаря врожденным качествам, но на сегодняшний день этого недостаточно. Следует научиться грамотно себя преподносить. Деловой имидж, при этом, выстраивается с учетом, во-первых, специфики деятельности, во-вторых, внутренних особенностей, а также внешних качеств и характеристик.  Для чего необходимо формировать положительный имидж? [1, с.42].
Создавая положительный образ, мы становимся более притягательными, общительными, интересными собеседниками. Ведь работая над имиджем, приходится обращать внимание не только на внешние привлекательные черты, но и в первую очередь на развитие речи, кругозора, эрудиции.   Всегда приятно сотрудничать с человеком, который не только знает свое дело, но и умеет наладить контакт с любым собеседником в деловой сфере. И чем больше мы работаем над собой, тем проще и быстрее мы можем  не только обзавестись полезными знакомствами,  но устроиться на работу.

Надо уметь расположить к себе собеседника таким образом, чтобы у него возникло желание продолжить общение. Причем, наши партнеры получают информацию о нас, судя не только  по  внешнему виду, но и по  поведению, а самое главное культуре и содержанию речи. При этом, могут возникнуть эмоции как положительные, так и отрицательные. Наша задача заключается в том, чтобы все-таки постараться оставить о себе максимально благоприятное впечатление.

Очень часто бывает так, что после первой встречи мы готовы продолжить общение с одним человеком, а с другим нет. Хотя оба, при этом, достаточно образованны и симпатичны. Психологи считают, что, первое и наиболее стойкое впечатление складывается у собеседников друг о друге в течение первых 30-ти секунд общения. Все дело в том, что наши органы чувств очень быстро реагируют на те сигналы, которые поступают извне, то есть те, которые чаще всего неосознанно подает нам собеседник. К таким сигналам относятся: вербальное и невербальное поведение. Самое главное, какие эмоции он испытывает при этом. Ведь положительный эмоциональный отклик, оказывая позитивное воздействие на органы чувств, вызывает желание продолжить контакт с понравившимся человеком. И, соответственно, наоборот, если  органы чувств испытали дискомфорт  – желание дальнейшего общения может пропасть совсем. Дискомфорт может быть вызван, например, неряшливым  внешним видом, неприятным запахом (исходящим от собеседника), нарушением дистанции, влажной ладонью, сбивчивой речью и др. [2, с. 61]. Для того, чтобы грамотно выстроить свой имидж необходимо приложить немало усилий. Это достаточно  трудоемкий процесс, требующий усидчивости, терпения и старания. Если вы действительно серьезно  решили заняться своим имиджем, то для начала стоит задуматься: обратиться к  профессионалу – стилисту, имиджмейкеру, либо  поработать самому – изучить основные правила, свойства и алгоритм построения привлекательного имиджа. [3, с. 32]. Осознанное построение своего имиджа дает нам возможность не только управлять впечатлением, которое мы производим на других, а также, делает нас активными участниками  межличностного взаимодействия.

Корректируя свой образ, мы начинаем работу либо с внешних, либо с внутренних преобразований.  Безусловно, внешняя форма не может существовать без внутреннего содержания. Основная цель построения успешного имиджа, при этом, у каждого может быть своя. Главное, надо четко ее сформулировать для себя.

Итак, как отмечалось ранее,  обретение привлекательного имиджа – серьезная личностная задача.  Наш имидж формируется в течение жизни и  зависит от разных факторов. Он включает в себя
множество составляющих: внешний вид, манера поведения, культура речи, компетентность, профессионализм, эрудиция, знание и соблюдение этикета, стрессоустойчивость, развитое чувство юмора, харизма (энергия, исходящая от человека, сила личностного влияния и обаяния). Имидж любого человека складывается, с одной стороны, благодаря настойчивой работе над собой, с другой,  –  на
основе личных контактов,  а также мнений, высказываемых окружающими о нас. Существует несколько причин нежелания улучшить свой имидж:

  • завышенное мнение о себе: «Я настолько хорош, что нет необходимости в улучшении моего имиджа»;
  • заниженная самооценка: «Все равно ничего не получиться, я не смогу»;
  • негативный настрой или депрессивное состояние: «Мне все равно, что обо мне подумают…». [4, с. 28].

Может ли непродуманный имидж каким-либо образом помешать в достижении поставленных целей? Зачастую, безусловно. Наша излишняя самонадеянность часто сбивает столку партнеров по общению, маскируя истинные качества, а порой и высокий профессионализм, который может скрываться за чрезмерным доминированием, либо избыточной робостью. Что, в итоге, влияет на  реализацию собственных возможностей. Поэтому, не переставая совершенствовать свой образ, мы постепенно формируем репутацию.

Репутация складывается не только на основании текущей жизнедеятельности, а также из предыдущей биографии человека.  При этом, некоторые факты могут по-разному  оцениваться общественным мнением, а также искажаться до неузнаваемости. Для каждого обладателя привлекательного имиджа немаловажно то впечатление, которое он производит на окружающих.  И если нам не безразлична наша репутация, то в дальнейшем мы будем стараться подтверждать все свои слова и данные обещания положительными поступками. Любое  мнение, сформированное о человеке, может либо соответствовать, либо не соответствовать действительности. Все зависит от уровня образования, воспитания, а также, личностных особенностей коллектива. Любая негативная информация может сильно повлиять на репутацию. Она может также подкрепляться слухами или домыслами окружающих. Поэтому, если вы хотите получать достоверную характеристику о собеседнике – проверяйте любые слухи, ведь они могут быть сфабрикованы простыми завистниками. Что, к сожалению, тоже не исключено. Зачастую именно то первое впечатление, которое мы производим, на собеседника может оказать решающее влияние на нашу дальнейшую совместную деятельность. Ведь от того, как воспринимают нас окружающие, во многом будет зависеть успех деловой коммуникации. Имидж обладает рядом свойств:

  • активность – воздействие на сознание, эмоции, деятельность людей;
  • динамичность видоизменения, в соответствии с внутренними и внешними преобразованиями в себе;
  • пластичность оперативно изменяться в зависимости от ситуации, места, времени, уровня собеседника;
  • правдоподобность соответствие того, что вы представляете тому, что есть на самом деле (в противном случае имиджу не поверят, и он не достигнет поставленной цели). [5, с. 78].

Использование данных свойств поможет нам сформировать имидж грамотно и научиться выстраивать отношения с любым партнером по общению. Начинать формирование привлекательного имиджа надо с четкого понимания того, чего хотелось бы достичь. То есть надо правильно сформулировать цель. Например: продвижение по службе, лидерство в коллективе, овладение ораторским искусством и т. д. Затем следует оценка своих реальных возможностей, то есть конкретных достижений и результатов на сегодняшний день. После этого разрабатывается  необходимая модель по формированию позитивного имиджа – ступени, которые надо пройти, чтобы приблизиться к своей цели  (то, что необходимо достичь). Такая модель  должна быть адаптивной, в зависимости от разных ситуаций и категорий людей: коллег, подчиненных, руководителей, партнеров. Смысл создания позитивного профессионального имиджа сводится к тому, чтобы стараться максимально использовать положительные личностные черты, избегая, при этом,  отрицательных проявлений. Важно научиться преподносить не только себя, но и свою работу, взгляды,  идеи в наиболее привлекательном виде. При формировании позитивного образа, следует учитывать одну важную особенность. Само понятие имидж рассматривается субъектом, как некий объект. Любое мнение со стороны выступает как результат процесса формирования имиджа, то есть происходит оценка данного субъекта, обладающего  теми или иными качествами, определенными достоинствами, системой ценностей. Например, сформировать профессиональный имидж грамотно,   значит создать у партнеров по общению положительное мнение о данном субъекте, как о квалифицированном специалисте в данной области (если изначально ставилась такая цель). И, как следствие создания положительного мнения  появляется психологическое притяжение собеседников, для дальнейшей совместной деятельности. Человек  часто стремиться в круг общения тех людей, от которых получает положительные эмоции. И наоборот избегает собеседников, которые являются источником отрицательных эмоций, неприятных ощущений, негатива. Таким образом, позитивное мнение, возникшее о  данном субъекте, конкретной личности, вызовет скорее всего притяжение к ней. [6, с.51].
Выстраивая свою карьеру, личность, как правило, стремится  к успеху. Становясь постепенно  обладателем привлекательного имиджа должна  относиться к неудачам философски: извлекая  полезные уроки, делая правильные выводы.  Никто не застрахован от ошибок. Главное – научиться правильно на них реагировать, извлекая полезный опыт. Почему сегодня внешний вид человека приобретает такое важное значение в деловой сфере? Потому, что культура внешности, одна из  необходимых составляющих, отражающих не только внешнюю привлекательность, но и в первую очередь внутренние качества личности. Ведь манера одеваться – это своеобразный психологический портрет человека, демонстрирующий его отношение не только к себе, но и к окружающим. Одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характер, личностные  особенности.   Внешний вид  – это первый фактор, на который мы обращаем внимание, видя человека впервые. И если  его внешний вид нас чем-то раздражает, то, как правило, возникает психологический барьер, который мешает адекватному восприятию информации, исходящей от собеседника. Для того, чтобы самому не оказаться в неловкой ситуации,  приведем несколько основных правил, касающихся делового дресскода.

  • Готовясь к предстоящей встрече, вам следует узнать предпочитаемый стиль одежды собеседника или  аудитории, перед которой предстоит выступать. Небольшое отличие вполне допустимо, но чересчур выделяться не следует. Не стоит  забывать, что первое впечатление часто  играет решающую роль, поэтому, встречаясь с новыми партнерами, старайтесь одеваться в одном стиле с ними. Главное –это должно быть соответственно обстановке.
  • Консервативный стиль одежды является самым удачным в сфере делового общения, так как предполагает  серьезный настрой. Если вы выберете  именно его, то, скорее всего никогда не
    ошибетесь.
  • Безусловно, одежда должно быть всегда безукоризненно чистой и отглаженной.

Бывают люди, которые относятся к своему внешнему виду небрежно. Это немаловажный показатель, который может быть интерпретирован как неряшливость во всем, в том числе и в работе. И где
гарантия того, что такой человек будет ответственно относиться к слову, которое дает и делу, которое ведет.

  • Стиль одежды следует выбирать в соответствии с выбранным имиджем и необходимостью произвести желаемое впечатление.

Так, например, слишком яркая одежда говорит о том, что собеседник стремится подчеркнуть свою значимость, обратить на себя внимание. И наоборот, консервативная, выдержанная, с соблюдением всех правил этикета – свидетельствует о том, что человек изначально стремиться подчеркнуть свои деловые качества.

  • Старайтесь приобретать одежду в соответствии с размером и силуэтом, который подчеркивает ваши достоинства, скрывая недостатки. Стремитесь выглядеть элегантно.
  • Придерживайтесь условий единства стиля. Порой даже качественные, дорогие  и модные вещи могут смотреться безвкусно в том случае, если не соблюдены  эти условия. Костюм и аксессуары должны сочетаться не только по цветовой гамме, но и выглядеть единым стилистическим целым. В одном костюме нельзя смешивать разные стили: например спортивный и деловой.

 

  • Следите за чистотой своей обуви. Она всегда должна быть  аккуратной. Стертые, сбитые каблуки и растоптанные туфли не допустимы.

Бытует распространенное мнение, что обувь человека – это его лицо, поэтому, грязная, поношенная обувь может стать сигналом крайней неаккуратности и невнимательности человека.

  • Аксессуары – это предметы, которые должны гармонично дополнять внешний вид. Следует быть (особенно женщинам) осторожными с крупными  броскими украшениями. Такие  детали не должны отвлекать внимание слушателей. Вместо того, чтобы слушать, собеседники будут, скорее, вас рассматривать.

Наблюдая за тем,  какие аксессуары выбирают люди, можно сделать немало любопытных выводов. Казалось бы,  такая небольшая деталь может сказать о человеке иногда больше, чем сам костюм. Например, крупные, дорогие украшения предпочитают люди, которые привлекают к себе дополнительное внимание, а также, претендуют  на власть и лидерские позиции. Нестандартные аксессуары могут свидетельствовать о независимости и самоуверенности человека.

  • Старайтесь следить за опрятностью и чистотой ваших волос, а также умеренным использованием парфюма. Резкие запахи могут оттолкнуть вашего собеседника довольно легко,  и у него пропадет желание дальнейшего общения.

Для серьезных деловых встреч и публичных выступлений наиболее оптимальным будет классический деловой стиль. Он позволяет концентрировать внимание слушателей не на внешности оратора, а на содержании темы обсуждения.

Внешний вид в целом должен удовлетворять такому требованию как, совместимость, т. е. соответствие по следующим параметрам:

  • детали костюма не должны резко контрастировать друг с другом, расцветка – сдержанная, спокойная;
  •  предметы костюма не должны быть изготовлены из ткани явно разной фактуры и плотности, например, тяжелой шерсти и легкого шелка;
  • должно быть соблюдено соответствие времени года: легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зимними пиджаками и жакетами будут смотреться нелепо и неуместно. [7, с. 89].

Конечно одежда, точнее ее стиль – не главное в человеке. Но, тем не менее, много информации мы получаем именно при помощи нее. Желание выразить свою индивидуальность при помощи одежды требует нахождение точной грани между стремлением проявить себя и соответствием окружающей обстановке. В выборе одежды, в первую очередь важна уместность. Так, один и тот же модный дорогой костюм может быть великолепно воспринят в аудитории молодых слушателей и с некоторым напряжением и сомнением – в консервативной, более возрастной, с низким достатком. Если внешний вид собеседника соответствует вышеуказанным нормам и требованиям, то он, как правило, будет излучать положительную энергию, что, в свою очередь, увеличит шансы на благоприятную оценку  со стороны окружающих.

При работе над формированием позитивного образа нельзя не учитывать роль языка. А именно культуру речи. Язык -  важнейшее средство человеческого общения, основной инструмент установления деловых и партнерских контактов. Культура речивладение нормами устного и письменного литературного языка: правил произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи – прямой путь к достижению успеха в сфере деловой коммуникации.

С первых слов выступления обладателю привлекательного имиджа необходимо завоевать внимание собеседников, установить контакт, пробудить и удержать интерес. Для того, чтобы добиться таких результатов,  перед встречей следует тщательно подготовиться. Причем, собрать материал и выучить текст недостаточно, надо сделать свое выступление интересным и убедительным. Если выступающий неудовлетворительно владеет самим материалом и недостаточно эффективно  словом,  контакт со слушателями может быть легко разрушен. К слову следует относиться предельно внимательно. Неосторожное  использование терминов и понятий, неумение точно выразить свою мысль, способно, в итоге,  свести на нет любой, даже самый привлекательный и продуманный внешний вид. Поэтому,  тщательная подготовка и умение  подавать необходимый материал поможет  в достижении поставленной цели. Для того, чтобы процесс общения был эффективным, нужно не только уметь завоевать внимание собеседника в самом начале, но и стараться сохранять его на всем протяжении. Для этого выступление должно быть насыщено актуальным материалом, подано в интересной форме, при отсутствии всего лишнего, не относящегося к содержанию.

Воздействие на слушателей происходит на основании следующих инструментов коммуникации: посредством голоса, владения ораторским мастерством, умением управлять аудиторией, визуальных средств, а также поведения и внешнего вида. Это общий образ, который вы передаете партнерам по общению, оставляя о себе то или иное впечатление. Если вы совершаете первые шаги, выступая публично  перед серьезным собеседником или  широкой аудиторией, то текст своей речи лучше написать полностью и до момента выступления читать его столько раз, чтобы свободно владеть содержанием. Это необходимо для того, чтобы вы могли свободно общаться с партнерами, не задумываясь о тексте речи. Тема и содержание должны заслуживать внимания и вызывать интерес не только для вас, а в первую очередь для собеседников.

Безусловно, специфика формирования позитивного имиджа заключается в способности гармонично сочетать в себе такие составляющие как компетентность, профессионализм, эрудицию, знание и соблюдение правил и норм этикета, стрессоустойчивость, развитое чувство юмора, харизматичность. Согласитесь, что всегда приятно общаться с человеком, который не только знает, но соблюдает правила делового общения и поведения.  Компетентный харизматичный собеседник быстро располагает к себе собеседников,  завоевывая их внимание и  доверие.

Т.о, процесс формирования позитивного профессионального имиджа  предполагает постоянное развитие и совершенствование коммуникативных навыков общения и взаимодействия.  Главное, чтобы каждый мог  с успехом использовать полученные результаты для своего профессионального и личностного развития. В конечном итоге, формирование привлекательного имиджа зависит  в решающей степени от желания самого человека прилагать усилия, осознавая собственную ответственность  за события, происходящие в его жизни, а также, за успех, неудачи и полученный результат.


Библиографический список
  1. Колтунова М. В. Язык и деловое общенеие. М., 2005.
  2. Технологии делового общения государственных служащих: Учебн. Пособие. М.: Изд РАГС, 2006.
  3. Панасюк А. Ю. Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М., 2004.
  4. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М: Издательство «Омега-Л», 2007.
  5. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось – 89, 2004.
  6. Комарова Л. В. Технологии делового общения в управленческой деятельности: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. – М.: Изд-во РАГС,2008.
  7. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения. Ростов-н/Д., 2004.
  8. Имиджелогия -2005: феноменология, теория, практика: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии. М., 2005.
  9. Люис Д. Тренинг эффективного общения: самоучитель по искусству виртуозной коммуникации. М., 2002.
  10. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд. перераб. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.


Все статьи автора «Богомолова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: