ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)

Олейников Алексей Владимирович
Астраханский государственный технический университет
Доктор исторических наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрен процесс формирования системы местной противовоздушной обороны Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны. Отмечена роль местных органов власти, в первую очередь городских комитетов обороны, в ее становлении. Показана роль штабов и дивизий МПВО в организации обороны городов Нижнего Поволжья в период Сталинградской битвы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, городские комитеты обороны, группы самозащиты, местная противовоздушная оборона, Нижнее Поволжье


THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF LOCAL ANTIAIRCRAFT DEFENSE OF THE CITIES OF LOWER VOLGA REGION IN THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

Oleinikov Alexey Vladimirovich
Astrakhan State technical University
Doctor of history, associate Professor

Abstract
In the article the process of formation of local antiaircraft defense system of Lower Volga Area in the period of the Great Patriotic War is considered. The role of local authorities, first of all municipal committees of defense, in its formation is noted. The role of staffs and the MPVO divisions in the organization of defense of the cities of Lower Volga Region in the period of the Battle of Stalingrad is shown.

Keywords: local anti-aircraft defence, municipal defence committees, self-defence groups, the Great Patriotic war, the Lower Volga region


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Олейников А.В. Организация системы местной противовоздушной обороны городов Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5229 (дата обращения: 22.02.2024).

Существенный вклад в разгром фашистской Германии в период Великой Отечественной войны внесла противовоздушная оборона страны, главной задачей которой явилось обеспечение нормального выполнения производственных и жизненных функций тыловыми объектами страны, защита населения от вражеских бомбардировок.

Местная противовоздушная оборона находилась в ведении НКВД СССР, а на местах возглавлялась органами гражданской власти и руководителями предприятий. Подготовку населения к противовоздушной обороне проводило общество Осоавиахим и начальники объектов.

Со вступлением СССР в войну с Германией формируются областные, городские, районные и объектовые штабы, службы и формирования МПВО, активизируется подготовка населения к противовоздушной и противохимической обороне. Так, в Саратове областной штаб ПВО был создан 26 июля 1941 г. На следующий день были сформированы штабы МПВО при исполкомах городских, районных, сельских Советов депутатов трудящихся, а также в совхозах [1].   

К концу июля 1941 г. местная противовоздушная оборона Нижнего Поволжья в основном сложилась, хотя её совершенствование продолжалось до конца второго периода войны. В одном только Саратове в первый год войны было сформировано свыше 500 групп самозащиты.

10 июля 1941 г. СНК РСФСР принял постановление «Об организации местной противовоздушной обороны в городах и населённых пунктах РСФСР». Вся ответственность за организацию МПВО была возложена на областные и городские исполкомы Советов депутатов трудящихся. На заседаниях исполкомов Советов обсуждались вопросы, связанные со становлением МПВО, проведением учений, учебных воздушных тревог, устройством убежищ, состоянием подготовки населения, пропаганды МПВО и др.

Вышеуказанным постановлением СНК РСФСР начальниками городских центров МПВО назначались председатели исполкомов городских Советов, а начальниками специальных служб МПВО являлись заведующие соответствующими отделами исполкомов Советов.

Большую работу по подготовке населения к противовоздушной обороне провели местные органы власти Сталинградской области. 25 и 28 июня 1941 г. Сталинградский облисполком вынес решения об организации районных и городских штабов МПВО, которым подчинялись штабы МПВО, создаваемые при сельсоветах, колхозах, МТС, крупнейших предприятиях и домоуправлениях. В группах самозащиты Сталинграда на 1 января 1942 г. имелось 844 санитарных звена (3375 человек), 296 санитарных постов на предприятиях (1184 человека) и 63 санитарных дружины (675 человек) [2, с. 19-20].

Вопросы организации МПВО Сталинграда занимали одно из ведущих мест в деятельности городского комитета обороны. В постановлениях Сталинградского ГорКО «О формировании МПВО г. Сталинграда» от 24 мая 1943 г., «О мероприятиях по усилению МПВО г. Сталинграда» от 24 апреля 1944 г. указывалось на необходимость улучшить начальную боевую подготовку формирований МПВО, закончить приписку бойцов в формирования МПВО, привести в полную готовность все силы и средства МПВО города и промышленных предприятий, восстановить все имеющиеся в городе службы МПВО, укомплектовать их личным составом, установить средства оповещения населения во всех местах массового скопления населения, обеспечить жесткий повседневный контроль за соблюдением установленного режима светомаскировки по жилому сектору и промышленным предприятиям [3]. Осенью 1941 г. в области была организована 102 – я истребительная дивизия ПВО, летно-технический состав которой в основном состоял из рабочих и служащих. Прикрывая Сталинград с воздуха, дивизия первой приняла удар врага и нанесла ему немалые потери. Во время боевых действий за Сталинград дивизия уничтожила 350 фашистских самолётов [4].

Глубокое вторжение фашистских захватчиков на территорию страны в 1941 – 1942 гг. превратило угрозу нападения с воздуха на промышленные и железнодорожные узлы городов Нижнего Поволжья в реальную опасность. В период Сталинградской битвы Саратов, железнодорожные станции Балашов, Урбах, Красный Кут, Палласовка и другие неоднократно подвергались налётам вражеской авиации. Первые разведывательные полёты вражеских самолётов над Саратовом были зафиксированы уже в феврале 1942 г. А первые налёты на город противник предпринял 25 и 26 июня того же года. Кроме того, противник нанес ряд налётов и на периферийные города, железнодорожные станции, пристани и корабли: в начале июля на Ртищево, затем на Маркс (в конце июля), дважды на Балашов (в начале и в конце августа). Неоднократно фашистская авиация осуществляла налеты на ст. Урбах и многие другие объекты [5, с. 241].

С прорывом немецко-фашистских войск к Сталинграду вражеская авиация ещё больше активизировалась. С 21 по 25 сентября последовала вторая полоса авиационных ударов по юго-западному району Саратова. Бомбардировка Саратова продолжалась полмесяца – с 12 по 27 июня 1943 г. Система прикрытия Саратова оказалась недостаточно надёжной, противнику удалось разбомбить ряд объектов завода им. Кирова, отдельные цехи завода комбайнов, Улешовскую и Увекскую нефтебазы, а также несколько жилых зданий. Ущерб от вражеских бомбардировок специально созданными комиссиями определялся в 87 млн. руб. [Там же].

В 1942 году, когда боевые действия развернулись на территории Сталинградской области и Астраханского округа, ближайшим тылом Красной Армии стала территория всего Нижнего и части Среднего Поволжья. В прифронтовых районах были размещены базы и склады снабжения, ремонтные мастерские, фронтовые госпитали и т.д. [7, с. 102]. Органы государственной власти оказывали разностороннюю помощь в формировании резервов армии, размещении воинских частей, снабжении фронта вооружением, боеприпасами, горючим, продуктами питания, обеспечении средств связи, приёме и размещении раненых и др.

Выход немецко-фашистских войск к Ростову, в Донбасс и на ближние подступы к Москве и реальная угроза прорыва вражеской авиации к Саратову побудили комитет обороны города 14 ноября 1941 г. вынести решение о введении в Саратове, Энгельсе и прилегающих к ним районах угрожаемого положения с воздуха. В этих городах и райцентрах устанавливалось полное затемнение [8].  

После поражения противника под Ростовом, Тихвином и Москвой отмечалось некоторое ослабление системы воздушного прикрытия Саратова. Однако резкое ухудшение оперативно – стратегической обстановки на фронте летом 1942 г., связанное с прорывом немецко-фашистскими войсками нашей обороны на юго-западном направлении и выходом их к Сталинграду, вызвало активизацию противовоздушной обороны городов Нижнего Поволжья. В регионе намного увеличилось число групп самозащиты от воздушного нападения противника. Так, в Саратове их насчитывалось 850, в Вольске ─118 [9].

Принятия неотложных мер в условиях начала Сталинградской битвы требовала и система противовоздушной обороны Астрахани. В связи с приближением фронта к территории Астраханского округа в 1942 г, с участившимися налётами вражеской авиации на город, Волгу, железную дорогу и отдельные населённые пункты и учитывая возможное наступление врага на Астрахань и высадку им парашютного десанта, Астраханский городской комитет обороны 25 августа 1942 г. принял постановление «О подготовке населения к вооружённой защите Астрахани»,в котором было принято решение о создании для вооружённой защиты города боевых народных полков из местного населения [10].

Местными органами власти Нижнего Поволжья, прежде всего городскими комитетами обороны, осуществлялись меры по маскировке и светомаскировке городов и промышленных объектов. Частичная светомаскировка в городах региона вводилась уже в первые месяцы войны. Полное затемнение объявлялось в Сталинграде и Астрахани с 24 июля, в Саратове – с 12 августа 1941 г. Саратовский ГорКО 9 июня 1943 г. принял постановление «О светомаскировке г. Саратова», в котором устанавливался жесткий режим светомаскировки, обеспечивающий полное затемнение по городу [11].

Работе по обеспечению противовоздушной и противохимической обороны уделяли большое внимание и местные органы власти Сталинграда. Так, в постановлении местного комитета обороны «О выполнении мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в Краснооктябрьском районе» от 14 мая 1943 г. указывалось на неудовлетворительное состояние ПВО, намечались меры по преодолению имеющихся недостатков. Например, при задании подготовить 132 группы самозащиты из населения района, в городе на 1 мая 1941 г. была подготовлена лишь 61 группа, что составило 50% к заданию, имеющиеся в районе щели приведены в негодность, вопросу подготовки к противохимической защите населения уделялось недостаточное внимание, обучение населения по программе ПВХО не закончено в установленные сроки, светомаскировочный режим систематически нарушается [12].

В 1944 г. местными органами власти Сталинграда проводились меры по дальнейшему укреплению МПВО города, к числу которых относилось восстановление всех служб МПВО, организация боевой подготовки служб и оперативного состава штабов МПВО по управлению силами и средствами МПВО в условиях воздушного и химического нападения, окончание строительства и оборудования районных командных пунктов и отдельно стоящих убежищ, усиление контроля за состоянием противопожарных мероприятий в городе и на промышленных объектах, массовая подготовка и переподготовка населения города по нормам ПВХО, обучение групп самозащиты по линии Осоавиахима, организация и подготовка санитарных постов и дружин на предприятиях и в учреждениях, обеспечение строгого контроля за соблюдением режима светомаскировки на предприятиях, в учреждениях, в жилом секторе [13].


Библиографический список
  1. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 22. Д. 2222. Л. 194.
  2. В дни суровых испытаний: Сталинградская партийная организация в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. Сб. док. и матер. Волгоград, 1966.
  3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 530. Л. 23, 29.
  4. РГАСПИ. Оп. 22. Д. 2347. Л. 13.
  5. Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк. М., 1968.
  6. Красноженова Е.Е. Особенности решения жилищно-коммунальных проблем в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья) //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (16). Ч. II. С. 101-103.
  7. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 504. Л. 60; Д. 527. Л. 12.
  8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 508. Л. 26.
  9. Государственный архив Астраханской области (ГАСД АО). Ф. 10. Оп. 2. Д. 5. Л. 38.
  10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 527. Л. 12.
  11. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 530. Л. 23, 29.
  12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 533. Л. 2-3.


Все статьи автора «a.v.oleinikov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: