ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Абросимова Анастасия Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк» Астраханской области

Аннотация
Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением в новую социальную среду. В условиях перехода на новую систему стандартов возрастает необходимость психологического сопровождения адаптационного периода учащихся. Отличительная особенность ФГОС - его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования.

Ключевые слова: психологическое сопровождение адаптационного периода учащихся, универсальные умственные действия, УУД, ФГОС


PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION OF FIFTH GRADERSIN THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE STANDARD

Abrosimova Anastasia Vitalevna
Federal state educational institution of higher professional education «Astrakhan state University
Municipal budgetary educational institution Lyceum №1. A. P. Guzhvina, Kamyzyak» of Astrakhan region

Abstract
Each of the turning points of school life is associated with entering into the new social environment. In conditions of transition to the new system of standards increases the need of psychological support of the adaptation period of the students. A distinctive feature of the GEF - oriented transition of the entire education system to the strategy of social planning and design.

Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Абросимова А.В. Психологические особенности адаптации пятиклассников в условиях внедрения ФГОС // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/11/4723 (дата обращения: 26.02.2024).

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением  в новую социальную среду. В условиях перехода на новую систему стандартов возрастает необходимость психологического сопровождения адаптационного периода учащихся. Отличительная особенность ФГОС – его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой – воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается прежде всего на образовательное учреждение.

Важно отметить, что и психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников также выходит на новый уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных умственных действий (далее УУД). Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке учащегося, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.

Психологический мониторинг адаптации учащихся к обучению в средней школе был осуществлен на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк» Астраханской области. В исследовании приняли участие учащиеся пятых классов, число испытуемых в выборке – 41 человек, также в мониторинге приняли участие классные руководители указанных классов.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Исходя из уровневого характера адаптации исследование проходило поэтапно. Цель первого этапа – выявить тенденции в эмоциональном состоянии пятиклассников. На втором этапе был исследован уровень школьной тревожности и компоненты тревожности. На третьем этапе внимание было сосредоточено на исследовании уровня УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).

Методологическую базу составили следующие методики: проективный тест «Руки» Э. Вагнера, тест школьной тревожности Филипса и комплекс тестовых методик по исследованию УУД. Параллельно классным руководителем заполнялась адаптационная карта наблюдений за учащимися к методике Э. М. Александровской и Ст. Громбах.

Проективная методика «Руки» позволила выделить ведущие тенденции в эмоциональном состоянии пятиклассников: коммуникация, указания и эксгибиционизм. Это связано со стремлением к установлению лидерского положения в классе, свидетельствует об имеющихся трудностях установления контакта с одноклассниками, учителями-предметниками и сверстниками, демонстрирует проявление высокой самооценки, высокого уровня собственных притязаний.

Для исследования уровня тревожности была использована тестовая методика Филипса. В данной методике тревожность измеряется в следующих шкалах:

Переживание социального стресса        ;       

Фрустрация потребности в достижении успеха;           

Страх самовыражения        ;       

Страх ситуации проверки знаний;        

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;           

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу       ;       

Проблемы и страхи в отношениях с учителями;              

Общая тревожность в школе.

Результаты методики показали нам высокую личностную личностную тревожность (47 баллов) в исследуемой группе подростков и среднюю ситуативную тревожность с тенденцией к высокой (44 балла). То есть исследуемые склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. С состояние тревожности у них появляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа. Следует обратить внимание на следующие компоненты: страх самовыражения и страх в отношениях с учителями. В показателях данных компонентов в группах испытуемых обнаруживается значительное отличие. Показатели этих компонентов находятся на уровне повышенной тревожности. Так при оптимальном уровне социального стресса, сопротивляемости стрессу, обнаруживаются проблемы в отношениях с учителями. Уровень компонентов тревожности представлен на гистограмме (рис.  1):

Сформированность универсальных умственных действий исследовалась тестовыми методиками (опросник, анкета). Познавательные УУД характеризуются тенденцией к независимости интересов, целеустремленности и прогнозированию. Познавательный интерес учащихся не опосредован интересом к предмету, заинтересованность ситуативная. Однако у 21 % испытуемых наблюдается целеустремленность и прогнозирование в выборе объекта познания.

Регулятивные УУД получили недостаточное развитие. Испытуемые используют контролирующие механизмы не по назначению. Это обусловлено недостаточностью развития имеющихся способностей и незнанием направленности личности.

Нес смотря на выделенные ранее проблемы в эмоциональном компоненте общения, коммуникативные УУД развиты оптимально. 65 % обладают высокой коммуникативной активности, что и является причиной отношения окружающих с  некоторой опаской и сомнениями к указанной группе. 32 % -  любопытны, разговорчивы, охотно знакомятся с новыми людьми. Естественно, что в данной группе недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

Таким образом, успешная адаптация к обучению в средней школе в условиях внедрения ФГОС возможна при ситуативном поощрении  и демонстрации успеха; при систематическом наблюдении и фиксации положительной динамики в развитии каждого отдельного ученика, при этом важно моносравнение, сравнение в пределах отдельно взятого ученика.



Все статьи автора «Anastasia Kalashnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: