Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1
Современная школа наряду с семьей призвана готовить молодое поколение к взрослой жизни, ориентируясь на становление выпускника школы как субъекта своего жизненного пути, ответственного члена общества, готового строить эффективные взаимоотношения с окружающими. Психологи (Л.И. Божович, А.Г. Лидерс, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) отмечают, что в старшем школьном возрасте общение занимают в жизни молодых людей важное место и представляет для них самостоятельную ценность. При этом старшеклассники испытывают немало трудностей в установлении благоприятных, качественно новых для их возраста отношений с окружающими [1]. Поэтому целью данной статьи является раскрытие основных направлений изучения межличностных отношений у детей старшего школьного возраста, что является основополагающей базой для дальнейших исследований.
При анализе отечественной и зарубежной литературы (Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Д. Зиглер, И.С. Кон, Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Л. Хьелл и другие) мы выделили основные задачи (потребности) в межличностной сфере старшеклассника, где особая роль отводится отношениям со сверстниками [2, 3, 4, 5 ,6]:
1) достижение эмоциональной независимости от родителей и от других взрослых;
2) преобладание отношений со сверстниками, чем с взрослыми;
3) реализация потребности в близких, доверительных отношениях;
4) расширение круга общения;
5) установление с окружающими теплых, содержательных, приносящих удовлетворение отношений;
6) стремление быть принятыми и признанными в социальных группах;
7) принятие мужской / женской социально-сексуальной роли;
8) освоение моделей отношений с представителями противоположного пола.
В старшем школьном возрасте межличностные отношения усложняются, перестраиваются, происходят качественные изменения в соответствии с развитием личности юношей и девушек. Исследователи психологии отрочества и юности (В.А. Аверин, Л.И. Божович, А.В. Бруг, И.В. Дубровина, В.Г. Казанская, И.С. Кон, Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Э. Эриксон, О.Л. Янушкявичене и другие), так или иначе, сходятся в признании того огромного значения отношений со сверстниками в развитии личности старшеклассника [1, 2, 3], а именно:
- Решается центральная задача достижения идентичности, создание непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов: ролей, партеров, групп общения [1, 7].
- Развивается самосознание – открытие через общение своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности, стремление к самопознанию [8].
- Решение проблемы самоопределения и самоутверждения.
- Поддерживается самопринятие и самоуважение подростков через взаимопонимание, внутреннюю близость, откровенность в отношениях со сверстниками.
- Происходит самореализация и самоактуализация.
- Вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми.
Сфера изучения отношений со сверстниками имеет широкий диапазон переменных, поэтому мы выделили основные направления в исследовании этих отношений. Нами были учтены два момента. Во-первых, возрастные задачи в сфере межличностных отношений старшеклассников, которые мы рассмотрели. Во-вторых, мы руководствовались принципы возрастно-психологического подхода в консультировании детей и подростков (Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс и др.), рассматривая не сами отношения старшеклассников со сверстниками, а то как эти отношения воспринимаются и переживаются школьниками. Исходя из этого, особенности отношений со сверстниками, специфичные для старшеклассников, мы представили по четырем направлениям:
1) отношения со сверстниками по сравнению с отношениями с взрослыми;
2) близость в отношениях и широта взаимодействий;
3) особенности эмоций и переживаний взаимодействия;
4) отношения с представителями противоположного пола.
Отношения со сверстниками по сравнению с отношениями с взрослыми.
Отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми важны в старшем подростковом возрасте, но они решают разные возрастные задачи в общении. Однако следует констатировать тот факт, что удельный вес общения со сверстниками больше, чем с родителями и другими взрослыми. Отношения с взрослыми носят более формальный, деловой характер. Основным содержанием в общении с родителями является обсуждение жизненных перспектив, главным образом профессиональных: намечаются способы достижения поставленных целей, анализируются трудности, связанные с учебой. Но именно в группе сверстников апробируются те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, и создаются новые. Следует отметить, и неравномерность общения с взрослыми, обсуждение проблем и вопросов сменяются периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие темы [9].
Важно подчеркнуть, что отношения с взрослыми в старшем школьном возрасте становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в младшем подростковом возрасте. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра [10, 11]. При нормальном развитии ребенка в семье отношения с родителями и некоторыми взрослыми характеризуются как эмоционально теплые, доверительные, если в этих отношениях подросток чувствует себя автономной зрелой личностью. Но все-таки родители уступают друзьям-сверстникам в уровне понимания, легкости общения, откровенности, удовлетворении потребности общения «на равных» [4].
Близость в отношениях и широта взаимодействий.
В отношениях со сверстниками у старших подростков можно выделить две противоположные тенденции: расширение сферы отношений, с одной стороны, и индивидуализация или избирательность – с другой [12].
Первая тенденция проявляется в увеличении времени, которое расходуется на общение со сверстниками, в существенном расширении социального пространства и географии общения. Высокий уровень потребности в общении объясняется постоянным физическим и умственным развитием старшего школьника и в связи с этим расширением его интересов к людям и миру. Расширение отношений с окружающими (в большинстве случаев со сверстниками) позволяет старшекласснику разнообразить репертуар своих социальных ролей и усвоить новый социальный опыт, научиться устанавливать контакты с незнакомыми людьми [7].
Вторая тенденция проявляется в высокой избирательности дружеских привязанностях, максимальной требовательности к партнеру. По мере взросления, когда ребенок становятся автономнее от родителей, возникает необходимость в более тесных дружеских связях. Это позволяет делиться своими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Близкие друзья играют важную роль в процессе формирования идентичности. Чтобы принять себя, старшеклассник должен почувствовать принятие и одобрение другими [11, 12].
Таким образом, две существующие направленности в отношениях со сверстниками удовлетворяют разные потребности старших подростков [12]:
- потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли воплощается в тенденции расширить сферу общения;
- потребность в выявлении и встречном понимании отражается в избирательности отношений.
Особенности эмоций и переживаний взаимодействия со сверстниками.
Отечественные психологии (Л.И. Божович, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, И.С. Кон, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс и другие) особое внимание уделяют тому, как отношения со сверстниками переживаются старшеклассником. Взаимоотношения со сверстниками могут восприниматься старшеклассником как доброжелательно, так и огорчать его. К положительным эмоциям относят радость, интерес, комфорт, веселье и другие, к отрицательным – страх, гнев, отвращение, тревожность и другие. Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогают человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные, когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными. Эмоционально насыщены такие формы взаимодействия, как дружба и любовь. Дружба со сверстниками способствует пониманию сложных личностных чувств. Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости, она характеризуется больше трепетным, бережным отношением [1, 3, 13, 14].
Эмоциональная сфера в старшем школьном возрасте становиться значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию [17, 18]. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем [9, 15, 16].
Общее эмоциональное самочувствие старших подростков становиться более ровным, чем на предыдущем этапе младшего подросткового возраста. Резкие аффективные вспышки и реакции уходят в прошлое, а также происходит стабилизация внутренней жизни, проявляющаяся в снижении уровня тревожности. Направленность на будущее, ощущение рассвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус [9, 10, 18]. У многих старшеклассников в этом возрасте нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад в межличностные отношения и общее эмоциональное состояние [3, 10, 19].
В отношения со сверстниками старшие школьники учатся понимать свои переживания, регулировать эмоциональные состояния и адекватно выражать собственные чувства и эмоции. У юношей и девушек изменяется восприятие чувств окружающих их людей. Появляется умение принять проблему других. Рост такого понимания приводит к тому, что социальные связи со сверстниками, вызывающими симпатию становятся более близкими, обогащают эмоциональный опыт старшеклассника [3, 17].
Отношения с представителями противоположного пола.
Старший школьный возраст является сензитивным для формирования качественно новых отношений со сверстниками противоположного пола. Особенности этих отношений и их значение в развитии личностной и межличностной сфер старшеклассников можно рассмотреть через три аспекта: когнитивный, аффективный и поведенческий [1, 3, 20].
Когнитивный аспект связан, во-первых, с полоролевой идентификаций старшеклассников. Этот процесс начинается с самого раннего детства: сначала ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола (или с тем, кто заменяет родителя), далее идентификация происходит через общения со сверстниками своего и противоположного пола, в старшем подростковом возрасте процесс полоролевой идентификации имеет более глубокий характер, проникая в самосознание личности [20, 21]. Депривация старшеклассника со стороны его половой принадлежности приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации и неврозам [3].
Во вторых, когнитивный аспект включает в себя знания старшеклассников о представителях противоположного пола, об общении и взаимодействии с ними. В этом возрасте старшеклассники получают информацию из своих наблюдений, источников СМИ и общения с другими людьми об особенностях эмоционального, ментального, поведенческого строя мужчин и женщин, полоролевого поведения, эффективности взаимодействия и других аспектов в отношениях с представителями противоположного пола [22].
Аффективный аспект выражается, прежде всего, в появлении чувства любви, влюбленности, симпатии к противоположному полу. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. Если же в юности не возникает особого интереса к противоположному полу, отсутствуют романтические порывы, то в будущем это может привести к тому, что человек будет поверхностным в своих привязанностях [23].
Привязанность к сверстнику противоположного пола может быть интенсивна, и, как правило, старшеклассник придает ей очень большое значение. Отсутствие взаимности становится причиной сильных негативных отношений. Юноши и девушки мечтают о влюбленности, а найдя в толпе сверстников «симпатию», открыто не проявляют своих чувств, хотя их переживания также сильны. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом человека, чем его самого. Первые чувства оказывают на старшеклассника настолько сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства [24].
Поведенческий аспект включает приобретение навыков полоролевого поведения и эффективного взаимодействия с представителями противоположного пола. В старшем школьном возрасте важно не только узнавать модели отношений с представителями противоположного пола, но и эффективно практиковать их, что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера [4, 25]. Полоролевое поведение в романтических отношениях реализуется при совместной деятельности юношей и девушек: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и так далее. Причем значительную роль при формировании модели отношений с представителями противоположного пола играют авторитеты и идеалы старшеклассников. Подросток нередко отожествляет себя с ними и стремиться соответствовать внешним формам их поведения [26].
Таким образом, налаживание благоприятных и качественно новых отношений со сверстниками является одной из важных задач старшего школьного возраста. Мы рассмотрели основные направления изучения отношений со сверстниками по четырем основаниям: особенности отношений со сверстниками и взрослыми, близость и широта взаимодействия, особенности чувств и переживаний взаимодействия, отношения с представителями противоположного пола. Теоретический анализ этих направлений в перспективе может служить основой для эмпирического исследования трудностей межличностных отношений у старшеклассников.
Библиографический список
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. М.: Изд-во «Просвещение», 1968. 464 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст]: собрание сочинений в 6-ти тт. / Л.С. Выготский. М.: Изд-во «Педагогика», 1986. Т.4. 364 с.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.С. Кон. М.: Изд-во «Просвещение», 1979. 175 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 624 с.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт – М.: Изд-во «Мир», 1994. 320 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьел, Д. Зиглер. СПб: Изд-во «Питер Ком», 1998. 608 с.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения [Текст] / А.В. Мудрик. М.: Изд-во «Знание», 2000. 64 с.
- Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская. Тула: Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого, 2002. 102 с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. М.: Изд-во «Гардарики», 2005. 349 с.
- Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник [Текст] / Р.С. Немов. М.: Изд-во «Дрофа», 2001. 204 с.
- Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения [Текст] / Т.П. Скрипкина // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990. С 33-52.
- Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и другие / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во «Просвещение», 1991. 303 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 512 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 752 с.
- Бруг А.В. Клинико-психологическое исследование подростков с рецидивами суицидных попыток [Текст]: автореф. дис. … канд. мед. Наук / А.В. Бруг. M., 2008. 21 с.
- Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления [Текст]: книга для педагогов, психологов, родителей / В.Г. Казанская. СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 240 с.
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст] / П. Лафренье. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 222 с.
- Кагермазова Л.Ц. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] / Л.Ц. Кагермазова /http://www.klex.ru/bxz
- Ольховская Ю.С., Бруннер Е.Ю. Особенности эмоциональной сферы старшеклассников [Текст] / Ю.С. Ольховская, Е.Ю. Бруннер // Альманах КГУ: Серия Психология. Физическое воспитание. Ялта: РИО КГУ, 2005. С. 128-136.
- Носов С.С., Дворянчиков Н.В. Особенности полового самосознания старшеклассниц и склонность к депрессии [Текст] / С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. № 2. С. 30-34.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. М.: Изд-во «Флинта», 2006. 342 с.
- Кошель А.И., Истратова О.Н. Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / А.И. Кошель, О.Н. Истратова // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и Педагогика». 2011. №10. С. 217-224.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2003. 464 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. М.: Изд-во «Академия», 1999. 495 с.
- Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника [Текст] / Е.А. Шумилин // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 1. С. 72–79.
- Янушкявичене О.Л. Воспитание подростков: проблемы и пути их решения [Текст] / О.Л. Янушкявичене // Воспитание школьника. 2008. № 7. С. 61-65.