ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кошель Анна Игоревна
Южный федеральный университет
Аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Данная статья посвящена теоретическому анализу основных направлений в изучении межличностных отношений старших школьников, где особую роль ученые отводят отношениям со сверстниками. В статье выделено и описано четыре направления: близость в отношениях и широта взаимодействий; особенности эмоций и переживаний, отношения с представителями противоположного пола, отношения со сверстниками по сравнению с отношениями с взрослыми.

Ключевые слова: межличностные отношения, отношения с представителями противоположного пола, сверстники, старшеклассник, старший школьный возраст


MAIN DIRECTIONS IN STUDYING OF INTERPERSONAL RELATIONS OF SENIORS

Koshel Anna Igorevna
Southern Federal University
Postgraduate student of Department of psychology and safety of existence

Abstract
This article is devoted to theoretical analysis of main directions in studying of interpersonal relations of senior school students. Relations with contemporaries play an important role in development of seniors. In article four directions are allocated and described: proximity in relations and width of interactions; features of emotions and experiences, relations with representatives of an opposite sex, relation with contemporaries in comparison with adults.

Keywords: advanced school age, contemporaries, interpersonal relations, opposite sex, senior


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кошель А.И. Основные направления в изучении межличностных отношений у детей старшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/10/4109 (дата обращения: 21.02.2024).

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1

 

Современная школа наряду с семьей призвана готовить молодое поколение к взрослой жизни, ориентируясь на становление выпускника школы как субъекта своего жизненного пути, ответственного члена общества, готового строить эффективные взаимоотношения с окружающими. Психологи (Л.И. Божович, А.Г. Лидерс, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) отмечают, что в старшем школьном возрасте общение занимают в жизни молодых людей важное место и представляет для них самостоятельную ценность. При этом старшеклассники испытывают немало трудностей в установлении благоприятных, качественно новых для их возраста отношений с окружающими [1]. Поэтому целью данной статьи является раскрытие основных направлений изучения межличностных отношений у детей старшего школьного возраста, что является основополагающей базой для дальнейших исследований.

При анализе отечественной и зарубежной литературы (Б.С. Волков, Л.С. Выготский, Д. Зиглер, И.С. Кон, Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Л. Хьелл и другие) мы выделили основные задачи (потребности) в межличностной сфере старшеклассника, где особая роль отводится отношениям со сверстниками [2, 3, 4, 5 ,6]:

1)       достижение эмоциональной независимости от родителей и от других взрослых;

2)       преобладание отношений со сверстниками, чем с взрослыми;

3)       реализация потребности в близких, доверительных отношениях;

4)       расширение круга общения;

5)       установление с окружающими теплых, содержательных, приносящих удовлетворение отношений;

6)       стремление быть принятыми и признанными в социальных группах;

7)       принятие мужской / женской социально-сексуальной роли;

8)       освоение моделей отношений с представителями противоположного пола.

В старшем школьном возрасте межличностные отношения усложняются, перестраиваются, происходят качественные изменения в соответствии с развитием личности юношей и девушек. Исследователи психологии отрочества и юности (В.А. Аверин, Л.И. Божович, А.В. Бруг, И.В. Дубровина, В.Г. Казанская, И.С. Кон, Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Э. Эриксон, О.Л. Янушкявичене и другие), так или иначе, сходятся в признании того огромного значения отношений со сверстниками в развитии личности старшеклассника [1, 2, 3], а именно:

-          Решается центральная задача достижения идентичности, создание непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов: ролей, партеров, групп общения [1, 7].

-          Развивается самосознание – открытие через общение своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности, стремление к самопознанию [8].

-          Решение проблемы самоопределения и самоутверждения.

-          Поддерживается самопринятие и самоуважение подростков через взаимопонимание, внутреннюю близость, откровенность в отношениях со сверстниками.

-          Происходит самореализация и самоактуализация.

-          Вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми.

Сфера изучения отношений со сверстниками имеет широкий диапазон переменных, поэтому мы выделили основные направления в исследовании этих отношений. Нами были учтены два момента. Во-первых, возрастные задачи в сфере межличностных отношений старшеклассников, которые мы рассмотрели. Во-вторых, мы руководствовались принципы возрастно-психологического подхода в консультировании детей и подростков (Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс и др.), рассматривая не сами отношения старшеклассников со сверстниками, а то как эти отношения воспринимаются и переживаются школьниками. Исходя из этого, особенности отношений со сверстниками, специфичные для старшеклассников, мы представили по четырем направлениям:

1)       отношения со сверстниками по сравнению с отношениями с взрослыми;

2)  близость в отношениях и широта взаимодействий;

3)  особенности эмоций и переживаний взаимодействия;

4)  отношения с представителями противоположного пола.

Отношения со сверстниками по сравнению с отношениями с взрослыми.

Отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми важны в старшем подростковом возрасте, но они решают разные возрастные задачи в общении. Однако следует констатировать тот факт, что удельный вес общения со сверстниками больше, чем с родителями и другими взрослыми. Отношения с взрослыми носят более формальный, деловой характер. Основным содержанием в общении с родителями является обсуждение жизненных перспектив, главным образом профессиональных: намечаются способы достижения поставленных целей, анализируются трудности, связанные с учебой. Но именно в группе сверстников апробируются те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, и создаются новые. Следует отметить, и неравномерность общения с взрослыми, обсуждение проблем и вопросов сменяются периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие темы [9].

Важно подчеркнуть, что отношения с взрослыми в старшем школьном возрасте становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в младшем подростковом возрасте. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра [10, 11]. При нормальном развитии ребенка в семье отношения с родителями и некоторыми взрослыми  характеризуются как  эмоционально теплые, доверительные, если в этих отношениях подросток чувствует себя автономной зрелой личностью. Но все-таки родители уступают друзьям-сверстникам в уровне понимания, легкости общения, откровенности, удовлетворении потребности общения «на равных» [4].

Близость в отношениях и широта взаимодействий.

В отношениях со сверстниками у старших подростков можно выделить две противоположные тенденции: расширение сферы отношений, с одной стороны, и индивидуализация или избирательность – с другой [12].

Первая тенденция проявляется в увеличении времени, которое расходуется на общение со сверстниками, в существенном расширении социального пространства и географии общения. Высокий уровень потребности в общении объясняется постоянным физическим и умственным развитием старшего школьника и в связи с этим расширением его интересов к людям и миру. Расширение отношений с окружающими (в большинстве случаев со сверстниками) позволяет старшекласснику разнообразить репертуар своих социальных ролей и усвоить новый социальный опыт, научиться устанавливать контакты с незнакомыми людьми [7].

Вторая тенденция проявляется в высокой избирательности дружеских привязанностях, максимальной требовательности к партнеру. По мере взросления, когда ребенок становятся автономнее от родителей, возникает необходимость в более тесных дружеских связях. Это позволяет делиться своими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Близкие друзья играют важную роль в процессе формирования идентичности. Чтобы принять себя, старшеклассник должен почувствовать принятие и одобрение другими [11, 12].

Таким образом, две существующие направленности в отношениях со сверстниками удовлетворяют  разные потребности старших подростков [12]:

-     потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли воплощается в тенденции расширить сферу общения;

-      потребность в выявлении и встречном понимании отражается в избирательности отношений.

Особенности эмоций и переживаний взаимодействия со сверстниками.

Отечественные психологии (Л.И. Божович, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, И.С. Кон, Н.Н. Лебедева,  А.Г. Лидерс и другие) особое внимание уделяют тому, как отношения со сверстниками переживаются старшеклассником. Взаимоотношения со сверстниками могут восприниматься старшеклассником как доброжелательно, так и огорчать его. К положительным эмоциям относят радость, интерес, комфорт, веселье и другие, к отрицательным – страх, гнев, отвращение, тревожность и другие. Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогают человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные, когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными. Эмоционально насыщены такие формы взаимодействия, как дружба и любовь. Дружба со сверстниками способствует пониманию сложных личностных чувств. Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости, она  характеризуется больше трепетным, бережным отношением [1, 3, 13, 14].

Эмоциональная сфера в старшем школьном возрасте становиться значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию [17, 18]. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем [9, 15, 16].

Общее эмоциональное самочувствие старших подростков становиться более ровным, чем на предыдущем этапе младшего подросткового возраста. Резкие аффективные вспышки и реакции уходят в прошлое, а также происходит стабилизация внутренней жизни, проявляющаяся в снижении уровня тревожности. Направленность на будущее, ощущение рассвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус [9, 10, 18]. У многих старшеклассников в этом возрасте нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад в межличностные отношения и общее эмоциональное состояние [3, 10, 19].

В отношения со сверстниками старшие школьники учатся понимать свои переживания, регулировать эмоциональные состояния и адекватно выражать собственные чувства и эмоции. У юношей и девушек изменяется восприятие чувств окружающих их людей. Появляется умение принять проблему других. Рост такого понимания приводит к тому, что социальные связи со сверстниками, вызывающими симпатию становятся более близкими, обогащают эмоциональный опыт старшеклассника [3, 17].

Отношения с представителями противоположного пола.

Старший школьный возраст является сензитивным для формирования качественно новых отношений со сверстниками противоположного пола. Особенности этих отношений и их значение в развитии личностной и межличностной сфер старшеклассников можно рассмотреть через три аспекта: когнитивный, аффективный и поведенческий [1, 3, 20].

Когнитивный аспект связан, во-первых, с полоролевой идентификаций старшеклассников. Этот процесс начинается с самого раннего детства: сначала ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола (или с тем, кто заменяет родителя), далее идентификация происходит через общения со сверстниками своего и противоположного пола, в старшем подростковом возрасте процесс полоролевой идентификации имеет более глубокий характер, проникая в самосознание личности [20, 21]. Депривация старшеклассника со стороны его половой принадлежности приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации и неврозам [3].

Во вторых, когнитивный аспект включает в себя знания старшеклассников о представителях противоположного пола, об общении и взаимодействии с ними. В этом возрасте старшеклассники получают информацию из своих наблюдений, источников СМИ и общения с другими людьми об особенностях эмоционального, ментального, поведенческого строя мужчин и женщин, полоролевого поведения, эффективности взаимодействия и других аспектов в отношениях с представителями противоположного пола [22].

Аффективный аспект выражается, прежде всего, в появлении чувства любви, влюбленности, симпатии к противоположному полу. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. Если же в юности не возникает особого интереса к противоположному полу, отсутствуют романтические порывы, то в будущем это может привести к тому, что человек будет поверхностным в своих привязанностях [23].

Привязанность к сверстнику противоположного пола может быть интенсивна, и, как правило, старшеклассник придает ей очень большое значение. Отсутствие взаимности становится причиной сильных негативных отношений. Юноши и девушки мечтают о влюбленности, а найдя в толпе сверстников «симпатию», открыто не проявляют своих чувств, хотя их переживания также сильны. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом человека, чем его самого. Первые чувства оказывают на старшеклассника настолько сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства [24].

Поведенческий аспект включает приобретение навыков полоролевого поведения и эффективного взаимодействия с представителями противоположного пола. В старшем школьном возрасте важно не только узнавать модели отношений с представителями противоположного пола, но и эффективно практиковать их, что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера [4, 25]. Полоролевое поведение в романтических отношениях реализуется при совместной деятельности юношей и девушек: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и так далее. Причем значительную роль при формировании модели отношений с представителями противоположного пола играют авторитеты и идеалы старшеклассников. Подросток нередко отожествляет себя с ними и стремиться соответствовать внешним формам их поведения [26].

Таким образом, налаживание благоприятных и качественно новых отношений со сверстниками является одной из важных задач старшего школьного возраста. Мы рассмотрели основные направления изучения отношений со сверстниками по четырем основаниям: особенности отношений со сверстниками и взрослыми, близость и широта взаимодействия, особенности чувств и переживаний взаимодействия, отношения с представителями противоположного пола. Теоретический анализ этих направлений в перспективе может служить основой для эмпирического исследования трудностей межличностных отношений у старшеклассников.


Библиографический список
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. М.: Изд-во «Просвещение», 1968. 464 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст]: собрание сочинений в 6-ти тт. / Л.С. Выготский. М.: Изд-во «Педагогика», 1986. Т.4. 364 с.
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических  институтов / И.С. Кон. М.: Изд-во «Просвещение», 1979. 175 с.
  4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 624 с.
  5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт – М.: Изд-во «Мир», 1994. 320 с.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьел, Д. Зиглер. СПб: Изд-во «Питер Ком», 1998. 608 с.
  7. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения [Текст] / А.В. Мудрик. М.: Изд-во «Знание», 2000. 64 с.
  8. Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская. Тула: Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого, 2002. 102 с.
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. М.: Изд-во «Гардарики», 2005. 349 с.
  10. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник [Текст] / Р.С. Немов. М.: Изд-во «Дрофа», 2001. 204 с.
  11. Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения [Текст] / Т.П. Скрипкина // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990. С 33-52.
  12. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и другие / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во «Просвещение», 1991. 303 с.
  13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 512 с.
  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 752 с.
  15. Бруг А.В. Клинико-психологическое исследование подростков с рецидивами суицидных попыток [Текст]: автореф. дис. … канд. мед. Наук / А.В. Бруг. M., 2008. 21 с.
  16. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления [Текст]: книга для педагогов, психологов, родителей / В.Г. Казанская. СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 240 с.
  17. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст] / П. Лафренье. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 222 с.
  18. Кагермазова Л.Ц. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] / Л.Ц. Кагермазова /http://www.klex.ru/bxz
  19. Ольховская Ю.С., Бруннер Е.Ю. Особенности эмоциональной сферы старшеклассников [Текст] / Ю.С. Ольховская, Е.Ю. Бруннер // Альманах КГУ: Серия Психология. Физическое воспитание. Ялта: РИО КГУ, 2005. С. 128-136.
  20. Носов С.С., Дворянчиков Н.В. Особенности полового самосознания старшеклассниц и склонность к депрессии [Текст] / С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. № 2. С. 30-34.
  21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис  [Текст] / Э. Эриксон. М.: Изд-во «Флинта», 2006. 342 с.
  22. Кошель А.И., Истратова О.Н. Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / А.И. Кошель, О.Н. Истратова // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и Педагогика». 2011. №10. С. 217-224.
  23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2003. 464 с.
  24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. М.: Изд-во «Академия», 1999. 495 с.
  25. Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника [Текст] / Е.А. Шумилин // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 1. С. 72–79.
  26. Янушкявичене О.Л. Воспитание подростков: проблемы и пути их решения [Текст] / О.Л. Янушкявичене // Воспитание школьника. 2008. № 7. С. 61-65.


Все статьи автора «Кошель Анна Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: