Инновационные изменения в сфере образования должны быть направлены на все аспекты подготовки специалистов: организационные схемы; образовательные технологии; процессы интеграции обучения и воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью; методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также его кадровое сопровождение.
Возрастающие требования к будущим военным специалистам определяют изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности.
Основной задачей военного вуза является подготовка военных специалистов, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности. При организации образовательного процесса в вузе перед профессорско-преподавательским составом возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, позволяющих повысить качество подготовки будущих офицеров. В настоящее время в Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж) наряду с традиционными апробируются и внедряются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением компьютерных виртуальных симуляторов [1].
В определение «компетентность» исследователи включают три составляющие – когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практические и оперативное применение знаний) и ценностную (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Профессиональную компетентность военного специалиста мы рассматриваем как базисную характеристику личности военного специалиста, которая проявляется в способности к выполнению боевых задач и задач повседневной деятельности. Она характеризуется фундаментальностью знаний, многофункциональностью, междисциплинарностью, требует интеллектуальных, автономных, поисково-творческих и рефлексивных действий.
В соответствии с названными компонентами все педагогические условия формирования профессиональной компетентности у военных специалистов объединим в следующие группы: мотивационно-ценностные, содержательно-целевые, поисково-творческие, организационно-деятельностные и другие условия, активизирующие познавательную деятельность курсантов.
Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются [2].
В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей [3].
Под педагогическими условиями формирования профессиональной компетенции военных специалистов к будущей профессиональной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в военном вузе, от реализации которых зависит процесс адаптации курсантов к профессиональной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом профессиональной подготовки курсантов, учитываются при организации образовательного процесса военного авиационного вуза, которые позволят обеспечить высокий уровень адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности.
Рассмотрим педагогические условия формирования профессиональной компетенции военных специалистов.
Мотивационно-ценностные условия включают: формирование ценностного отношения курсантов к развитию субъектной активности; формирование потребности к освоению, осуществлению и творческому преобразованию своей профессиональной деятельности военного специалиста. Среди содержательно-целевых условий мы выделяем: функциональную ориентацию виртуального симулятора на использование активных методов и интенсивных форм обучения; формирование модельного мышления путем наглядного моделирования исследуемых процессов посредством виртуального симулятора; алгоритмизацию учебно-познавательной деятельности и др. Организационно-деятельностные условия относятся как к деятельности преподавателя, так и к деятельности курсанта. Условиями эффективной деятельности преподавателя являются: предварительная подготовка преподавателей к внедрению обучения с применением виртуальных симуляторов; владение преподавателем методикой информационной технологии обучения с применением виртуальных симуляторов; умение преподавателем применять методы проблемного обучения в изучении учебного материала с использованием виртуальных симуляторов; оптимальное сочетание дидактических возможностей виртуальных симуляторов с этапами учебно-познавательной деятельности будущих специалистов наземного обеспечения ВВС и др. Поисково-творческие условия включают: целенаправленность на результат обучения; формирование умений курсантов самостоятельно конструировать образовательную и поисковую деятельность при работе с виртуальным симулятором; вырабатывание курсантами умений применять виртуальный симулятор в качестве «прибора» поисковой деятельности. Из других условий, активизирующие познавательную деятельность курсантов, мы выделили следующие: рефлексивные (овладение четкостью и последовательностью выполняемых операций, развитие у курсантов навыков самоконтроля, выбор возможностей реального объекта изучения для выполнения поставленной задачи и др.); обеспечение возможности самостоятельного управления ситуацией; выбор режима учебной деятельности и т.д.
Таким образом, соблюдение рассмотренных педагогических условий поможет обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей применения виртуальных симуляторов в учебном процессе военного авиационного инженерного вуза, что окажет положительное влияние на формирование профессиональных компетенций военных специалистов.
Библиографический список
- Козирацкий Ю.Л. Методическое сопровождение внедрения современных информационных технологий в учебный процесс в военном вузе / Ю.Л. Козирацкий, О.Л. Дзюбенко. // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – №3. – С. 38-41.
- Краткий философский словарь / А.А. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 492 с.
- Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития – Казань, Центр инновационных технологий, 2006 г. – 608 с.
Количество просмотров публикации: Please wait