Коммуникация всегда направлена на поиск понимания (не обязательно согласия). Это созидание общности с адресатом сообщения, взаимодействие, отождествление с ним. Без этой частицы авторской сущности, участия в жизни адресата общение выродится в передачу информации «в пространство» или циничную манипуляцию.
Выбор темы определяется:
- целевой аудиторией. Нельзя писать «для всех». Не пытаясь сузить аудиторию своего текста, журналист рискует потерять всякую.
- профилем издания. Чем у́же профиль, тем глубже влияние на заинтересованных лиц. «Универсальное» издание обречено постоянно формировать аудиторию «из ниоткуда».
- задачей публикации. Чем конкретней цель, тем больше шансов ее достичь. Кроме того, есть возможность и измерить эффективность своего выступления. Творчество религиозного журналиста — не благоговение перед каждым написанным словом, а постоянный труд и внимание к критике.
РАЗНЫЕ ТИПЫ ИЗДАНИЙ
Большинство типов коммуникации (не только религиозной) относятся к следующим категориям:
1) апологетика — доказательство теоремы: вывод предопределен, осталось подгонять аргументы под готовый ответ.
2) пропаганда / реклама: черно-белый мир, стереотипы («мы — они»), упрощение, давление на инстинкты (принцип «5 С»: страх, секс, смех, сенсация, смерть), используя которые, человека вынуждают действовать в нужную заказчику сторону (купить индульгенцию / зубную пасту, вступить в партию / креститься).
3) информирование — по возможности полное и всестороннее отображение темы / события с расчетом на реакцию адресата: отвергнет / разберется и примет (не обязательно нужное журналисту) решение.
4) исследование — максимально беспристрастное изложение результатов измерений / эксперимента / наблюдений. Должны быть оговорены стартовые установки исследователя, определена рабочая терминология. Выводы осторожные и многовариантные, с расчетом на дальнейшую корректировку.
5) проповедь / свидетельство — изложение собственного взгляда на проблему, обращение ко всем каналам восприятия человека. Источники информации: авторитетный текст (Библия), собственный опыт коммуниканта, практические результаты (например, измененная жизнь).
6) связи с общественностью — изложение корпоративной миссии для узкой группы экспертов — лидеров мнений. Цель — разъяснение задач своей деятельности, разрушение стереотипов, налаживание отношений с целевой аудиторией.
Второй тип неприемлем для религиозной коммуникации. Сто́ит не «железной рукой вводить человечество в счастье», а поставить реципиента перед необходимостью выбора (Втор. 30:19). Решение — его часть, и отказ — нормальный вариант ответа. Задача журналиста — обеспечить понимание человеком условий этого выбора.
Подозрителен и первый тип, особенно с точки зрения постмодерниста. Борьба, искренность и сопереживание для него важнее избыточной определенности.
Универсальными характеристиками профессиональной журналистики должны быть третий и четвертый типы. Кроме них, для светского издания может быть шестой тип, если автор пишет от лица церкви.
Специфика инфоповода: религия светского человека не интересует сама по себе, иначе бы он читал / смотрел / слушал религиозные СМИ. Нужна «упаковка» этой темы, где «мотором» будет:
— историческая или современная знаменитость как действующее лицо;
— распространенный религиозный праздник, церемония и т. п.;
— религиозная интерпретация «светского» события, чаще всего негативного или трагического («где был Бог, когда?..»);
— раскрытие религиозной составляющей других общественных сфер — культуры, искусства, науки, политики, образования, здоровья, спорта, семейных, межличностных, общественных, социальных отношений.
Миссионерское издание — самый сложный тип. Большинство «миссионерских» информационных органов таковыми не являются, ибо в лучшем случае интересны (уже) ищущему секуляристу. Привлечь внимание широкой публики к новой тематике крайне сложно. Обычно таких СМИ единицы. Более-менее преуспевают в этом американские телеевангелисты и харизматические СМИ, потому что члены этих церквей ориентированы на завоевание светского пространства для Христа, а не замыкание в церковном кругу. В худшем случае «миссионерские» СМИ — это фактически церковные издания, объясняющие всё те же, интересные для верующих, темы, но на более примитивном уровне.
Основных стратегий миссионерского издания две: а) делать качественное церковное издание, и тогда верующие будут его советовать знакомым. Примеры — киевский журнал «Христианство» (2001-2003), который спустя десятилетие после закрытия распродается, читается и цитируется, и сайт bible.com.ua; б) писать о чём угодно, качественно и с христианской точки зрения. Примеры — блог okolokino.net, американская газета «Christian Science Monitor», французская «La Croix».
Миссионерская работа через масс-медиа требует профессионализма, продолжительной поддержки проекта, значительных ресурсов и преданности сотрудников. Главное требование — умение писать так, чтобы текст нравился и знатокам вопроса.
Сверхзадачи первого типа таких СМИ — помочь светским личностям услышать и понять людей церкви, организовать диалог, развеять стереотипы относительно верующих. Многих можно заинтересовать относящимися к религии темами, если они увидят в конкретном клерикале достойного собеседника. На Западе светские интеллектуалы почитают за честь дискутировать с католическими мыслителями: вышли книги богословских диспутов Юргена Хабермаса с Йозефом Ратцингером, епископа монсеньора ди Фалько с Фредериком Бегбедером, Умберто Эко с кардиналом Карло Мартини. Все известные мне читающие люди знакомы с богословским наследием Александра Меня. Значение его работ для формирования христианского мировоззрения у постсоветского населения сравнимо с усилиями всего Общества «Сторожевой башни».
Издания второго типа используют «прием моста»: предлагают реальное решение интересующего светского человека вопроса, после чего а) развивают отношения с ним и делятся своим свидетельством; б) предлагают дополнительную информацию по этой теме, которая содержит и богословские аспекты.
Церковное издание — самый простой тип. Здесь религиозные люди в наибольшей степени могут быть самими собой. Это не значит, что искренность (а ее с избытком хватает в таких СМИ), автоматически повышает их качество. Церковные медиа отражают и характерные недостатки: недоверие к образованию, культуре и особенно искусству, узость кругозора, нетерпимость к разномыслию (1Кор.11:19), недоверие к диалогу и открытому решению вопросов, тягу к абсолютному и завершенному знанию по любой теме (т. е. пропаганде), зависть к конкурентам (прежде всего, другим конфессиям), часто удивительное непонимание того, как мыслит внецерковный человек, ханжество, лицемерие и внутреннюю стагнацию.
Библиографический список
- Балаклицький М. Медіатизація протестантизму в Україні 1991-2010 років. — Х.: Харківське історико-філологічне товариство, 2011. — 379 с.
- Бегбедер Ф., ди Фалько Ж.-М. Я верую — я тоже нет. — М.: Иностранка, 2006. — 352 с.
- Жуковская Е. Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы. — М.: Управление делами Московской патриархии, Синодальный информационный отдел, 2010. — 70 с.
- Павлюк П. Практическая журналистика. — Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2006. — 142 с.
- Филипчук С. Релігія і Церква в ЗМІ : Практикум. Навчально-методичний посібник. — Рівне : ПП ДМ, 2012. — 136 с.Моя рецензия на это издание: Балаклицький М.А. Новий посібник з церковної комунікації України. // Гуманитарные научные исследования. — Декабрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/12/2127
- Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 112 с.
- Церква і медіа. Сім кроків до порозуміння» / Бабинська С., Завадська Ю., Карапінка М., Кулигіна О. — Вид-во «Ездра», 2012. — 240 с. Моя рецензия на это издание: Балаклицький М. Наша випускниця — співавтор першого українського посібника з церковного піару. — 28.12.12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kafedrajourn.org.ua/media/427
- Эко У. и Мартини К. М. (кардинал). Диалог о вере и неверии. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 144 с.