Современное учебное заведение среднего профессионального образования находится в центре внимания педагогической науки.
Профессиональная компетенция будущих специалистов волнует не только преподавателей колледжей и техникумов, но и исследователей.
Компетентность – категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей.
В общем образовании более правомерно говорить о ключевых компетенциях, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку. Можно выделить два основных подхода. Первый – компетенции определяются через знания, умения, навыки, опыт деятельности, второй – через способности решать проблемы.
Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды готовит специалистов по изготовлению одежды – конструкторов-модельеров.
Важными тенденциями развития современного дизайна одежды является демократизация моды (отсутствие единого и обязательного для всех модного образца) и индивидуализация предметной среды (создание условий для свободного самовыражения каждого человека).
Одним из основных компонентов дизайна одежды является моделирование. Современный дизайн одежды ориентирован на формирование новых культурных образцов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Профессиональная подготовка специалистов по изготовлению одежды должна быть организована в соответствии с требованиями, предъявляемые к специалистам: выпускнику профессионального образовательного учреждения необходимы:
- широкий профиль квалификации;
- способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию;
- ответственность;
- коммуникабельность и мобильность;
- высокий уровень компьютерных знаний.
Вектор образования должен быть сориентирован на целостно-гармоническое развитие личности и на подготовку каждого специалиста сферы быта и услуг к проведению глубоких исследований по конструкции и технологии, рационализации производственных систем, дизайну и решению психофизиологических проблем, влияющих на качество профессиональной деятельности.
Конструкторы-модельеры относятся к группе специалистов, характер деятельности которых во многом определяется творческим подходом. Поэтому для их подготовки необходимо активно использовать принципы творческого саморазвития, рефлексии, периодической мобилизации и релаксации, опоры на сильные и учёта слабых сторон, свойств, творческих способностей личности.
Мотивационное обеспечение ученого процесса является принципом, через который осуществляется управление познавательной деятельностью, другими словами, задаются психологические условия подготовки специалистов.
К организационным условиям подготовки конструкторов-модельеров относятся наличие высококвалифицированного преподавательского состава, оборудованных кабинетов по дисциплинам, учебно-производственных мастерских, библиотеки, материально-технического оснащения уроков и художественное оформление техникума. Обязательным условием сегодня является выполнение эргономических требований и организация такой образовательной среды, которая ориентировала бы студентов на развитие творческих способностей в области будущей профессиональной деятельности.
Для одновременного выполнения социокультурных и психолого-педагогических условий была разработана модель подготовки по специальности 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий». Особенностью проектируемой педагогической технологии является идея «конкурсов» – непрерывного соревнования, положительной мотивации на творческое саморазвитие, стремление к большему и лучшему. В блоке технологического обеспечения определена совокупность конкурсов как методов формирования творческих способностей студентов.
В стенах Смоленского колледжа легкой промышленности и индустрии моды ежемесячно проходят внеклассные мероприятия, на которых студенты развивают и приобретают навыки общественной жизни, формируют творческое отношение к труду, воспитывают самостоятельность, находят новые пути, способствующие улучшению и совершенствованию технологического процесса. Конкурс «Изделия из нетрадиционных материалов» напрямую развивает интерес к Моде на профессиональном уровне, повышает интерес к выбранной профессии, а также создаёт условия для реализации творческого потенциала студентов.
На протяжении всего срока обучения шаг за шагом преподаватели нашего колледжа помогают студентам самостоятельно мыслить, принимать решение, делать выбор, вовлекая их в самостоятельную творческую деятельность.
Ярким примером является «Дизайн-студия», работающая под руководством опытного и талантливого художника – модельера, где студенты получают основные навыки создания производственных коллекций, узнают все тонкости изготовления одежды от эскиза до готовой вещи.
Работа «Дизайн-студии» начинается с исследования направления моды в одежде по каталогам и журналам мод, с отбора тканей и прикладных материалов. В работе очень помогает информация, полученная на уроках «Швейное материаловедение», «Технология швейного производства», «Конструирование и моделирование одежды», «Дизайн костюма», где опытные преподаватели проводят обзорные лекции о последних новинках в области текстиля, раскрывают секреты обработки новых тканей, делают обзор молодежных коллекций российских и зарубежных дизайнеров, что вдохновляет учащихся на творческие эксперименты. Преподаватель экономики проводит лекции о состоянии рынка швейных и трикотажных изделий, дает рекомендации по самостоятельному проведению маркетинговых исследований.
На следующем этапе задумывают идею коллекции, формируют ее будущие контуры. В процессе работы с тканью определяются цветовая политика, силуэтный ряд и эмоциональная доминанта. Затем эскизы проходят строгое обсуждение художественного совета. Лучшие работы получают право воплощения в жизнь – это 10-15 эскизов, вокруг которых и строится дальнейшая работа над будущей коллекцией. В распоряжении «Дизайн-студии» находится прекрасная мастерская с современным оборудованием, где строчка за строчкой оттачиваются образцы новых коллекций. Неотъемлемой частью костюма, придающей коллекции законченный вид, являются аксессуары, обувь, головные уборы, перчатки и т.д.
Практически на каждом уроке технологии и материаловедения проводится экспресс-контроль как мини-конкурс по выявлению студентов, успешно усвоивших материал предыдущего урока. По этим же предметам организуется конкурс работ по изготовлению швов, отдельных деталей, оформление рефератов, альбомов, что придаёт студентам положительную мотивируемость и повышение личного рейтинга.
В течение всего учебного цикла студентам предоставляется возможность принять участие в конкурсах технического творчества, предполагающих самостоятельное проектирование и изготовление коллекций моделей одежды. Начинающие дизайнеры одежды показывают высокий уровень профессиональных знаний и умений по предметам технологии, материаловедения, моделирования и конструирования. Такие конкурсы и показы своих коллекций можно отнести к итоговому типу конкурсов.
Психологическим условием развития компетентности является осознание учащимися необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития конкурентоспособной личности. Специальность «конструктор-модельер» относится к типу – «человек-человек», где значительная доля мастерства приходится на область построения процессов общения. Умение давать точные и краткие указания применительно к сфере профессиональной деятельности трансформируется в умение давать инструктаж заказчику по поводу приобретенного материала и выбранной им модели. Подобная форма организации труда дает возможность одаренным учащимся проявить себя, развивая такие важные для будущего специалиста качества как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, средние специальные профессиональные учебные заведения в области индустрии моды дают выпускникам профессиональное образование такого уровня, который позволил бы им компетентно решать проблемы профессиональной деятельности в контексте современных тенденций развития дизайна одежды и требований к её качеству.