Абстракционизм как особое явление в искусстве возник в первой половине XX в. До сих пор он остается актуальным направлением в живописи. В настоящее время все чаще экспонируются работы известных художников-абстракционистов В. Кандинского, П. Мондриана, К. Малевича и др.
Абстракционизм – это, прежде всего, концептуальное искусство, поэтому философская идея является составляющей художественной концепции. Философским основанием дли изображения беспредметной реальности стали идеи французского философа А. Бергсона и немецкого В. Оствальда. Бергсон в своем учении о «жизненном порыве» утверждая, что суть жизни можно осознать только с помощью интуиции, поскольку жизнь воспринимается непосредственно, т.е. через свои переживания. Действительно, только так и можно воспринимать абстракционистские образы. Интеллект в данном случае бессилен, поскольку он оперирует с материальными, пространственными объектами.
В. Оствальд – основатель энергетической философии, считал, что энергия первична относительно материи. Такое мировоззрение сформировало представление о существовании духовной энергии космоса, которая рождает порядок из хаоса. Полотна абстракционистов практически пронизаны такой энергетикой и несут сильный эмоциональный посыл каждому зрителю. Эти философские идеи определили основной изобразительный мотив абстракционизма – пространство дематериализованных явлений, т.е. лишенных вещественного субстрата.
Основатель абстракционизма Кандинский одним ив первых написал о художественно-философских предпосылках формирования нонфигурального течения. Художник говорил, что первые абстракционистские образы появились уже в творчестве прерафаэлитов и западноевропейских символистов Г. Россетти, Д. Берн-Джонса, А. Беклина. Однако, все они облекали свои абстрактные образы в «сильно развитые материально-телесные формы. Эти художники являются искателями внутреннего содержания во внешних формах» [1; 33].
Еще дальше в разрушении материальной формы продвинулись импрессионисты, тем самым придав ей особое абстрактное звучание. А. Матисс изображая предметы, строил художественный образ на цветовых контрастах цвета, разрушая при этом конструкцию и форму изображаемого предмета. Матисс разрушил пространственную форму вежей и свел ее к абстрактной.
Подобные тенденции ярко выразились в творчестве кубистов, в частности, у Пикассо, который в отличие от Матисса, добивался выразительности образа через преувеличение или деформацию конструкции вещи, использовал рисуночные формы, а не краску, цвет. Известны его картины, написанные в коричнево – белых тонах.
Кандинский, анализируя художественное творчество Матисса и Пикассо, писал, что они «два великих указателя на великую цель» [1; 34]. В их творчестве «заложены зародыши стремления к нереалистическому, к абстрактному и к внутренней природе…» [1; 37].
Философия беспредметности в абстракционистской живописи определила художественные принципы и средства, необходимые художнику. Большое значение приобрели геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, все они изображались без их носителя (предмета). Композиционные элементы приобрели специфическую для абстракционизма символику. Так, например треугольник символизировал троицу, квадрат – земную жизнь, круг – вечность Особое значение приобрел цвет, Кандинский отмечал, что цвет имеет физическое и психическое воздействие на человека. Кроме того, некоторые краски кажутся мягкими, другие – жесткими. Желтый художник описывал как цвет, который «можно рассматривать как красочное изображение сумасшествия… припадка бешенства, слепого безумия…» [1; 73]. Синий символизирует спокойствие и «нечеловеческую печаль» [1;73]. Черный цвет «…внутренне звучит… как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие, без будущности и надежности» [1; 73].
В абстракционизме четко прослеживается зависимость формы от краски или, наоборот, цвета от формы. Эта взаимосвязь определила эмоциональный образ картин. Различные геометрические формы могут подчеркивать или притуплять действие цвета. Яркие краски сильнее звучат в остроконечных формах, например, желтый цвет в треугольнике. Спокойные цвета «…усиливают свое воздействие при круглых формах (например, синий цвет в круге)…» [2; 67].
В абстракционистских картинах гармоничное равновесие достигается с помощью умелого использования цвета и формы. Так, согласно Мондриану, нецветная область должна уравновешиваться малой цветной. Кандинский писал, что «…несколько предметов в картине подчиняются одной большой форме…» [1; 71]. Эти принципы хорошо продемонстрированы в картине X. Миро «Поэтесса». Образ построен на тонкой контрастной игре линий и пятен, причем контраст построен не только на величинах фигур, но и на одновременном существовании черных и цветных пятен. При этом среди них есть контраст теплых и холодных тонов.
В картине Кандинского «Несколько кругов» ярко показана философия абстракционизма. В композиции использован цветовой контраст цветных кругов в противоположность черному фону. Как известно, круг для этого художника был значением некого идеального мира, абсолюта, Дао. Поэтому круги в данном случае символизируют духовную энергию, которая управляет миром и космосом. Черный фон означает в данном случае хаос. Таким образом, простые геометрические фигуры приобрели глубокий содержательный смысл.
Использование графических и цветовых форм не носит спонтанного характера, поскольку они заимствуются от реальных объектов, свойства которых они передают. Поэтому художник-абстракционист как бы ослабляет связь между предметом и его свойствами, тем самым соединяя все вещи в некое гармоничное единство.
Обеспредмечивание живописи сформировало новую художественно-философскую концепцию – идеальная картина должна представлять собой беспредметную композицию, со сложной иерархией графических и цветовых элементов. Как концептуальное произведение абстракционистская живопись должна обладать внутренним напряжением, скрывать в себе духовную энергию.
Основное свойство картин художников-абстракционистов – отсутствие трехмерного пространства, поскольку оно является атрибутом материи. При таких условиях творчество абстракционистов максимально приближается к различным религиозным изображениям: исламским арабескам, буддийской мандале. Поэтому художники-абстракционисты приобщают зрителей к духовной сущности мира, дарят возможность почувствовать ее в реальности и в себе.
Рассуждая об основных принципах и идеях абстракционизма, необходимо понять, что не всякая абстрактная композиция может называться художественным произведением. В современном искусстве хватает невыразительной «мазни». Абстракционизм дошел до своей крайней степени в живописи Кандинского, Мондриана, Малевича и других великих абстракционистов. Возможно, сейчас искусство делает поворот назад, возвращается к предметности. Есть и картины, в которых краска вылита на холст прямо из банки, или по нему проезжает велосипед с краской на колесах, подобных примеров в живописи нашего времени достаточно. Как и любое художественное направление, абстракционизм переживает периоды спада и подъема. Он, безусловно, оказал огромное влияние на все современное искусство, породил огромное количество различных направлений. В настоящее время нет единого доминирующего стиля в искусстве, каждый художник самобытен. Становится ясно, что, обладая художественным мастерством, необходимо быть и философом, без этого невозможно концептуальное искусство. Поэтому современная живопись все чаще отходит от природных, жизненных форм и все чаще обращается к метафоре.
Библиографический список
- Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М., 1992.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб., 2001.