ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АБСТРАКЦИОНИЗМА

Ильина Наталья Владимировна
Южный Федеральный Университет
доцент кафедры Технологии и профессионально-педагогического образования

Аннотация
Статья посвящена исследованию абстрактного искусства начала XX века. Рассматриваются идеи французского философа А. Бергсона и немецкого философа В. Оствальда, повлиявшие на мировоззрение и художественно-философскую концепцию абстракционизма. Также в статье проведен анализ художественных произведений В.Кандинского, Х.Миро и П. Мондриана.

Ключевые слова: абстрактное искусство, абстракционизм


ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL CONCEPT OF ABSTRACT ART

Ilina Natalya Vladimirovna
South Federal University
Ph.D., assistant professor of technology and vocational teacher education

Abstract
The article investigates the abstract art of the early XX century. We consider the ideas of the French philosopher Bergson and the German philosopher Ostwald, influenced the worldview and artistic and philosophical conception of abstractionism. The article also analyzes the art works of Kandinsky, Miro and Mondrian.

Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Н.В. Художественно-философская концепция абстракционизма // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18437 (дата обращения: 21.02.2024).

Абстракционизм как особое явление в искусстве возник в первой полови­не XX в. До сих пор он остается актуальным направлением в живописи. В настоя­щее время все чаще экспонируются работы известных художников-абстракцио­нистов В. Кандинского, П. Мондриана, К. Малевича и др.

Абстракционизм – это, прежде всего, концептуальное искусство, поэтому философская идея является составляющей художественной концепции. Философским основанием дли изображения беспредметной реальности стали идеи французского философа А. Бергсона и немецкого В. Оствальда. Бергсон в своем учении о «жизненном порыве» утверждая, что суть жизни можно осознать только с помощью интуиции, поскольку жизнь воспринимается непосредственно, т.е. через свои переживания. Действи­тельно, только так и можно воспринимать абстракционистские образы.  Интеллект в данном случае бессилен, поскольку он оперирует с материальными, пространственными объектами.

В. Оствальд – основатель энергетической философии, считал, что энер­гия первична относительно материи. Такое мировоззрение сформировало представление о существовании духовной энергии космоса, которая рождает по­рядок из хаоса. Полотна абстракционистов практически пронизаны такой энер­гетикой и несут сильный эмоциональный посыл каждому зрителю. Эти философские идеи определили основной изобразительный мотив абстракци­онизма – пространство дематериализованных явлений, т.е. лишенных вещественного субстрата.

Основатель абстракционизма Кандинский одним ив первых написал о художественно-философских предпосылках формирования нонфигурального те­чения. Художник говорил, что первые абстракционистские образы появились уже в творчестве прерафаэлитов и западноевропейских символистов Г. Россетти, Д. Берн-Джонса, А. Беклина. Однако, все они облекали свои абстрактные образы в «сильно развитые материально-телесные формы. Эти художники яв­ляются искателями внутреннего содержания во внешних формах» [1; 33].

Еще дальше в разрушении материальной формы продвинулись импрес­сионисты, тем самым придав ей особое абстрактное звучание. А. Матисс изоб­ражая предметы,  строил художественный образ на цветовых контрастах цвета, разрушая при этом конструкцию и форму изображаемого предмета. Матисс  разрушил пространствен­ную форму вежей и свел ее к абстрактной.

Подобные тенденции ярко выразились в творчестве кубистов, в частно­сти, у Пикассо, который в отличие от Матисса, добивался выразительности образа через преувеличение или деформацию конструкции вещи, использовал ри­суночные формы, а не краску, цвет. Известны его картины, написанные в коричнево – белых тонах.

Кандинский, анализируя художественное творчество Матисса и Пикас­со, писал, что они «два великих указателя на великую цель» [1; 34]. В их творчестве «заложены зародыши стремления к нереалистическому, к абстрактному и к внутренней природе…» [1; 37].

Философия беспредметности в абстракционистской живописи определи­ла художественные принципы и средства, необходимые художнику. Большое значение приобрели геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, все они изображались без их носителя (предмета). Композиционные элементы  приобрели специфическую для абстракционизма символику. Так, например треугольник символизировал троицу, квадрат – земную жизнь, круг – вечность Особое значение приобрел цвет, Кандинский отмечал, что цвет имеет физическое и психическое воздействие на человека. Кроме того, некоторые краски ка­жутся мягкими, другие – жесткими. Желтый художник описывал как цвет, который «можно рассматривать как красочное изображение сумасшествия… при­падка бешенства, слепого безумия…» [1; 73]. Синий символизирует спокой­ствие и  «нечеловеческую печаль» [1;73]. Черный цвет «…внутренне зву­чит… как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие, без бу­дущности и надежности» [1; 73].

В абстракционизме четко прослеживается зависимость формы от краски или, наоборот, цвета от формы. Эта взаимосвязь определила эмоциональ­ный образ картин. Различные геометрические формы могут подчеркивать или притуплять действие цвета. Яркие краски сильнее звучат в остроконечных формах, например, желтый цвет в треугольнике. Спокойные цвета «…усили­вают свое воздействие при круглых формах (например, синий цвет в круге)…» [2; 67].

В абстракционистских картинах гармоничное равновесие достигается с помощью умелого использования цвета и формы. Так, согласно Мондриану, не­цветная область должна уравновешиваться малой цветной. Кандинский писал, что «…несколько предметов в картине подчиняются одной большой форме…» [1; 71]. Эти принципы хорошо продемонстрированы в картине X. Миро «Поэ­тесса». Образ построен на тонкой контрастной игре линий и пятен, причем кон­траст построен не только на величинах фигур, но и на одновременном суще­ствовании черных и цветных пятен. При этом среди них есть контраст теплых и холодных тонов.

В картине Кандинского «Несколько кругов» ярко показана философия абстракционизма. В композиции использован цветовой контраст цветных кру­гов в противоположность черному фону. Как известно, круг для этого художника был значением некого идеального мира, абсолюта, Дао. Поэтому круги в дан­ном случае символизируют духовную энергию, которая управляет миром и космосом. Черный фон означает в данном случае хаос. Таким образом, про­стые геометрические фигуры приобрели глубокий содержательный смысл.

Использование графических и цветовых форм не носит спонтанного ха­рактера, поскольку они заимствуются от реальных объектов, свойства кото­рых они передают. Поэтому художник-абстракционист как бы ослабляет связь между предметом и его свойствами, тем самым соединяя все вещи в некое гармоничное единство.

Обеспредмечивание живописи сформировало новую художественно-фи­лософскую концепцию – идеальная картина должна представлять собой бес­предметную композицию, со сложной иерархией графических и цветовых эле­ментов. Как концептуальное произведение абстракционистская живопись дол­жна обладать внутренним напряжением, скрывать в себе духовную энергию.

Основное свойство картин художников-абстракционистов – отсутствие трехмерного пространства, поскольку оно является атрибутом материи. При та­ких условиях творчество абстракционистов максимально приближается к раз­личным религиозным изображениям: исламским арабескам, буддийской мандале. Поэтому художники-абстракционисты приобщают зрителей к духовной сущ­ности мира, дарят возможность почувствовать ее в реальности и в себе.

Рассуждая об основных принципах и идеях абстракционизма, необходи­мо понять, что не всякая абстрактная композиция может называться художе­ственным произведением. В современном искусстве хватает невыразительной «мазни». Абстракционизм дошел до своей крайней степени в живописи Кандинского, Мондриана, Малевича и других великих абстракционистов. Возмож­но, сейчас искусство делает поворот назад, возвращается к предметности. Есть и картины, в которых краска вылита на холст прямо из банки, или по нему проезжает велосипед с краской на колесах, подобных примеров в живописи нашего времени достаточно. Как и любое художественное направ­ление, абстракционизм переживает периоды спада и подъема. Он, безусловно, оказал огромное влияние на все современное искусство, породил огромное количество различных направлений. В настоящее время нет единого домини­рующего стиля в искусстве, каждый художник самобытен. Становится ясно, что, обладая художественным мастерством, необходимо быть и философом, без этого невозможно концептуальное искусство. Поэтому современная жи­вопись все чаще отходит от природных, жизненных форм и все чаще обраща­ется к метафоре.


Библиографический список
  1. Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М., 1992.
  2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб., 2001.


Все статьи автора «Ильина Наталья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: