МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье авторы приводят методические рекомендации, которые могут помочь учителю экономики подготовиться к урокам по проектной деятельности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Власова А.А., Ротанова В.А., Бугрова А.Н. Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках экономики // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/37696 (дата обращения: 28.02.2024).

Главный результат образования сегодня – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта или учебного исследования [1]. Для успешности реализации задач, стоящих перед системой образования, становится востребованным метод проектов. Это активный метод обучения, стимулирующий интеллектуальную активность, формирующий умение работать в команде, способствующий развитию навыка самостоятельной постановки и решения проблемы, повышающий степень заинтересованности учащихся в результатах своей деятельности.

Цель методических рекомендаций: Помочь учителю экономики выстроить систему организации проектной деятельности учеников средней школы.

Задачи методических рекомендаций:

  1. Выделить нормативные документы, регламентирующие организацию проектной деятельности школьников;
  2. Описать этапы подготовки и организации проектной деятельности обучающихся.

Нормативные документы, регламентирующие организацию проектной деятельности школьников:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3];
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 [2];
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295;
  • Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» [7];
  • Варианты локальной нормативной базы, регулирующей организацию проектной деятельности в школе (таблица 7) [2].

Таблица 1 – Локальные акты, регулирующие организацию проектной деятельности

Локальный акт

Описание

Положение о школьной научно-практической конференции

Определяет цели и задачи НПК, порядок ее организации и проведения, требования к проектам, представляемым на НПК

Положение о внеурочной деятельности

Определяет порядок нормирования и учета,

организации внеурочной деятельности (неаудиторной занятости), а также определяет ее формы и виды

Положение об элективных курсах

Регулирует образовательную деятельность в системе профильного обучения в части изучения элективных курсов, определяет место элективных курсов в учебном плане школы и учебном процессе, порядок организации и проведения элективных курсов

Этапы подготовки и организации проектной деятельности:

  • Подготовка к проектной деятельности

Работу по организации проектной деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений. Знание особенностей учащихся поможет оптимально организовать занятия, выбрать формы и методы работы. Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогает в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся, можно составить банк с тематикой проектов. Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности.

  • Запуск проекта

Для успешного запуска проекта учитель должен организовать реализацию следующих этапов:

Таблица 2 – Основные этапы реализации проекта

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определение темы проекта

Учитель-советчик

Проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности.

Определяют свои пробелы и работают над их устранением, размышляют над темой.

Выявление проблемы и цели проекта

Учитель-помощник

Помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса, который поможет определить потребность в данном проекте, дает обучающимся возможность поразмышлять, какие вообще есть проблемы в предложенной области, почему они являются важными и как их можно решить.

Формулируют проблему, потребность, новизну, размышляют над способами решения проблемы

Составление плана работы, сбор информации

Учитель-организатор

Редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации

Выбрав методы работы, определившись с темой проекта и проблемой, которая будет решаться в ходе его выполнения, учащиеся определяются с планом работы

Выполнение проекта

Учитель-консультант

Консультирование по проблемным вопросам, контроль выполнения проекта, корректировка работы над проектом

Создание образовательного продукта, поиск решений проблемы, оформление пояснительной записки

Презентация и защита

Учитель-помощник

Проведение защиты, подготовка вопросов.

Защита проекта, выступление с докладом, презентация образовательного продукта

Рефлексия

Учитель-эксперт

Анализ работ, разбор характерных ошибок, выставление оценок по критериям и выведение общей оценки

Самооценка, оценка работ одноклассников, анализ ошибок

Таким образом, при организации проектной деятельности на уроках экономики учитель должен изучить основные нормативные документы, которые регламентируют этот вид учебной деятельности, продумать и грамотно реализовать все его этапы, а также учесть все составляющие оценки проекта, опираясь на всё вышесказанное, были разработаны методические рекомендации.


Библиографический список
  1. Гребенева Г.И., Плетенева О.В. и Симонов И.А. ЭКОНОМИКА Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций / ГБОУ ДПО НИРО. – 2014
  2. Довженко, Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике / Н. В. Довженко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 17.11.2020).


Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: