Главный результат образования сегодня – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта или учебного исследования [1]. Для успешности реализации задач, стоящих перед системой образования, становится востребованным метод проектов. Это активный метод обучения, стимулирующий интеллектуальную активность, формирующий умение работать в команде, способствующий развитию навыка самостоятельной постановки и решения проблемы, повышающий степень заинтересованности учащихся в результатах своей деятельности.
Цель методических рекомендаций: Помочь учителю экономики выстроить систему организации проектной деятельности учеников средней школы.
Задачи методических рекомендаций:
- Выделить нормативные документы, регламентирующие организацию проектной деятельности школьников;
- Описать этапы подготовки и организации проектной деятельности обучающихся.
Нормативные документы, регламентирующие организацию проектной деятельности школьников:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3];
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 [2];
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295;
- Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» [7];
- Варианты локальной нормативной базы, регулирующей организацию проектной деятельности в школе (таблица 7) [2].
Таблица 1 – Локальные акты, регулирующие организацию проектной деятельности
Локальный акт |
Описание |
Положение о школьной научно-практической конференции |
Определяет цели и задачи НПК, порядок ее организации и проведения, требования к проектам, представляемым на НПК |
Положение о внеурочной деятельности |
Определяет порядок нормирования и учета, организации внеурочной деятельности (неаудиторной занятости), а также определяет ее формы и виды |
Положение об элективных курсах |
Регулирует образовательную деятельность в системе профильного обучения в части изучения элективных курсов, определяет место элективных курсов в учебном плане школы и учебном процессе, порядок организации и проведения элективных курсов |
Этапы подготовки и организации проектной деятельности:
- Подготовка к проектной деятельности
Работу по организации проектной деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений. Знание особенностей учащихся поможет оптимально организовать занятия, выбрать формы и методы работы. Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогает в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся, можно составить банк с тематикой проектов. Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности.
- Запуск проекта
Для успешного запуска проекта учитель должен организовать реализацию следующих этапов:
Таблица 2 – Основные этапы реализации проекта
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Определение темы проекта |
Учитель-советчик Проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности. |
Определяют свои пробелы и работают над их устранением, размышляют над темой. |
Выявление проблемы и цели проекта |
Учитель-помощник Помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса, который поможет определить потребность в данном проекте, дает обучающимся возможность поразмышлять, какие вообще есть проблемы в предложенной области, почему они являются важными и как их можно решить. |
Формулируют проблему, потребность, новизну, размышляют над способами решения проблемы |
Составление плана работы, сбор информации |
Учитель-организатор Редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации |
Выбрав методы работы, определившись с темой проекта и проблемой, которая будет решаться в ходе его выполнения, учащиеся определяются с планом работы |
Выполнение проекта |
Учитель-консультант Консультирование по проблемным вопросам, контроль выполнения проекта, корректировка работы над проектом |
Создание образовательного продукта, поиск решений проблемы, оформление пояснительной записки |
Презентация и защита |
Учитель-помощник Проведение защиты, подготовка вопросов. |
Защита проекта, выступление с докладом, презентация образовательного продукта |
Рефлексия |
Учитель-эксперт Анализ работ, разбор характерных ошибок, выставление оценок по критериям и выведение общей оценки |
Самооценка, оценка работ одноклассников, анализ ошибок |
Таким образом, при организации проектной деятельности на уроках экономики учитель должен изучить основные нормативные документы, которые регламентируют этот вид учебной деятельности, продумать и грамотно реализовать все его этапы, а также учесть все составляющие оценки проекта, опираясь на всё вышесказанное, были разработаны методические рекомендации.
Библиографический список
- Гребенева Г.И., Плетенева О.В. и Симонов И.А. ЭКОНОМИКА Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций / ГБОУ ДПО НИРО. – 2014
- Довженко, Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике / Н. В. Довженко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 17.11.2020).