УДК 37

ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ШКОЛЕ

Екимова Любовь Владимировна
КГБОУ «Кедровый кадетский корпус»
п. Кедровый, Красноярского края, учитель русского языка и литературы

Аннотация
Смысловое чтение: сущность, перспективы, структура. Особенности технологии смыслового чтения и анализа художественного текста в школе как среды для формирования и развития метапредметных результатов и саморазвития личности в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.
Введение технологии смыслового чтения в образовательный процесс чрезвычайно необходимо, многие приёмы смыслового чтения применимы не только в школьной аудитории, но и в любой деятельности, где необходимо понимание текста.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Екимова Л.В. Приёмы смыслового чтения и анализа художественного текста в школе // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/03/26485 (дата обращения: 15.09.2020).

Количество текстовой информации в жизнедеятельности общества предъявляет новые требования к изучению и пониманию текстов разных уровней. Актуальным решением становится внедрение в школьное образование технологии смыслового чтения и анализа текста. Разрабатываются новые подходы к обучению чтению.

Благодарна руководителю курсов «Красноярского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (КИПК) Колпакову Алексею Юрьевичу за новизну программы курсов, направленных на отработку навыков смыслового чтения и анализа художественного текста в школе. Всё содержание программы было направлено на практическое развитие профессиональных компетенций в области работы с текстом.

Предполагаемая цель совпала с результатом работы на курсах – я совершенствовала деятельностный подход к организации текстовой деятельности на уроках русского языка и литературы, обогатила свой опыт новыми приёмами технологии смыслового чтения и анализа текста.

Очень понравилось в занятиях, что все задания к слушателям (участникам курсов) были направлены с целью повысить свои профессиональные навыки и умения в области преподавания русского языка и литературы с одновременным выполнением требований – знать основные нормативные документы ФГОС, основы теории литературы. Предполагался и собственный опыт владения практикой организации текстовой деятельности на уроках. При выполнении заданий слушателям приходилось актуализировать свои знания, умения и навыки в области преподавания русского языка и литературы.

Интерпретация хрестоматийных текстов, введение непрограммных произведений, включение новейших произведений художественной литературы повысило личностный рост каждого участника курсов.

Роль занятий курсов по теме «Смысловое чтение и анализ художественного текста в школе» можно увидеть по описанию проведения отдельных заданий.

1 задание. Актуализация знаний по теории.

Вопрос – ответ.

1 вопрос.В чем отличие художественного текста от научного?

Ответ. Отличие художественного текста от научного в изображении действительности: художественный текст создаёт образ условного мира с целью преображения реальности, научный текст создан с целью точного описания действительности для информации.

2 вопрос. Для чего нужно учиться читать художественный текст?

Ответ. Важно учиться читать художественный текст с целью понимания смысла содержания, созданного автором.

3 вопрос. Чем отличается анализ текста от чтения?

Ответ.  Анализ текста помогает раскрыть тайну «устройство» художественного произведения с целью понимания его создания – «как сделано» и почему. Чтение текста направлено на понимание – «о чём» содержание художественного произведения.

4 вопрос. Что значит «медленно» читать?

Ответ. «Медленно» читать – читать вдумчиво, с установкой на выявление смыслов художественного произведения, основанное на повторном и многократном чтении, анализе и комментировании текста.

5 вопрос. Зачем медленно читать?

Ответ. Медленно читать надо для того, чтобы понять содержание художественного произведения, осмыслить извлечённую информацию, суметь объяснить, сравнить, интерпретировать текст, аргументируя примеры своим комментарием. Медленное чтение способствует формированию и развитию собственной устной и письменной речи. Помогает совершенствовать навыки создания новых текстов под свои цели и задачи.

Смысловое чтение – основа всех требуемых в стандарте результатов (предметных, метапредметных, личностных). Задача каждого учителя на разных предметах – создать условия для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения для обучения на всех ступенях образования. Медленное (смысловое) чтение должно стать потребностью обучающегося как личностное качество, которое будет необходимо в течение всей его жизни в разных ситуациях деятельности и сферах общения.

6 вопрос. Как медленно читать?

Ответ. Медленно читать – это техника, усваиваемая учеником с помощью учителя:

-повторное чтение, перечитывание, чтение с остановками, фиксация элементов текста (слово, фраза, предложение), требующих пояснения, пометки на полях, маркировка (подчёркивание, выделение), если это работа с собственным текстом или произведением, определение ключевых слов в тексте, сам чтец определяет точки остановок, чтец задает вопросы к тексту (через вопросы происходит выявление смысла.), анализ и синтез. Сначала выявляем смысл отдельных элементов текста, а потом соединяем эти смыслы в целое, устанавливаем связи.

Очень важно при обучении медленному чтению научить учеников вести диалог с текстом (развитие критического мышления) с целью формирования и развития умений и навыков задавать вопросы, находить ответы, рассуждать аргументированно, формулировать выводы, обобщать, анализировать, составлять план, рефлексировать. «С вопросов и начинается Диалог – с книгой, с автором, с Культурой, с самим собой…». «Нередко текст содержит в себе “скрытые” вопросы. При диалоге с текстом наша задача – их находить (если, конечно, они там есть). А когда вопрос возник, мы начинаем рассуждать, в результате возникает возможность ответить на этот вопрос, выдвинуть гипотезу – одну или несколько. (Чем больше, тем лучше.)» (Г. Г. Граник. Литература. 8-11 классы. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум). «Толстые» и «тонкие» вопросы к тексту формируют умение самостоятельно работать с текстом, понимать извлечённую из текста информацию. «Толстые» вопросы. Уровень фактических знаний. Кто? Что сделал? Где? Как зовут? Когда? «Тонкие» вопросы направлены на выявление концептуальной информации, срытых смыслов, подтекстов. Уровень понимания. Почему? Зачем? Что было бы, если…? Каковы причины того, что…? Что значит…?

«Толстые» и «тонкие» вопросы к тексту формируют умение самостоятельно работать с текстом, понимать извлечённую из текста информацию.

Обучение медленному чтению предполагает завершающую стадию работы с текстом:

-смыслы, выявленные в тексте, нужно представить как единое целое;

-попробовать дать предельно краткий ответ, о чем произведение;

-визуализация смыслов: схемы, таблицы, коллажи, плакаты, предметные метафоры, буктрейлеры, клипы, комиксы, кластеры и т.д..

Актуализация навыков практических занятий в области
текстовой деятельности на уроках русского языка и литературы.

По рассказу Юрия Коваля «Снежный всадник».


1 задание. Медленное чтение рассказа Юрия Коваля СНЕЖНЫЙ ВСАДНИК (выделение важных элементов текста).

Говорят, когда выпадает первый снег, — объявляется в лесах Снежный Всадник.

На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам.

То там, за ёлками, то там, на просеке, мелькнёт Снежный Всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше — по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит.

- А с людьми-то он как, — спросил я Орехьевну, — разговаривает?

- Чего ему с нами разговаривать? О чём спрашивать? Он ведь только глянет на тебя и сразу всё поймёт. Он, как по книге, читает, что там у тебя в душе написано.

Давно уже прошёл сороковой день после первого снега. Наступила
крепкая
морозная
зима.

Но вот как-то в заснеженном овраге увидел я, как промчался вдали Снежный Всадник.

- Постой! — крикнул я вдогонку.

Приостановился Всадник, мельком глянул на меня и тут же пришпорил коня, поскакал дальше. Сразу прочёл, что у меня на душе. А на душе у меня ничего особенного не было, кроме тетеревов да зайцев. И валенок с галошами.

В другой раз в середине зимы встретил я Всадника. Свистнул — и приостановился Снежный Всадник, обернулся и сразу прочёл, что у меня на душе. А на душе у меня опять ничего особенного не было. Кроме, конечно, горячего чаю с мёдом.

Всё суровей, глубже становилась зима. Снега всё падали и падали на землю. Замело, занесло снегами леса и деревни.

В самую глухую зимнюю пору встретился мне Всадник в третий раз.

Неторопливо, шагом ехал он по просеке, по берёзовой роще мне навстречу. Увидел меня, остановился.

Хотел я его спросить, долго ли до весны, да постеснялся.

Внимательно и терпеливо смотрел на меня Снежный Всадник, читал мою душу от конца до начала.

А что же там, у меня на душе-то?

Выделенные зелёным цветом важные элементы текста.

Ключевые слова текста: первый снег (начало зимы – январь), Снежный Всадник – образ, не имеющий души, таинственное явление природы, символ холода, я (рассказчик – повествователь), душа рассказчика мёрзнет от холода, на душе ничего особенного не было … «кроме валенок с галошами», в середине зимы (второй месяц зимы – январь), опять ничего особенного на душе не было…, «кроме горячего чаю с мёдом», в самую глухую зимнюю пору (третий месяц зимы – февраль), «спросить постеснялся», «а что же там, у меня на душе-то?» А на душе, скорей всего, желание встречи с Весной, теплом…

Сказка учит тому, что всё живое имеет душу и может мёрзнуть от холода. Человек с душой понимает и жалеет замёрзших во время зимнего холода птиц и зверей, сам мечтает о тепле для себя. Снежный Всадник без души, но образ его отражает контрастом человеческую суть жизненного внутреннего тепла.

Сказочные элементы: троекратная встреча, образ Снежного Всадника.

Фольклорные элементы: образ Орехьевны – сказительницы.

2. Задание на критическое мышление. Составить к рассказу три группы вопросов (фактические, проблемные, дискуссионные).

Фактические вопросы:

  1. Кто главный герой рассказа? (Предполагаемый ответ: охотник, он же рассказчик – повествователь)
  2. От кого узнал рассказчик о Снежном Всаднике? (От Орехьевны, которая давно живёт в этом крае и знает много необычных историй).
  3. Что сказала о Снежном Всаднике Орехьевна? («Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Он ведь только глянет на тебя и сразу всё поймёт. Он, как по книге, читает, что там у тебя в душе написано»
  4. Сколько раз встретился главный герой со Снежным Всадником? (Три раза)
  5. Когда произошла первая встреча? (В начале зимы, когда выпал первый снег, значит, в декабре).
  6. Когда произошла вторая встреча? (После сорокового дня после первого снега, значит, в январе).
  7. Когда произошла третья встреча? (В самую глухую зимнюю пору, значит, в конце зимы – в феврале).

Проблемные вопросы:

  1. Зачем останавливал рассказчик Снежного Всадника при встречах? (Предполагаемый ответ: ему хотелось узнать, что прочитает у него на душе Снежный Всадник).
  2. Почему Снежный Всадник задерживался около охотника по-разному: в первый раз приостановился, «мельком глянул», пришпорил коня? Во второй раз – обернулся. В третий раз – «увидел меня, остановился». Внимательно и терпеливо смотрел? (Ответы: в первый и во второй раз ничего особенного на душе у главного героя не было. Он думал о себе – об охоте (тетеревах да зайцах, о горячем чае с мёдом). В третий раз охотник постеснялся спросить, долго ли до весны. Вопрос этот его интересовал, наверное, потому что устал он от долгой морозной зимы, замёрз, ждал тёплого времени. Постеснялся, может быть, потому что снова особенного-то на душе и не было).
  3. Как возник у главного героя вопрос к самому себе: «А что же там, у меня на душе-то?» (Ответ: Снежный Всадник заставил задуматься главного героя о своей собственной душе… У кого есть душа, она ждёт тепла и сама согревает…
  4. Как изменился охотник от первой до последней встречи со Снежным Всадником?

(Предполагаемые ответы:

-главный герой в первые две встречи думал об обычных вещах: своём деле – охоте (тетеревах да зайцах, о валенках с галошами), о физическом состоянии своего организма (о горячем чае с мёдом). А в третью встречу рассказчик впервые задумался о состоянии своей души… Открытие важное сделал: душа требует тепла.

- может быть, завершающая встреча с таинственным Снежным Всадником показалась охотнику особенным знаком – подумать о своей жизни, взвесить важные и неважные дела…, заставила главного героя оценить всё, что есть на душе. Он стал думать о чувствах своих, мыслях, поступках. Наверное, жизнь рассказчика – повествователя будет с этого момента более осмысленной. Скорей всего, он и других начнёт учить задумываться о состоянии своего внутреннего мира, состоянии души.

Дискуссионные вопросы:

  1. Зачем человеку надо задумываться о состоянии собственной души?
  2. Может ли человек узнать, что на душе у другого человека?
  3. Можете ли вы ответить, что у вас сейчас на душе?
  4. Чему учит сказка?
  5. Какое продолжение вы написали бы?

Составление ментальной схемы композиции рассказа Юрия Коваля «Снежный Всадник».

Детские рассказы и сказки Юрия Коваля удивили меня философским содержанием, что предполагает рассматривать его тексты в разных возрастных группах обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой промежуточной контрольной работы. Данную работу можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, уровень сформированности навыков смыслового чтения и анализа текста.

Задания для учеников можно продумать с учётом представленного в этой статье материала по теме «Смысловое чтение и анализ художественного текста в школе».



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Екимова Любовь Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация