ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье авторы рассматривают требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации проектной деятельности в школе. Рассматривают место проектной деятельности во ФГОС, а также основные меры, которые должны быть предприняты для реализации данной деятельности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Домнина А.И., Шамина Е.М. Требования ФГОС к организации проектной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26336 (дата обращения: 21.02.2024).

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать.

Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Не менее значимой задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что, выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [1]:

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся уделяется первостепенное внимание со стороны администрации школы и педагогов. ФГОС предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта предметного или метапредметного характера на уровне среднего общего образования.

Требование ФГОС НОО, ООО, СОО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является составной частью основной образовательной программы школы. Для эффективной организации проектно-исследовательской деятельности необходимо продумать алгоритм действий и администрации школы и педагогического коллектива по реализации данного направления деятельности общеобразовательной организации [2].

Обязательными управленческими шагами должны стать следующие действия:

  1. Разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  2. Организация инфраструктуры, т.е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;
  3. Создание условий для практического использования результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и других организаций;
  4. Поиск инвестиций для инновационных разработок обучающихся;
  5. Организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток и рекомендаций по учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  6. Разработка критериальной системы оценки проектов и учебно-исследовательских работ, создание экспертных карт;
  7. Мониторинг процесса подготовки проекта и учебно-исследовательской работы;
  8. Организация психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере со стороны всех своих компонентов (рисунок 1). Только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной работе. Проектная и исследовательская деятельность является наиболее эффективной формой познавательной деятельности учащихся, позволяющей раскрыть их творческий потенциал, выявить интересы и склонности.

Рисунок 1 – Основные компоненты процесса учебной деятельности

В соответствии с целями программы образовательной области «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной, т.е. должна активно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования, исследования и изготовления. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

Необходимо реализовать сочетание репродуктивного обучения (60-70% учебного времени) и развивающего обучения, в частности, выполнения проектов (30-40% учебного времени). Метод проектов дает возможность реализовать деятельный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Проектная деятельность развивает творческое мышление учащихся, поэтому тематика проектных заданий, которые я использую в работе, достаточно широка. Она охватывает все разделы курса школьной программы по технологии и актуальна для практической жизни [3].

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.я: 17.09.2019).


Библиографический список
  1. ФГОС основного общего образования (5-9 класс) // [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.09.2019).
  2. Значение уроков технологии в рамках внедрения ФГОС // [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/статьи/661825/ (дата обращения: 17.09.2019).
  3. Современный урок технологии в соответствии с ФГОС // [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/sovremenniy-urok-tehnologii-v-sootvetstvii-s-fgos-3509400.html (дата обращения: 17.09.2019).


Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: