УДК 371.3

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР КАК ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Караганова Ксения Александровна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена характеристике исторического значения такого метода интерактивного обучения как учебная деловая игра. Данный метод обучения широко известен в настоящее время и применяется как в системе образования, так и в других сферах человеческой деятельности. Авторы провели анализ исторического развития данного метода обучения и охарактеризовали его значения для развитии педагогики.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Караганова К.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Историческое значение и характеристика учебных деловых игр как интерактивного метода обучения // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/11/26326 (дата обращения: 15.09.2020).

Учебная деловая игра на сегодняшний день является одним из самых известных и эффективных методов обучения, который, в свою очередь, нуждается в последующем изучении.  Также следует отметить, что во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой учебной и профессиональной деятельности, во-вторых, учебно-деловая игра выступает эмоциональная опора личности, в-третьих, она представляет  собой элемент творческого самовыражения студентов, проявления самостоятельности и активности в учебно-профессиональной среде. Все это в совокупности даёт толчок в самоутверждении и самореализации студентов как будущих специалистов.

Игра в качестве метода интерактивного обучения стала использоваться достаточно давно. Наиболее близким предшественником учебной деловой игры является зародившаяся в XVII—XVIII вв. военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». В 1664 г. была проведена королевская игра, которая отличалась от шахмат большей реалистичностью. В 1780 г. «военные шахматы» начали применяться при военной подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировались передвижения военных отрядов. При помощи данного метода даже Наполеон просчитывал ход будущего сражения. Позже данные о продвижении войск ложились в основу при формировании последующей игры. Игры становились все более реалистичными и свободными.

В XIX в. «военные игры» должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить количество проблем при осуществлении обучения. К примеру, один из прусских офицеров применял активный игровой метод при обучении офицеров.

В первой деловой игре участвовали как студенты, так и руководители производственных предприятий.

За рубежом первые учебные деловые игры были разработаны и проведены в 1950-х гг. в США. Они применялись в основном для обучения студентов ВУЗов и будущих руководителей фирм. В свою очередь, первая машинная игра была создана в 1955 г. В этом же году американская Ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене», а в 1957 г. испытала ее на ежегодном семинаре в г. Саранак Лейк (США). Тогда впервые и появилось понятие учебной деловой игры. Уже через десять лет учебные деловые игры стали использоваться как интерактивный метод обучения почти во всех школах бизнеса.

Так, история развития учебных деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно в тот же период была и прервана. Учёные в различных исследованиях указывают на различные причины этой приостановки традиции. С одной стороны, исследователи ссылаются на военное время, огромную нехватку ресурсов, с иной стороны, говорят о том, что свободные высказывания участников учебных деловых игр, а также большое количество вариантов решения учебных и профессиональных проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали данный вид деятельности в некоторой мере опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.

Исследователи считают, что во многом возрождение учебных деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, руководителем которого был Г.П. Щедровицкий. Идеи и методы, которые были разработаны Г.П. Щедровицким, стали фундаментом большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху учебных деловых игр под названием организационно-деятельностные игры. Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало большие результаты: разрабатывались варианты развития учебных и профессиональных ситуаций с высокой степенью неопределенности. Данный метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем [2].

Еще одним ключевым событием, которое послужило возрождению и активной пропаганде учебных деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», которая состоялась в 1975 в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла большую роль в развитии учебных деловых игр как интерактивного метода обучения.

После учебные деловые игры стали развиваться достаточно интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных образовательных и научных организаций.

Также стали появляться новые виды учебных деловых игр и большое количество исследований. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, к примеру, в рамках биологических, медицинских, архитектурных наук.

Таким образом, 70-е годы — это время популяризации учебной деловой игры как метода интерактивного обучения, когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиасты, опыт которых стал широко применяться и популязироваться.

70-80 годы — время наибольшего развития учебных деловых игр, которые различались по методологии и методу проведения. В данный период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается применение учебных деловых игр для решения серьезных, экологических и даже политических [8].

В настоящее время практика применения учебных деловых игр для решения различного рода задач крайне популярна. Особенно активно учебные деловые игры применяются в практике высшего образования. Это также объясняет то, что образовательные организация высшего образования по сути являются новаторами в методике преподавания учебных деловых игр. На сегодняшний день насчитывается уже несколько тысяч различных видов учебных деловых игр. Также издаются пособия, каталоги и справочники по учебным деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Следует отметить, что также была создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и учебным деловым играм.

Таким образом, учебная деловая игра как интерактивный метод обучения имеет долгую историю своего исторического развития. Первоначально её использование ограничивалось только военной областью, но в настоящее  время применение учебных деловых игр в учебном процессе высоко распространено, потому что оно помогает решать определённые учебные и профессиональные цели и задачи, а также избежать множества недостатков традиционных методов обучения.


Библиографический список
  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 192с.
  2. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владоспресс, 2016. – 332с.
  3. Ахметов, Н. К. Игра как процесс обучения Текст. / Н. К. Ахметов, Ж. С. Хайдаров. Алма-Ата, 2015. – 121 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация