Учебная деловая игра на сегодняшний день является одним из самых известных и эффективных методов обучения, который, в свою очередь, нуждается в последующем изучении. Также следует отметить, что во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой учебной и профессиональной деятельности, во-вторых, учебно-деловая игра выступает эмоциональная опора личности, в-третьих, она представляет собой элемент творческого самовыражения студентов, проявления самостоятельности и активности в учебно-профессиональной среде. Все это в совокупности даёт толчок в самоутверждении и самореализации студентов как будущих специалистов.
Игра в качестве метода интерактивного обучения стала использоваться достаточно давно. Наиболее близким предшественником учебной деловой игры является зародившаяся в XVII—XVIII вв. военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». В 1664 г. была проведена королевская игра, которая отличалась от шахмат большей реалистичностью. В 1780 г. «военные шахматы» начали применяться при военной подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировались передвижения военных отрядов. При помощи данного метода даже Наполеон просчитывал ход будущего сражения. Позже данные о продвижении войск ложились в основу при формировании последующей игры. Игры становились все более реалистичными и свободными.
В XIX в. «военные игры» должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить количество проблем при осуществлении обучения. К примеру, один из прусских офицеров применял активный игровой метод при обучении офицеров.
В первой деловой игре участвовали как студенты, так и руководители производственных предприятий.
За рубежом первые учебные деловые игры были разработаны и проведены в 1950-х гг. в США. Они применялись в основном для обучения студентов ВУЗов и будущих руководителей фирм. В свою очередь, первая машинная игра была создана в 1955 г. В этом же году американская Ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене», а в 1957 г. испытала ее на ежегодном семинаре в г. Саранак Лейк (США). Тогда впервые и появилось понятие учебной деловой игры. Уже через десять лет учебные деловые игры стали использоваться как интерактивный метод обучения почти во всех школах бизнеса.
Так, история развития учебных деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно в тот же период была и прервана. Учёные в различных исследованиях указывают на различные причины этой приостановки традиции. С одной стороны, исследователи ссылаются на военное время, огромную нехватку ресурсов, с иной стороны, говорят о том, что свободные высказывания участников учебных деловых игр, а также большое количество вариантов решения учебных и профессиональных проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали данный вид деятельности в некоторой мере опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.
Исследователи считают, что во многом возрождение учебных деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, руководителем которого был Г.П. Щедровицкий. Идеи и методы, которые были разработаны Г.П. Щедровицким, стали фундаментом большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху учебных деловых игр под названием организационно-деятельностные игры. Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало большие результаты: разрабатывались варианты развития учебных и профессиональных ситуаций с высокой степенью неопределенности. Данный метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем [2].
Еще одним ключевым событием, которое послужило возрождению и активной пропаганде учебных деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», которая состоялась в 1975 в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла большую роль в развитии учебных деловых игр как интерактивного метода обучения.
После учебные деловые игры стали развиваться достаточно интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных образовательных и научных организаций.
Также стали появляться новые виды учебных деловых игр и большое количество исследований. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, к примеру, в рамках биологических, медицинских, архитектурных наук.
Таким образом, 70-е годы — это время популяризации учебной деловой игры как метода интерактивного обучения, когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиасты, опыт которых стал широко применяться и популязироваться.
70-80 годы — время наибольшего развития учебных деловых игр, которые различались по методологии и методу проведения. В данный период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается применение учебных деловых игр для решения серьезных, экологических и даже политических [8].
В настоящее время практика применения учебных деловых игр для решения различного рода задач крайне популярна. Особенно активно учебные деловые игры применяются в практике высшего образования. Это также объясняет то, что образовательные организация высшего образования по сути являются новаторами в методике преподавания учебных деловых игр. На сегодняшний день насчитывается уже несколько тысяч различных видов учебных деловых игр. Также издаются пособия, каталоги и справочники по учебным деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Следует отметить, что также была создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и учебным деловым играм.
Таким образом, учебная деловая игра как интерактивный метод обучения имеет долгую историю своего исторического развития. Первоначально её использование ограничивалось только военной областью, но в настоящее время применение учебных деловых игр в учебном процессе высоко распространено, потому что оно помогает решать определённые учебные и профессиональные цели и задачи, а также избежать множества недостатков традиционных методов обучения.
Библиографический список
- Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 192с.
- Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владоспресс, 2016. – 332с.
- Ахметов, Н. К. Игра как процесс обучения Текст. / Н. К. Ахметов, Ж. С. Хайдаров. Алма-Ата, 2015. – 121 с.
Количество просмотров публикации: Please wait