УДК 338.242.4.025.88

ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Нуртдинова Юлия Салаватовна
Башкирский государственный университет
студентка 1 курса

Аннотация
В данной статье автором рассматривается процесс приватизации в России с начала 1990-х годов и до настоящего времени. Изучаются проблемы приватизационных процессов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Нуртдинова Ю.С. Приватизация в России: ее особенности и проблемы // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/09/26132 (дата обращения: 05.11.2019).

Научный руководитель: Моджина Н.В.,
кандидат философских наук Башкирского государственного университета

Приватизация – это процесс, который связан с передачей  или же продажей государственной собственности физическим или юридическим лицам и созданием конкурентного рынка для производимой продукции приватизированными предприятиями.

И. Комарицкий считает, что приватизация – это  правовой институт сферы регулирования права собственности, означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение частного права собственности. Так как при приватизации всегда идет речь о прекращении государственного права собственности, то данному виду правоотношений присуща публичность.[1]

Стоит отметить, что различают два вида приватизации: к первому относятся страны,  в которых совершенствовались рыночные отношения, например,  Франция, Англия и другие. Ко второму – страны, где формировалась рыночная экономика, например, Россия, Польша и другие. Второй тип, к которому принадлежит Россия, характеризуется сжатыми сроками, в которых главным было формирование рыночной экономики, т.е. частной собственности [1].

Изменения в социально – экономической и  политической жизни России начались в 1990-х годах. В это время в России происходил переход от плановой экономики к рыночной. В ней приватизации уделялось особое место.  К сожалению, при проведении приватизации было допущено много ошибок. По сравнению с другими странами имело место социальное неравенство и несправедливое распределение экономических благ.

Государство продавало закрепленное государственное имущество в целях достижения экономической эффективности при использовании основных фондов. После этапа бесплатной приватизации последовал этап платной, которая была проведена по заниженной стоимости и с грубыми нарушениями действовавшего на тот момент законодательства.

Финансовый кризис 1998 года направил все приватизационные сделки на пополнение бюджета для решения государственных задач.

В 2001 году был принят «третий закон о приватизации» от 21 декабря 2001 года №178- ФЗ [6]. После этого начался процесс «точечной приватизации».

Предприятия, подлежащие приватизации делились на две группы:

Первая – это крупные предприятия, акции которых реализовывались на аукционах или путем выпуска ценных бумаг для продажи на зарубежных рынках.

Вторая – менее крупные предприятия, в которых доля государства не велика, а акции представляют интерес для частных инвесторов.

После точечной приватизации началась «приватизация в рамках решений создания интегрированных структур ». По принятому прогнозирующему плану приватизации федерального имущества от 25 августа 2006 года№1184-р были определены основные направления приватизационных процессов на 2007-2009 годы [5].

После мирового финансового кризиса 2008 года процессы приватизации стали происходить активнее. Так как для решения задач государства были нужны денежные средства, которые должны были поступить за счет продажи государственного имущества. Несмотря на то, что в бюджет поступило около 10 миллиардов рублей, правительство расширило объемы приватизации. Это было сделано для изменения региональной экономической политики и улучшения инвестиционного климата для АО[2].

Для устранения последствий экономического кризиса многие страны стали активнее пользоваться приватизационной политикой. Россия также присоединилась к ним. В 2010 году начался новый приватизационный этап – на торги были выставлены акции крупных государственных компаний.

Был издан указ президента РФ о долгосрочной государственной экономической политике от 7 мая 2012 года, содержащий концептуальные положения и конкретные даты приватизации. Были даны указания о планировании приватизации государственного имущества до 2016 года и выхода из «несырьевого сектора», повышения качества приватизационных процессов и конкурентности в экономике [3].

На сегодняшний день процессы приватизации происходят в сложной экономической ситуации, обусловленной принятием санкций некоторыми странами в отношении России.

Приватизация в России в 2019 году проходит в соответствии с двухлетним планом, утверждённым Дмитрием Медведевым в 2017. Согласно данному документу, с 2017 года идёт продажа акций более 450 компаний с государственным участием, почти 300 ФГУПов, и множества иных объектов, ранее находившихся в государственной собственности. [4]

Несмотря на все это, приватизация в России имеет ряд проблем:

Существенной проблемой является то, что все еще не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, недостаточно хорошо функционируют институт представители интереса  государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства –  уменьшение доли государства в результате растраты доли государственных акций.

Несмотря на всю работу, проделанную депутатами в области законодательного обеспечения процесса приватизации, в настоящее время есть много проблем, которые требуют первоочередного урегулирования. Например, многие законодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровню социально-экономического развития России, так же неурегулированным остается большое количество положений, касающихся защиты государственных интересов и управления государственной собственностью. Кроме того не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизацией части земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.

На начальных этапах приватизации было допущено много ошибок, среди которых действие в сжатые сроки. В результате этого приватизация проводилась в России без предварительной разработки хоть какой-то программы, спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение приватизации в преобразованиях общества и государства не были определены заранее.

Приватизация государственного имущества в России продолжается и сейчас. История российской приватизации дала серьезный урок, который состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным служащим, лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне необходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления и недопущения новых ошибок при приватизации нужно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовые основы приватизации. Законодательно нужно решить вопрос о так называемых криминальных банкротствах, которые зачастую используют недобросовестные покупатели приватизируемого государственного имущество, схема, когда, перед выставлением на продажу предприятие вгоняют в долги и умышленно занижают его цену [7].  Так же очень важно, чтобы приватизационные процессы не затрагивали сферы жизнедеятельности, которые являются стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов частными.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Приватизация: правовые проблемы : Курс лекций / С.И. Комарицкий; Исслед. центр част. права. Рос. шк. част. права. – М. : Статут, 2000. – с.7.
  2.  Магомедова Камилет Махмудагаевна, Абуев Зураб Джафарович, Рамазанова Альбина Олеговна Приватизация государственной собственности // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2015. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privatizatsiya-gosudarstvennoy-sobstvennosti (дата обращения: 01.06.2019).
  3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 “О долгосрочной государственной экономической политике” / / Консультант Плюс. Режим доступа-URL: http://www.consultant.ru/
  4. Распоряжение Правительства РФ от 08.02.2017 N 227-р (ред. от 18.05.2019) «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017 – 2019 годы»
  5. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2006 N 1184-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007 – 2009 годы» // Консультант Плюс. Режим доступа-URL: http://www.consultant.ru/
  6.  Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” от 21.12.2001 N 178-ФЗ // Консультант Плюс. Режим доступа-URL: http://www.consultant.ru/
  7. Яковлева Е.В. Некоторые проблемы приватизации в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 . URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6570 (дата обращения: 26.03.2019)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нуртдинова Юлия Салаватовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация