УДК 811.161.1’38

САЙТ ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ

Беляшова Маргарита Леонидовна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
студент отделения иностранных языков Школы базовой инженерной подготовки

Аннотация
Статья посвящена анализу речевого жанра «сайт вуза» с точки зрения рассмотрения сайта как инструмента позиционирования университета в образовательном пространстве. Описано, каким образом достигаются цели позиционирования вуза в таких жанровых параметрах модели речевого жанра, как «коммуникативная цель», «образ автора», «образ адресата», «содержание» (диктум), «формальная организация». Анализ выполнен с применением методики, разработанной Т.В. Шмелевой. Материалом исследования является официальный сайт Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Беляшова М.Л. Сайт вуза как инструмент позиционирования в образовательном пространстве: жанровый анализ // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/05/24980 (дата обращения: 14.05.2018).

Введение

В последнее время развитие информационных технологий достигло уровня, который способствует не только ускорению обмена информацией, но также и формированию особой лингвокультурной среды, развивающейся с помощью различных технических средств. Коммуникация, осуществляемая посредством Интернет, всё больше интересует лингвистов. В связи с быстрым развитием такого типа коммуникации в лингвистике появилось новое направление – виртуальное жанроведение [1]. К основным задачам виртуального жанроведения относятся выявление, изучение и типологизация виртуальных жанров, анализ их преобразования и развития, характеристика особенностей их формирования в условиях определенного этапа функционирования языка в рамках виртуального дискурса. Интерес современных исследователей привлекают как традиционные (бумажные) жанры, функционирующие в интернет-пространстве [2–4], так и собственно виртуальные жанры, оформившиеся в данной коммуникативной среде [5–7].

Объектом нашего исследования выступает речевой жанр «сайт вуза» как гипержанр виртуального дискурса. Цель исследования заключается в выявлении жанровой специфики сайта вуза как инструмента позиционирования в образовательном пространстве. В качестве материала для исследования выбран официальный сайт Национального исследовательского Томского политехнического университета [8]. Для реализации поставленной цели используется методика анализа жанра, предложенная Т.В. Шмелевой [9].

Анализ сайта как речевого жанра

Сайт компании является ее инструментом позиционирования на рынке товаров и услуг, он выполняет главную роль в предоставлении информации в медиапространстве о ее деятельности, организации и функционировании. Несмотря на то, что цель корпоративного сайта может варьироваться от сути информации, предоставляемой на нем (может носить информационный, общественный характер), с точки зрения стратегии позиционирования в образовательном пространстве сайт вуза выполняет презентационную цель. Презентационная цель сайта ТПУ с точки зрения позиционирования отражена в предоставлении информации об имидже университета, высоких рейтингах среди вузов-конкурентов, т. е. создается образ лучшего университета в сознании посетителя сайта. Анализ содержания главной страницы сайта ТПУ позволяет говорить о характерных чертах университета, которые выделяют сами руководители образовательного учреждения, т. е. то, о каких главных конкурентных преимуществах они сообщают для широкого круга посетителей сайта с целью создания благоприятного мнения. Для достижения данной задачи на сайте широко применяются такие словосочетания, как «впервые вошел», «в десятке/пятерке лучших», «инновационный центр», «престижный рейтинг».

Образ автора анализируемого сайта отражен в лице самого учреждения: автор предоставляет различную информацию о деятельности вуза, при этом сами разработчики сайта, корреспонденты и авторы новостных статей не указываются. Автор выступает в роли обобщенного лица. Вуз предоставляет детальную информацию о подразделениях и сотрудниках университета, как показано на главной странице сайта, однако не выступает от их лица. Личные местоимения не используются, вуз как автор может обозначаться с помощью следующих номинаций: «университет», «научный центр Томска», «технический ВУЗ», «Томский политех». ТПУ позиционирует себя как один из ведущих технических университетов, занимающихся инновациями. В целом имидж университета может говорить о восприятии учреждения с высоким уровнем образования. Так, в образе автора достаточно ярко выражено стремление сформировать положительный имидж университета.

Образ адресата официального сайта ТПУ носит конкретный характер, что отражено в разделах «Сотруднику», «Поступающему», «Студенту», «Аспиранту», «Выпускнику», «Партнерам» (что в свою очередь говорит о направленности и конкретности информации, которая отнесена к определенному разделу). С точки зрения позиционирования наполнение шести разделов анализируемого сайта носит различный характер. Наиболее ярко образ адресата представлен в разделе «Поступающему», здесь авторы сайта – представители вуза – передают право авторства самим абитуриентам, публикуя тексты от их лица: «Я выбираю ТПУ, потому что здесь я могу реализовать свои творческие способности». Следует отметить отличающуюся от других разделов структуру раздела «Поступающим», которая выгоднее всего представлена внешне, что говорит о том, что главным адресатом сайта вуза являются абитуриенты – будущее университета. Раздел «Партнерам» предлагает адресатам (потенциальным партнерам) сотрудничество в научной сфере, а именно участие в профессиональной переподготовке и повышении квалификации. Соответственно, с точки зрения инструмента позиционирования сайт ТПУ показывает вуз как профессиональный центр переподготовки и повышения квалификации. В данном разделе также перечислены крупные организации, которые в свое время получили услуги повышения квалификации в ТПУ: «Росатом», «Газпромнефть», «Решетнев», «Энергия» и др. Итак, образ адресата на сайте ТПУ формируется за счет определенных разделов, на которых представлена информация, актуальная для посетителей сайта. Также следует отметить интерактивность общения с адресатом. Так, читатель может свободно оставить отзыв о сайте, оценить ту или иную статью и начать «диалог с администрацией». Адресат имеет возможность перейти по ссылке в какую-либо социальную сеть, таким образом используется дополнительное средство привлечения интереса адресатов сайта к вузу. С точки зрения позиционирования сайт ТПУ показывает себя как адаптированный инструмент взаимодействия с адресатом.

Основу содержания сайта составляет его структура. Определенная информация об университете размещена на соответствующем разделе сайта. На главной странице сайта ТПУ располагаются три организованные группы разделов (три уровня):

1) Университет / Образование / Наука и инновации / Сотрудничество / Жизнь в ТПУ;

2) Сотруднику / Поступающему / Студенту / Аспиранту / Выпускнику / Партнерам;

3) Школы / Подразделения / Сотрудники.

Таким образом, сайт предоставляет информацию о деятельности университета, о действующих специалистах, актуальную информацию для разного рода адресатов, о будущих планах, о достижениях и пр. Следует отметить, что такая организация структуры сайта позволяет охватить всех заинтересованных лиц и дает им возможность быстро найти необходимую информацию.

Учитывая разнородный характер информации, способ ее описания на сайте вуза будет разным. Так, информация на анализируемом сайте может быть представлена с помощью различных жанров публицистического стиля (исторические заметки, новостной форум, информационные газетные статьи, афиша, репортажи (с сопровождением фотографий)) и официально-делового стиля (отчеты, итоги деятельности, приказы, статистика и пр.). Особенности предоставления информации зависят от возраста контингента, что также указывает на многогранность предпринятой ТПУ стратегии позиционирования. Так, разделам «Сотруднику», «Студенту», «Аспиранту», «Партнерам» присуща сухость в стиле изложения информации, тогда как в разделах «Поступающему» и «Выпускнику» имеется особая вопросно-ответная форма, призывы, приглашения. Такая форма взаимодействия позволяет говорить о факторе привлечения потенциальных студентов, при этом на сайте используются жанры, которые могут быть полезны и интересны поступающему. Таким образом, большое внимание уделено привлечению новых студентов, чему способствует в свою очередь позиционирование ТПУ через образ «лидера» в образовательном пространстве Томска и «топ-университета» России.

С точки зрения формальной организации следует отметить, что сайту ТПУ свойственно строгое тематическое деление по разделам и подразделам. Внешний вид сайта ТПУ имеет структурированный характер. Все разделы сайта можно представить в виде понятной карты-схемы. В разделе с определенным названием содержится информация соответствующей тематики. Предоставление информации в виде гиперссылок (переходов на раздел сайта, который содержит запрашиваемую информацию) говорит об удобстве использования сайта ТПУ, что в свою очередь позиционирует сайт как всеобъемлющий ресурс с полным контентом. На первом плане сайта для удобства расположены основные разделы сайта ТПУ, при активизации которых отображается список подразделов. Порядок разделов сайта обусловлен степенью актуальности информации для пользователей. С главной страницы сайта пользователь может получить интересующую его информацию с помощью простой навигации.

Шрифтовое оформление сайта имеет классическую организацию. Данный принцип был предпринят для удобства восприятия текстовой информации. При наведении на гиперссылку, текст меняет свой цвет в соответствии с фирменным стилем сайта ТПУ. С точки зрения позиционирования это говорит о таких характерных чертах ТПУ, как аккуратность и соблюдение формальностей.

Использование средств мультимедиа также помогает в создании положительного образа вуза в сознании посетителей сайта. Так, выполняя задачи по повышению уровня узнаваемости и престижа университета, сайт ТПУ оформлен в соответствии с фирменным стилем вуза: логотип, цветовая гамма, шрифтовое исполнение и пр. Используя фирменную цветовую гамму и принципы графического минимализма в создании логотипа, университет обеспечивает расширение сфер его применения, легкость запоминания и повышение уровня узнаваемости бренда. На главной странице сайта ТПУ присутствуют как графические изображения, так и фотографии, которые, в свою очередь, облегчают восприятие информации на визуальном уровне, знакомят посетителей сайта с интерьером корпусов, конференц-залов, спортивных площадок и т. д. Чаще всего фотографии используется в разделе «Жизнь в ТПУ», в котором размещены статьи и репортажи о культуре, спорте и пр.

Заключение

Итак, анализируемый сайт ТПУ является инструментом позиционирования университета как одного из лучших среди конкурентов как на внутреннем, так и на внешнем рынках в рамках образовательного пространства. Образ автора на сайте представляет собой обобщенное лицо, целью которого является позиционирование вуза как лидера образования. В основном сайт направлен на определенную категорию адресата, который, в свою очередь, настроен на получение конкретной информации. Содержание сайта отражает суть деятельности ТПУ и определяет вуз как многосторонне развитый образовательный ресурс. Формальная организация сайта помогает в повышении узнаваемости бренда. Фотоматериалы позволяют адресату полноценно понимать концепцию вуза. В дополнение к этому шрифтовой дизайн и цветовая гамма способствуют оптимальному восприятию в сознании адресата.

Дальнейшее исследование в рамках данной темы предполагает анализ сайтов ведущих российских и американских технических вузов с целью выявления наиболее востребованных моделей позиционирования вуза в образовательном пространстве посредством официального сайта организации.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». – 2011. – Том 24 (63). – № 1. – Ч. 1. – С. 105–124.
  2. Казакова О.А., Юй Вэньсю. Жанровая специфика непрофессионального путевого очерка (на материале текстов интернет-газеты) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 7. (37): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 92–94.
  3. Кукуева Г.В., Минина О.В. Характеристика речевого жанра «народные мемуары» в интернет-коммуникации: медийные параметры // Филология и человек. – 2016. – № 3. – С. 102–110.
  4. Рогачёва Н.Б. Типы вторичных речевых жанров в интернет-коммуникации // Известия Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». – 2011. – № 2. – С. 34–39.
  5. Вакку Г.В. Жанры интернет-коммуникации: веб-сайт (на примере сайта ГТРК «Чувашия») // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 2 (74). – Ч. 2. – С. 12–15.
  6. Кочеткова М.О., Тубалова И.В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2014. – № 1. – 39–52.
  7. Михеева Ю.А. Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации Интерактивная наука. – 2016. – № 3. – С. 120–125.
  8. Национальный исследовательский Томский политехнический университет [официальный сайт]. – URL: https://tpu.ru/ (дата обращения: 24.04.2018).
  9. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. – Вып. 1. – С. 88–99.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Беляшова Маргарита Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: