РОЛЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

Коварж Галина Юрьевна
Томский государственный университет
студентка кафедры социологии

Аннотация
В работе рассматривается роль оценки качества образования в формировании управленческой стратегии как образовательных учреждений, так и государственной политике в сфере образования. Так как существующих методов оценки качества образования недостаточно в связи с тем, что имеющиеся инструменты скорее более ориентированы на то, чтобы при формировании образовательных программ и управленческим стратегий учитывать потребности общества и рынка, а на личностные потребности обучающихся, по моему мнению, акцентируют внимания в последнюю очередь. Поэтому роль российской системы оценки качества образования в формировании управленческой стратегии рассматривается в рамках управленческого цикла.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Коварж Г.Ю. Роль российской системы оценки качества образования в формировании управленческой стратегии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24423 (дата обращения: 26.02.2024).

На сегодняшний день образование является одним из главных факторов устойчивого общественного развития. Возникает потребность в специалистах, обладающих такими навыками как: предприимчивость, коммуникабельность, инициативность, адаптируемость к изменяющимся условиям, с навыками делового общения и знанием иностранных языков. Эти специалисты должны уметь принимать решения в различных сложных ситуациях и постоянно повышать уровень своей квалификации. Формирование этих качеств начинается еще в период обучения в школе[1]. Но не всегда в школах образовательная программа соответствует потребностям, имеющимся в обществе и на рынке. Поэтому не каждый выпускник может «похвастаться» наличием подобных качеств. Следовательно, обеспечение качества образования является одним из приоритетных направлений деятельности не только разнообразных учреждений образования, но и политики государства. Но как выяснить, соответствуют ли образовательные программы существующим потребностям в обществе? Как получить данные для формирования правильной управленческую стратегии? Для этого проводится оценка качества образования, которая, в свою очередь, получить необходимые данные и позволяет построить грамотную управленческую стратегию и образовательную программу. Для того, чтобы оценить роль российской системы оценки качества образования в формировании управленческой стратегии сперва рассмотрим основные понятия.

«Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства» [2];

В.П.  Панасюк считает, что «качество образования – это совокупность его свойств, которая обусловливает способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [3];

Согласно С.Е. Шишова, качество образования – это «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» [3];

По мнению А.М.  Моисеева «качество образования – это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование» [3];

В.А. Болотов говорит, что под качеством образования следует понимать «интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образо­вательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [3].

«Качество образования – это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы)» [3]

«Качество образования – совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента) [4].

Таким образом все представленные выше понятия под качеством образования подразумевают приблизительно схожие вещи. Если данные определения обобщить, то под качеством образования понимается совокупность свойств, которые отражают на сколько существующие образовательные программы соответствуют потребностям как общества, так и учащегося.

Можно выделить некоторые факторы, с помощью которых можно определить качество образования различных образовательных учреждений. К этим критериям относится:

  1. профессорско-преподавательский состав;
  2. учебно-методическое обеспечение;
  3. материально-техническая база;
  4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;
  5. студенты (учащиеся) и выпускники.

Данный список можно дополнить и рассмотреть более подробно факторы, определяющие качество образования. В таком случае расширенный список выглядит так:

  1. Качество потенциала преподавательского состава;
  2. Качество организации процесса получения образования, например, образовательные технологии и методы, формы организации процесса обучения и так далее;
  3. Личностные и предметные результаты обучающихся в учреждениях образования;
  4. Качество обеспечение ресурсами, которые необходимы для эффективного образовательного процесса, например, техническое, материальное или методическое обеспечение обучающихся;
  5. Качество образовательной программы;
  6. Качество управления образовательными системами и процессами, а именно управленческих технологий в образовании;
  7. Результативность реализации воспитательных программ в соответствии с возрастом обучающихся, а также сопровождения тьюторов;
  8. Качество взаимодействия с семьей обучающегося и социумом;
  9. Качество медицинского обслуживания, питания, физкультурной и оздоровительной работы в образовательном учреждении [5];
  10. Качество получаемых обучающимися знаний;
  11. Активность руководства в области инноваций;
  12. Внедрение инноваций в образовательный процесс;
  13. Востребованность выпускников после окончания обучения;
  14. Д конкурентоспособность на трудовом рынке;
  15. Достижения выпускников [6].

Для того, что определить качество образования необходимо произвести его оценку. На законодательном уровне вопрос оценки качества образования не остается без внимания. Согласно статье 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  1. Независимая оценка качества образования проводится в организациях, занимающихся образовательной деятельностью. Оценка проводится для того, чтобы понять, соответствуют ли услуги, предоставляемые организацией, интересам учащихся и их представителей.
  2. Независимая оценка качества образования осуществляется организациями/индивидуальным предпринимателем, ответственным заданный вопрос.
  3. Организация, которая занимается оценкой качества образования, устанавливает то, какие организации, осуществляющие образовательную деятельность, подвергаются проверке, а также и методы проведения оценки качества образования.
  4. Независимая оценка качества образования проводится по инициативе уполномоченных лиц. При проведении оценки качества образования используется находящаяся в общем доступе информация об организациях, которые занимаются образовательной деятельностью.
  5. Независимая оценка качества образования осуществляется также в контексте международных исследований сферы образования.
  6. Результаты оценки качества предоставляемого образования независимыми организациями не приводят к приостановлению деятельности или лишению аккредитации проверяемых учреждений образования [7].

В последнее время происходит укрепление общероссийской системы оценки качества образования. Но несмотря на это остается важная проблема, а именно недостаточное развитие механизмов оценки качества образования. Соответственно не хватает способов, которые бы учитывали различные факторы, влияющие на образовательный процесс. Следствием этого является то, что возникают затруднения при принятии управленческих решений, которые могли бы повысить качество образовательного процесса.

На данный момент существует 3 основных способа контроля качества образования, которые получили распространение при оценке качества школьного образования:

  1. Экзамен – чаще всего используется при поступлении в учреждения среднего профессионального или высшего образования. Данная процедура позволяет сравнить результаты обучающегося с существующими стандартами и дает информацию об его уровне подготовки;
  2. Текущая оценка – вид оценки, позволяющий оценить качество образования и обучения, а также позволяет провести коррекцию процесса обучения. Актуальна при аттестации школьников;
  3. Федеральная / региональная оценка качества – это вид оценки качества образования, позволяющий получить информацию касательно образовательного уровня и качество обучения во всем регионе. Позволяет также оценить эффективность существующей образовательной программы и проверить рациональность расходуемых средств [8].

Таким  образом,  различные способы оценки качества образования позволяют определить стратегию развития системы образования. А также грамотно построить управленческую стратегию самого образовательного учреждения, переформулировать образовательную программу в соответствии с потребностями как самого общества, так и молодежи. Но, к сожалению, существующих методов оценки качества образования недостаточно. Это связано с тем, что имеющиеся инструменты скорее более ориентированы на то, чтобы при формировании образовательных программ и управленческим стратегий учитывать потребности общества и рынка. На личностные потребности обучающихся, по моему мнению, акцентируют внимания в последнюю очередь.

Следующее понятие, что необходимо рассмотреть – это управленческая стратегия. Управленческая стратегия – это «общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограничен­ные ресурсы». Наличие управленческой стратегии позволяет более успешно акцентировать внимание на первостепенных задачах.

Стратегия, в первую очередь – это система управленческих решений, которые направлены на осуществление миссии той или иной организации, а также ее модернизация. Так как эти решения имеют долгосрочный характер, то они позволяют определить направление развития организации и добиться конкурентных преимуществ.

Управленческая стратегия состоит из следующих элементов:

  1. Система целей;
  2. Главные принципы, согласно которым происходит распределение ресурсов и которыми руководствуются при осуществлении каких-либо действий;
  3. Правила, отвечающие за сам процесс осуществления имеющейся стратегии [9].

Следует отметить, что в связи с возникновение каких-то непредвиденных обстоятельств, которые не укладываются в имеющееся стратегию, могут добавляться в стратегию дополнительные задачи, чтобы не менять ее всю.

Безусловно, к стратегиям предъявляют некоторые требования: реальность выполнения; соответствие организации; допустимая рискованность; соответствие этическим нормам; отсутствие противоречий; целостность; соответствие имеющимся ресурсам. Достаточно часто организациями создается не одна стратегия, а несколько. Это могут быть следующие виды: генеральная, функциональные, специальные.

Стратегическое управление школой – современный подход, который сочетает в себе акцентирование внимания на постановке долгосрочных целей с гибким и рефлексивным управлением. В стратегическом управлении одной из главных задач является определение стратегии развития школы. Выделяют несколько типов подходящих для школьного образования стратегий:

  1. для выживания, стабильного функционирования и развития школы;
  2. обучения и внеклассной работы;
  3. начальной, средней и старшей ступеней школы;
  4. программно-методического обеспечения; диагностического сопровождения образовательного процесса;
  5. кадрового обеспечения и работы с персоналом школы;
  6. материально-технического и финансового обеспечения;
  7. внешних связей школы и ее отношений с местным сообществом;
  8. отношений с органами местной администрации и управления образованием;
  9. системы управления школой [10].

Если говорить о контроле в стратегическом управлении, то для решения разнообразных вопросов необходима наличие информации, которая можно было бы подвергнуть анализу и использовать при принятии решений. А эти данные как раз и можно получить при помощи оценки качества образования. Поэтому можно сделать вывод, согласно которому стратегическое управление состоит в формировании и реализации управленческой стратегии организации, применяя при этом данные, полученные в ходе контроля и оценки различных изменений для поддержания возможности стабильной работы и конкурентоспособности в условиях изменений внешней среды.

Таким образом, наличие в учреждениях образования управленческой стратегии позволяет не только спланировать свою обучающую деятельность, но и усовершенствовать ее, а также быть готовым к различным ситуациям. Ну и главное, предоставить качественное образования для своих учеников, так как это позволит удовлетворить различные общественные потребности.

Если говорить о роли российской системы оценки качества образования в формировании управленческой стратегии, то, по моему мнению, это связано с управленческими циклами управления.

Так простой управленческий цикл, состоит из таких элементов как:

  1. Планирование;
  2. Организация;
  3. Мотивация;
  4. Контроль.

Российская система оценки качества образования, а именно сама оценка качества образования относится к такому элементу этого цикла, как контроль. Так как все-таки это цикл, то контроль оказывает влияние на планирование Осуществляя контроль за образовательным процессом и успешностью имеющихся образовательных программ, используя результаты, полученные в ходе применения различных инструментов оценки качества образования, можно вносить изменения в существующую управленческую стратегию, например, образовательного учреждения.

Точно такая же ситуация с расширенным управленческим циклом, который состоит из следующих элементов:

  1. Планирования;
  2. Организация;
  3. Мотивация;
  4. Контроль;
  5. Анализ;
  6. Регулирование.

Здесь оценка качества образования будет по-прежнему будет относится к такому элементу цикла как контроль. Только в данном случае после контроля присутствует такие элементы как анализ и регулирование. Поэтому данные, полученные в ходе процедуры оценки качества образования будут проанализированы, а после прохождения и стадии регулирования также будут учтены на этапе планирования.

Но контроль применяется не только в уже имеющихся управленческий стратегиях, но еще и в самом начале – в процессе формирования. Формирование управленческой стратегии проходит в три этапа.

  1. На первой стадии – стадии разработки – характерно проводить оценку возможностей и ресурсов организации; формулирование стратегиче­ской цели; создание общей концепции стратегии;
  2. На второй стадии – стадии доводки – выбранные варианты подвергаются корректировке и доработке;
  3. На третьей стадии – стадии стратегического выбора – происходит оценка, на основании которой выбранный луч­ший вариант принимается в качестве основного. Он служит основой дополнительных стратегий, подготовки планов и бюджетов.

Таким образом, контроль применяется и на первом этапе формирования управленческой стратегии, а не только в уже функционирующей. Поэтому такой вид контроля как оценка качества образования имеет важное значение при формировании новых управленческих стратегий образовательных учреждений и при корректировке уже имеющихся. Так как с помощью оценки качества образования можно получить актуальные данные не только о качестве образования, но и о самом образовательном процессе и учреждении, то с ее помощью можно вносить изменения в образовательную программу.

Так же в качестве вывода хотелось бы отметить, что представленные выше управленческие циклы применимы и как к образовательным учреждениям, так и к процессу образования в целом.

Если говорить в общем, то контроль, а в данном случае оценка качества образования играет важную роль при формировании управленческой стратегии и при изменении уже существующей, так как без проведения оценки нельзя выявить существующие недостатки образовательной системы, которые следовало бы изменить.


Библиографический список
  1. Качество образования (обзор журнальный статей) [Электронный ресурс] // Научная библиотека Новосибирского государственного университета – Электрон. дан. – URL: http://library.nstu.ru/culture/o/2010/kobraz/
  2. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004. С. 44
  3. Станкевич Е. Ю. К вопросу оценки качества образования [Электронный ресурс] // Электронный научно – практический журнал «Гуманитарные научные исследования» – Электрон. дан. – URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2215
  4. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. – Кемерово, 2002. С. 100
  5. Развёрнутое описание системы оценки качества образования, действующей в Вятской гуманитарной гимназии [Электронный ресурс] // «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» – Электрон. дан. – URL: http://www.vhg.ru/doc/%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8.pdf
  6. Показатели качества образования [Электронный ресурс] // Элитариум. Центр дистанционного образования – Электрон. дан. – URL: http://www.elitarium.ru/kachestvo-obrazovaniya-pokaza..
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал – Электрон. дан. – URL: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php#glava1
  8. Найдёнова З. Г. Современные тенденции организации мониторинга и оценки качества образования / З. Г.Найдёнова //Человек и образование. 2013. №4(37). С. 34-37
  9. Управленческая стратегия и ее элементы [Электронный ресурс] // Студопедия – Электрон. дан. – URL: http://studopedia.org/8-93210.html
  10. Сибилёв И.В. Матрица управленческих стратегий школы, развивающейся в условиях конкурентной среды / И.В. Сибилёв // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 3-5.


Все статьи автора «Коварж Галина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: