СТАНКЕВИЧ Е.Ю. К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова:


СТАНКЕВИЧ Е.Ю. К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2215 (дата обращения: 26.03.2019).

В последние десятилетия в отечественной теории и  практике интенсивно изучаются проблемы, связанные с экспертизой качества  образования и ее влиянием на развитие образовательных учреждений.

Ряд исследований обращены к сущности понятия «качество  образования» (А.М. Новиков, Н.В. Тихомирова, А.И. Суббето), вопросам развития  системы качества образования (М.Л. Агранович, В.А. Болотов, Г.А.
Бордовский),  проводится сравнительный  анализ оценки качества образования в различных странах (Г.С. Ковалева, Л.О.  Денищева,  С.Е. Дюкова,  А.С. Корощенко, В.З.  Резникова, И.Е. Суравегина).

Что  же понимается под качеством образования? Мнения отечественных исследователей  этой проблемы различны.

С  точки зрения С.Е. Шишова, качество образования – это «степень удовлетворения  ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых  образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» [13].

А.М.  Моисеев под качеством образования понимает «совокупность существенных свойств и  характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование» [5].

В.П.  Панасюк качество школьного образования рассматривает как совокупность его  свойств, которая обусловливает способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности,  воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств [9].

В.А. Болотов  отмечает, что под качеством образования  понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая  степень соответствия реальных достигаемых образо­вательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям [3].

Результаты,  обеспечивающие высокий уровень качества, – это академические знания, социальные  и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный учащимся в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения).

На  государственном уровне качество образования сегодня – это соответствие  достигаемых результатов обучающихся принятым в образовательной доктрине социальным требованиям и нормам [3].

Таким  образом, не имея общепринятого определения понятия «качество образования»,  невозможно однозначно определить и понятие «оценка качества образования».

Необходимо  отметить и  потребность практики в разработке  набора специальных показателей (индикаторов) качества образования.

Индикаторы  (или показатели) — это средства, при помощи которых можно получить  представление о текущем состоянии системы образования и информировать об этом образовательное сообщество [12].

А.И.  Адамский предлагает три блока базовых показателей (индикаторов): индикаторы  процесса (процент  учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании; процент детей, получающих образование в разных формах в соответствии со ст. 10 Закона  РФ «Об образовании»; процент второгодников, отсева; процент детей, поступивших на следующую ступень образования; процент урочных и внеурочных занятий, процент  внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, игровой, художественной, музыкальной и т.п.), процент занятий с использованием современных  образовательных технологий, в том числе информационных;

индикаторы  результатов (процент  населения, получившего высшее образование; процент занятости окончивших школу  по уровню полученного образования; получение магистерских и докторских ученых степеней по естественным и техническим наукам; когнитивные (учебные) достижения  учащихся, некогнитивные результаты);

индикаторы  ресурсов (финансирование  образования по источникам; общие затраты на образование; общественные расходы  на образование в отношении к общим социальным расходам; затраты на одного обучающегося на разных уровнях образования; квалификация учителей и преподавателей)  [12].

Описание  системы показателей качества образования предполагает соотнесение их с уровнем  оценивания: уровень образовательного учреждения, уровень региональной системы образования, общероссийский уровень. Системы показателей для этих уровней будут  иметь различную степень общности и обобщенности.

В  целом система оценки качества образования в России только начала создаваться,  формируется единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению.

На данном этапе проводятся реформы в  структуре управления российским образованием, которые предполагают создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования.

В настоящий  момент складывается понимание общероссийской  системы оценки качества образования (ОСОКО) как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой  концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуаль­ных и личностных качеств детей и взрослых, а также  выявление факторов, влияющих на образовательные результаты [7].

Согласно  концептуальным основам  ОСОКО, внешняя оценка качества образования проводится [4]:

1. Государственными структурами, органами власти. Интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, социальную стабильность и конкурентоспособность российской экономики, и другие общенациональные потребности, связанные с образованием.

2. Производством. В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет социального партнерства с предприятиями, союзами работодателей, с торгово-промышленными палатами и т.д.

3. Обществом. Важным фактором успешного развития образовательных систем является широкое общественное участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах.

4. Личностью (в том числе родителями, семьей).

Организация  ОСОКО предполагает ак­тивное использование существующих органи­зационных структур, механизмов и процедур: единого государственного экзамена, эксперти­зы и сертификации, аккредитации, мониторин­говых исследований, диагностических
обсле­дований, сбора статистических данных – при условии их модернизации в соответствии со стратегией развития общероссийской системы оценки качества образования, а также создание новых организационных структур и механиз­мов.

В.А. Болотовым выделены следующие цели создания общероссийской системы оценки качества образования[4]:

– обеспечение  объективности и справед­ливости при приеме в образовательные учреждения;

– обеспечение единого образовательного  пространства;

– повышение уровня информированнос­ти  потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по
продолжению образования или тру­доустройству);

– принятие  обоснованных управленчес­ких решений органами управления обра­зованием различных уровней;

– формирование  национального эксперт­ного потенциала;

– создание системы подготовки и повыше­ния  квалификации специалистов в облас­ти педагогических измерений и оценки качества
образования.

В ОСОКО входят  следующие структур­ные элементы, ориентированные на специаль­ные задачи в сфере оценки качества образо­вания:

– Федеральный институт педагогических измерений разрабатывает стандартизованные проверочные материалы, а также осуществляет подготовку специалистов в области оценки качества образования для организации и проведения оценоч­ных мероприятий;

– Федеральный центр тестирования осу­ществляет технологическое и информаци­онное обеспечение организации и прове­дения единого государственного экзамена в России;

– Центр оценки качества образования Ин­ститута содержания и методов обучения Российской академии образования при­нимает
участие в организации и проведе­нии международных сравнительных ис­следований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, SITES) в России, учас­твует в разработке научно-методическо­го обеспечения единого государственно­го экзамена, а также в разработке системы оценки достижения образовательных стандартов второго поколения.

Кроме этого, в  научно-методическое обес­печение ОСОКО включены федеральные и ре­гиональные научные исследовательские инсти­туты, а также региональные службы по надзору и контролю в сфере образования и центры оцен­ки качества образования.

Изучение  материалов, характеризующих де­ятельность различных уровней управления по фор­мированию службы оценки качества образования в регионах, позволяет сделать вывод о том, что подоб­ные службы (центры) надо рассматривать как часть общенациональной инфраструктуры системы оцен­ки качества образования, которая должна иметь не­сколько уровней организации:

федеральный;

региональный;

муниципальный (субрегиональный – в условиях, когда формируются образовательные округа);

образовательного учреждения [2].

При этом каждый  из этих уровней решает зада­чи сквозного характера, обеспечивающие феде­ральную вертикаль и задачи собственного уровня. Формируемая инфраструктура должна строиться на основе единства функционала, содержания, технологий.

На федеральном уровне совершенствование  управления качеством образования является одним из важнейших направлений реформирования сис­темы российского образования. Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее совершенствовании не может осуществляться без должной опоры на регулярно собираемую и объективно представленную информацию о фун­кционировании системы образования. Поэтому на федеральном уровне Центром оценки качества образования ИОСО РАО проводится мониторинг качества образования.

На региональном уровне в современной  системе об­разования России чрезвычайно большое внимание уделяется мониторингу
образовательных результа­тов учащихся. На региональном уровне мониторинг ка­чества образования представлен довольно широко региональными программами мониторинга и, в ос­новном, ориентирован на выявление качества обу­ченности учащихся по предметам учебного плана, т.е. на выявление освоения образовательного стан­дарта. И, как на международном и федеральном уровнях, на региональном уровне основное назна­чение мониторинга качества образования связано с образовательной политикой органов управления образованием. Но получаемые результаты важны не только для органов управления, но и для самих учреждений.

На локальном уровне  – уровне отдельной шко­лы – также довольно активно проводится сегодня оценка качества образования [2].

Наиболее часто встречающиеся направления  мониторинговой деятельности школы: состояние здоровья детей; уровень воспитанности учащихся; качество образования в целом, по предметам, по учителям; уровень обученности; участие родителей в делах образовательного учреждения; мнение родителей, учащихся об удовлетворенности работой образовательного
учреждения, качеством образова­ния; эффективность управленческой деятельности и методической работы.

В условиях нормативно–подушевого финансирования  образовательных учреждений, их перехода в автономные организации возникает конкуренция, школы начинают «бороться» за ученика. Ответственность руководителей учреждений за выполнение государственного стандарта возрастает. При этом усиливается государственная функция мониторинга и контроля качества образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», которая обеспечивается государственными надзорными органами.

В этих условиях становится актуальной процедура  формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся.

Сейчас созрела  острая необходимость в создании механизмов взаимодействия с об­щественными институтами, попечительскими сове­тами, внешними экспертами, которые должны быть понятны и полезны для всех субъектов этой оценки, а значит должны быть
созданы условия для их обсуждения, предоставлена возможность для собс­твенного толкования критериев и высказывания альтернативных взглядов.

Вовлечение в  процесс оценивания значительного количества участников приводит к формирова­нию особой образовательной среды, в которой возникают парт­нерские взаимоотношения между учащимися, преподавателя­ми, родителями, членами местного сообщества. Активизируется диалог между участниками обучения и заинтересованными ли­цами, в результате которого принимаются решения о введении инноваций в образовательный процесс, способствующих стимулированию социального развития в целом.

На сегодняшний момент отмечается отсутствие  институциональных факторов полноценного участия общественности в процедуре
оценивания, т.е. недостаточности субъектов оценивания  и несформированности института общественной оценки качества  образования.

Оценка качества образования  подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе за несколько лет, а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале,
материально-техническом обеспечении;
необходимо изучить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важно также оценивать степень  доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию;

выявлять ресурсы дополнительного образования, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

При таком подходе ответственность  образовательных учреждений должна возникать не из подконтрольности, а из открытости
и прозрачности.

Важной  составной частью внешней оценки является информирование и обсуждение в обществе результатов оценки качества, в том чис­ле оп­ре­делять дос­то­вер­ность пуб­ли­ку­емой ими ин­форма­ции о ка­чест­ве об­ра­зова­ния, его со­от­ветс­твия ожи­дани­ям за­каз­чи­ков и пот­ре­бите­лей об­ра­зова­тель­ных ус­луг.

По мнению С.М. Рукавишникова,  ре­зуль­та­ты объек­тивной не­зави­симой оцен­ки поз­во­ля­т об­ра­зова­тель­но­му уч­режде­нию и всей сис­те­ме об­ра­зова­ния в це­лом оп­ре­делить луч­шие ори­ен­ти­ры сво­его раз­ви­тия, соз­да­дут ос­но­ву для эф­фектив­но­го ис­поль­зо­вания ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ких, фи­нан­со­вых ре­сур­сов [14].

Проведение  внешней независимой экспертизы направлено, прежде всего, на укрепление конкурентоспособности образовательных программ учебного учреждения на рынке образовательных услуг, укрепление имиджа учебного учреждения среди потребителей образовательных услуг.

Таким образом,  идеи независимой экспертизы качества образования, которые уже объединили многие страны на пути реформирования как системы общего, так и системы профессионального образования, становятся чрезвычайно актуальными  для российского образования, которое взяло курс на вхождение в зону европейского образовательного пространства, приняв принципы, ценности и практики устойчивого развития. Построение независимой системы оценки качества образования окажет существенное влияние на развитие образовательных учреждений.  

Литература 

  1. Агранович М., Кондрашов П. Индикаторы оценки качества образования // Директор школы.-2007.-№5.-С.5-16,
  2. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 72 с.
  3. Болотов В.А., Ковалева Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №4.
  4. Болотов В.А. О построении общероссийской системы качества образования // Вопросы образования. №1. – 2005. – С.5-11.
  5. Как создать управляющий совет школы: учебно-методические материалы / под. ред.: Моисеева А. М. – М.: Вердана, 2007.
  6. Ковалева Г.С. Состояние Российского образования (по результатам международных исследований) (электронный ресурс http://centeroko.fromru.com/sost_ro.htm).
  7. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. http://vuo.ucoz.ru/load/9-1-0-39
  8. Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 г. / Вопросы образования.
    2009.-  № 1. -С. 40-59.
  9. Панасюк В.П., Головичер Г.В. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне. СПб., 2007.
  10. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой. Школьные советы.-2007.-М.
  11. Письмо Рособрнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-01«Построение общероссийской системы оценки качества образования» (электронный ресурс:  http://www.informika.su/text/magaz/ovd/2005/upr4_19_05.htm)
  12. Что такое качество образования?/ под редакцией А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2009. – 272 с.
  13. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М., 1998
  14. Электронный   ресурс: http://www.fcpro.ru/press/446

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «almazlyda@yandex.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация