УДК 37.08

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финченко Станислав Николаевич1, Сартакова Елена Евгеньевна2
1Томский государственный педагогический университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования
2Томский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии образования

Аннотация
Данная статья посвящена понятия стереотипов в педагогической деятельности. В процессе исследования было установлено, что господствующие педагогические стереотипы как формировавшиеся в сфере обучения и воспитания устойчивые, упрощенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные представления о педагогической деятельности явно противоречат требованиям государства и общества в целом. Доказывается, что решение задач развития современной школы связано не просто с изменением содержания и форм организации учебного процесса, а обусловлено необходимостью формирования современных профессиональных стереотипов педагогов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Финченко С.Н., Сартакова Е.Е. К вопросу о формировании современных стереотипов профессиональной педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24653 (дата обращения: 25.09.2018).

В настоящее время процессы развития постиндустриальной экономики, становления информационного общества обусловили модернизацию системы образования в России. Комплексные структурные изменения образовательной системы нашего государства осуществляются уже более 20 лет, однако их результаты достаточно скромны в области организации образовательного процесса.

Стандартизация общего образования (введения ФГОС начального, основного общего и полного среднего образования, Профессиональных стандартов педагога, педагога-психолога, социального педагога, воспитателя и др.) формирует иные рамках деятельности специалистов, характерные для современной неклассической образовательной  парадигмы.

Анализ  качества реализации ФГОС в региональных образовательных системах (на примере Томской области, Алтайского края и др. субъектов Сибирского Федерального округа), анализ историко-педагогической литературы позволяет утверждать, что внедрение данных документов сопровождается «пассивным сопротивлением» со стороны педагогической общественности. В первую очередь это связано с имеющимися стереотипами профессиональной педагогической деятельности.

Можно констатировать, что в настоящее время сложилось противоречие между значительным интересом со стороны теории и образовательной практики к содержанию и уровню сформированности  современных стереотипов о профессиональной педагогической деятельности учительства и неразработанностью  психолого-педагогических механизмов формирования современных стереотипов учителей о  профессиональной педагогической деятельности, методики их выявления, способах тьюторского сопровождения.

Сразу отметим, что проблеме стереотипов, как в зарубежной социальной психологии, так и в отечественной уделялось достаточное внимание. Однако в этих работах речь шла о гендерных стереотипах, этностереотипах, стереотипах в сфере социальной идентичности и т.п. В тоже время ни в России, ни за рубежом стереотипами поведения применительно к сфере образования детально не занимались. Рассмотрим это положение более подробно.

На основании  анализа современной научной литературы можно утверждать, что в настоящее время выявлены  следующие  теоретические идеи в отношении стереотипов:

  • Анализ стереотипов имеет две противоположные стороны. Первая – стереотипов, как таковых, не существует, поскольку каждый человек рассматривает любой аспект в жизнедеятельности индивидуально. Вторая сторона определяет стереотипы, как четко сформулированные, устойчивые, схематичные представления о каком-либо вопросе. Стереотипы существую в человеке в виде полученных знаний и навыков, жизненном опыта деятельности.
  • Изменить существующий стереотип невозможно, возможно лишь сформировать новый, возникший в результате целого комплекса действий; существует связь между старыми и новыми стереотипами, которая и является непременным условием возникновения последних.
  • Под влиянием стереотипов формируется характер человека,  также стереотипы оказывают влияние на его победы и поражения, а стереотипы оказывают влияние не только на формирование личности человека, но и на его оценку событий прошлого, настоящего и будущего.
  • Создание стереотипов, ориентированных на совокупность жизнеполагающих задач, которые также могут образовываться под влиянием стереотипов, целей к которым нужно стремиться, является первоочередной задачей. Наличие стереотипных целей придает жизни более четкий смысл и фундаментальную опору, отсутствие стереотипов ведет к внутренней неопределенности, аморфности задач, непринятию обществом и как итог – разочарование в жизни.
  • Формирование стереотипов присуще лишь человеческому поведению: 1) их создание протекает как целенаправленное действие; 2) проявления действия стереотипов может быть  как опосредованным, так и прямым; активное применение стереотипного мышления ведет к созданию четкого алгоритма действий, ведущих к реализации намеченной цели.
  • Существование человека является результатом  проявления сложившихся стереотипов, формирующихся в процессе непрерывного взаимодействия с миром, что определяет формирование человека, как личности,  опосредованно влияя на его индивидуальность.
  • Стереотип можно охарактеризовать как отсутствие изменений с течением времени в установившемся, при этом имеет место определенная целостность, завершенность.
  • Неудовлетворение существующими стереотипами порождает стремление к формированию новых стереотипов, которые будутопределённый объём “культурной собственности” и в конце обучения выдаёт документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности» [1, С. 65].  Подобная передача знаний формирует в психике человека достаточно жесткие социальные стереотипы,  при этом не способствуя ни развитию, ни проявлению каких-либо творческих способностей.

В современной литературе  предлагается изменить образовательный процесс с монологичного, то есть с передачи фиксированных знаний ученику на диалогичный. Этот процесс предоставляет школьнику возможность получения знаний исходя из его индивидуальных особенностей, и является прекрасной возможностью  раскрытия его творческого потенциала  [2].

В рамках современной образовательной парадигмы  на основании системно-деятельностного, компетентностного подходов возникают отдельные теории организации обучения. К наиболее оригинальным можно отнести человекосообразное обучение (А.В. Хуторской) [3], которое ставит своей задачей раскрыть творческий потенциал учащегося.

Как утверждает автор предложенной методики – «Человекосообразное образование – образование, которое происходит сообразно человеку, заложенному в нём и создаваемому образу» [3]. Данный принцип приводит доводы в пользу того, что человек не может самореализоваться через воспроизведение готовой информации, получаемой учеником от учителя. Самореализация по Хуторскому, возможна лишь в «создании собственного образовательного продукта, отличного от продуктов других учащихся» (4)

Принцип человекосообразного обучения рассматривает информацию, переданную ученику не как нечто статичное и неизменное, а некую отправную точку, базу  для создания индивидуальных творческих интерпретаций полученных знаний, то есть полученная, «чужая» информация сравнивается со «своей» [5].

Однако постоянно переосмысливать получаемую информацию, значит противостоять природному стремлению психики человека отражать окружающий его мир. Соответственно, необходимо чтобы какие-то знания были даны как факт, а какие-то отрефлексированы.  «Многие учения схожи с оконным стеклом: сквозь него мы видим истину, но оно же и отделяет нас от истины» [6, C. 61], то есть любая полученная, структурированная информация  с позиции человекосообразного обучения,  является «чужой», и если нет когнитивно-диалоговой природы, то есть сравнения полученной информацией со «своей», то соответственно, ученик не раскрывает себя, свои творческие возможности, а соответственно и индивидуальность человека, то есть непосредственно ученик, нивелируется в образовании.

Человекосообразный подход в обучении раскрывает индивидуальные творческие способности человека, однако в этом подходе не четко показано, откуда у ученика присутствует «свой» взгляд на «чужое» суждение, каким образом формируется и откуда берется  возможность когнитивно-диалоговой природы, поскольку, чтобы «чужая» информация сравнивалась со «своей», «своя» информация должна откуда-то появится, соответственно, без информационного подхода, то есть без формирования стереотипов, как неких фундаментальных понятий, через которые будет анализироваться вся поступающая человеку информация, невозможна самореализация человека, поскольку он просто не будет знать, как реализовываться, что реализовывать и каким образом это можно сделать.

Фундаментальные, базовые понятия должны  четко сформированы именно при помощи стереотипной передачи информации, через которые позже будет раскрываться творческая способность человека. Несомненно, каждая информация воспринимается человеком индивидуально, но индивидуальным в случае стереотипной передачи информации, может быть лишь отношение к ней, а не творческое ее восприятие, ее анализ относительно «своей» информации, которой у школьника, как правило, быть не может. Необходимо помнить, что именно стереотипы образуют фундамент, основу знаний человека.

Таким образом, господствующие педагогические стереотипы как формировавшиеся в сфере обучения и воспитания устойчивые, упрощенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные представления о педагогической деятельности  явно противоречат требованиям государства и общества в целом.  Решение задач развития современной школы связан не просто с изменением содержания и форм организации учебного процесса, а обусловлен  необходимостью формирования современных профессиональных стереотипов педагогов (включая профессиональные представления  и типовые способы решения профессиональных задач) как условия проектирования и реализации социокультурной стратегии развития образования.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.
  2. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования / Режим доступа : http://khutorskoy.ru/be/2010/0610/index.htm / (дата обращения 22.06.2017 г.).
  3. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. – 1990. – № 5. – С. 56-58.
  4. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности в образовании // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – № 5. – С. 12-13.
  5. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований : материалы Всероссийского методологического семинара / науч. Ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МГУП, 2010. – С. 171-177.
  6. Джебран  Х.Д. Странник. М.: Сфера, 2002.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация