УДК 159.923:159.98

ПРОТЕКТОРНЫЕ И ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ВИКТИМНОСТЬ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Федорченко Виктория Евгеньевна
Оренбургский государственный университет
студентка 3 курса, кафедра общей психологии и психологии личности, факультет гуманитарных и социальных наук

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме личностных качеств, которые составляют смысловую сферу педагога и могут негативно отражаться в деятельности, а так же в становлении специалиста и человека путем виктимизации личности. На примере педагогов общеобразовательного учреждения, мы рассматриваем, как проявляются те или иные свойства личности в жизни, какие последствия они будут иметь. Необходимо дать оценку и спрогнозировать становление виктимной личности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Федорченко В.Е. Протекторные и провоцирующие виктимность особенности смысловой сферы личности (на примере педагогов общеобразовательной школы) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24036 (дата обращения: 05.06.2017).

Виктимология – это учение о жертве преступления. Следовательно, под виктимностью мы понимаем склонность человека стать жертвой преступления.   Термин «виктимность» был введен Л.В. Франком, однако, в настоящее время виктимность трактуют по-разному, поэтому существуют некоторые расхождения относительно предметности. [1]

К поиску причинности виктимности личности существуют разные точки зрения. В.И. Полубинский определяет виктимность с внутренними качествами индивида. Д.В. Ривман, выдвигая противоположную точку зрения, говорит о том, что виктимность связана только с уровнем преступности, поэтому каждый индивид склонен быть жертвой преступления. В.А. Туляков рассматривает этот вопрос как отклонение от норм безопасного поведения, которое проявляется в совокупности сформированных качеств. Таким образом, можно судить о неоднозначности мнений в данном вопросе. Мы предполагаем, что потенциальная опасность кроется в личностных свойствах. [2]

Поиск протекторных личностных механизмов для формирования виктимной личности является актуальной проблемой в современном мире, который наполнен угрозами самого разного характера, когда человек зачастую в силу самых разных обстоятельств не способен справляться с возникающими ситуациями, принимая на себя роль жертвы. Необходимо понимать, как взаимосвязаны между собой свойства личности и модель виктимного поведения, а также источники  предрасположенности к принятию на себя роли жертвы.

Означенные психические явления выступили в качестве предмета нашего исследования. Целью исследования выступил поиск особенностей смысловой сферы личности, способствующих и препятствующих виктимности.

В качестве экспериментальной группы выступили педагоги общеобразовательного учреждения. В эту группу вошли респонденты преимущественно женского пола в  возрасте  25-60 лет, в количестве 20 человек.  

Было проведено исследование на основании следующих методик: Адронникова О.О. «Диагностика склонности к виктимному поведению», Болдырева Т.А. «Анкета самооценки доверчивости», «Семантический дифференциал», Купрейченко А.Б. «Авторская методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе». [2,3]

Посредством методики О.О. Адронниковой «Диагностика склонности к виктимному поведению» мы определили уровень индивидуальной виктимности.

Согласно данной методике виктимность может быть выражена на трёх уровнях:  нормальный уровень, среднестатистический уровень и высокий уровень. Общий уровень виктимности измеряется посредством сочетания значения по шкалам: шкала социальной желательности ответов, шкала склонности к агрессивному виктимному поведению, шкала склонности к самоповреждающему поведению, шкала склонности к гиперсоциальному поведению, шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению, шкала склонности к некритичному поведению, шкала реализованной виктимности. Автор выделяет шесть типов виктимного поведения: агрессивное, инициативное, активное, пассивное, некритичное, нейтральное. [4]

Таблица 1 – Среднегрупповые значения по шкалам методики О.О. Андронниковой в сравнении с уровневыми значениями.

Шкалы виктимности

Среднее групповое

Стандартное отклонение

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Социальной желательности ответов

3,95

1,39

1-2

3-5

6-9

Склонности к агрессивному виктимному поведению

6,3

4,06

1-8

9-16

17-27

Склонности к самоповреждающему виктимному поведению

7,05

2,25

1-7

8-11

12-22

Склонности к гиперсоциаль-ному поведению

7,15

2,05

1-4

5-7

8-14

Склонности к зависимому и беспомощному поведению

7

2,33

1-6

7-12

13-19

Склонности к некритичному поведению

6,35

1,89

1-7

8-12

13-19

Реализованной виктимности

5,05

1,82

1-7

8-12

13-18

На основании среднегрупповых значений мы предполагаем, что выявленная тенденция отражает соответствие требования профессии личностных свойств и качеств. Выявленные среднегрупповые значения позволяет констатировать, что опыт профессиональной деятельности нашел свое отражение в снижении тенденции к агрессивности, зависимости, гиперсоциальности и так далее.

Респондентам присуща повышенная забота о безопасности, стремление оградить себя от ошибок и неприятностей. Такой тип поведения может приводить к пассивности, высокому уровню тревожности и страхам. В данной ситуации человек легко может стать жертвой.

Также отражена тенденция к осторожности, стремлению предугадывать последствия. Респонденты редко попадают в критические ситуации, либо умеют выбирать правильный защитный способ поведения. Присутствует внутренняя готовность к виктимному способу поведения.

Таким образом, для педагогов характерна благополучная виктимологическая характеристика, которая, согласно данным по методике О.О. Андронниковой, связана с выраженной склонностью к умению педагогов контролировать своё поведение на фоне снижения мотивации достижения, стремления оградить себя от возможных неприятностей и опасностей, способностью критически оценивать окружающую обстановку, приверженность собственным целям отражают невысокий уровень склонности к зависимому и некритичному виктимному поведения. Иными словами, перечисленный диапазон качеств личности обуславливает снижение виктимности личности педагогов общеобразовательных школ.

С целью выявления обеспечивающих сравнительно благополучный виктимологический профиль качеств и свойств личности был проведён корреляционный анализ данных по методике О.О. Андронниковой и данными по «Анкете самооценки доверчивости». «Анкета самооценки доверчивости» позволяет выявить уровень выраженности специфических и неспецифических симптомов такого явления, как феномен недоверия. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 2 и таблице 3.

Таблица 2 – Значимые корреляционные связи параметров оценки виктимности по методике Андронниковой и данным по методике «Семантический дифференциал», «Авторская методика доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе»

 

 

Социальная желательность ответов Агрессивная виктимность Самоповреждающая виктимность Гиперсоциальная виктимность Беспомощность Некритичное поведение Реализованная виктимность
Другие люди (сила)

0,522

Самый близкий человек (активность)

0,446

Моя работа (сила)

0,552

Успех (сила)

0,585

Долг (активность)

0,482

Недоверие (Купрейченко)

0,492

Таблица 3 – Значимые корреляционные связи параметров оценки виктимности по методике Андронниковой и данным по «Анкете самооценки доверчивости»

 

 

Социальная желательность ответов Агрессивная виктимность Самоповрежда-ющая виктимность Гиперсоциальная виктимность Беспомощность Некритичное поведение Реализованная виктимность

0,838

-0,962

0,771

-0,800

-0,805

-0,800

0,836

-0,922

-0,890

0,775

-0,854

-0,882

Сн

-0,849

0,854

-0,912

Сс

0,826

0,934

-0,906

КН

0,842

-0,927

0,954

-0,898

Примечание: 1Д – детерминирующая шкала, 2У – шкала общих симптомов (установок), 3И – шкала изберательности общения, 4Д – шкала девальвации идеалов, 5Н – шкала негативного фона настроения, 6С – шкала сужения круга общения, 7Т – шкала тотального контроля, 8О – шкала оправдания жесткости, 9Р – шкала регламентации профессионального поведения, Сн – неспецифический симптом феномена недоверия, Сс – специфический симптом феномена недоверия, Кн – коэффициент недоверия.

Для достижения цели нашего исследования мы провели корреляционный анализ. Корреляционный анализ позволил выявить наличие коморбидных отдельным видам виктимности свойств, а также свойств, выступающих протекторами виктимности.

В таблице 2 представлены значимые корреляционные связи, обнаруженные между данными по методикам «Диагностика склонности к виктимному поведению» и «Семантический дифференциал». Обнаружились следующие значимые корреляционные связи: шкала склонности к агрессивному поведению и другие люди (по параметру силы), шкала реализованной виктимности и самый близкий человек (по параметру активность), шкала склонности к некритичному поведению и моя работа (по параметру силы), шкала склонности к некритичному поведению и успех (по параметру силы), шкала склонности к агрессивному виктимному поведению и долг (по параметру активности). [5]

Склонность к виктимному поведению отражается в общении с другими людьми, а также в проявлении долга – в том, сколько сил отводится на данное понятие, что, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Взаимодействие реализованной виктимности с близкими людьми отражает предрасположенность к виктимному поведению рядом с близким кругом лиц, определяющим фактором выступает позитивное или негативное отношение к человеку. [6] При реализации  негативного варианта обнаруживается склонность к виктимности. В работе, а так же в стремлении к успеху виктимность может приводить к пассивности поведения и к осторожному отношению к происходящему. Система межличностных отношений и отношение к себе действительно проявляются как свойство, тесно связанное с вероятностью развития виктимности. [7]

Также в таблице 2 представлены значимые корреляционные связи. Обнаруженные между данными по  методикам «Диагностика склонности к виктимному поведению» и «Авторская методика доверия/недоверия личности миру, другим людям и себе». Недоверие коррелирует со шкалой склонности к агрессивному виктимному поведению. Можно сделать вывод о негативном влиянии виктимности на систему отношений педагога. Это чревато проявлениями социально опасного поведения педагога  в профессиональной деятельности.

Согласно среднегрупповым значениям, в целом педагоги не склонны к виктимному поведению. Обнаруженные корреляционные связи, таким образом,  позволяют определить наиболее вероятные условия, при которых возможно развитие виктимности у представителей профессии педагога.

В таблице 3 представлены корреляционные связи. Обнаруженные по данным методик «Диагностика склонности к виктимному поведению» и «Анкета самооценки доверчивости». Наличие довольно большого числа отрицательных корреляционных связей между слабо выраженными симптомами феномена недоверия у педагогов Недоверие можно рассматривать как протектор склонности к агрессивному, самоповреждающему и зависимому поведению. Иными словами, виктимологические свойства личности будут проявляться в зависимости от уровня недоверия. [2]

Профиль личности, который мы наблюдаем, является относительно стабильным и  благоприятным. Полученные результаты исследования помогли определить взаимосвязь между типом проявляемого виктимного поведения и свойством личности, которое это поведение будет определять. Предрасположенность к виктимности будет отражаться на отношении к себе, к окружающим, к работе. Индивидуальная виктимность должна базироваться на понимании предпосылок формирования такого поведения, то есть осознания какие свойства личности могли к этому привести.


Библиографический список
  1. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.
  2. Клачкова О.А. Психологические особенности виктимной личности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №58. С. 396-399.
  3. Болдырев А.В., Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Прикладная юридическая психология. – 2016. – № 1 (34). С. 88-94.
  4. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с.
  5. Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский гуманитарный институт. 2004. С. 5-17.
  6. Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. О возможностях применения метода семантического дифференциала в исследовании личности. // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников Международной конференции. / Под общей редакцией Н.Б. Карабущенко. – 2013. – с. 80-85.
  7. Зубова, Л.В., Краснова, А.А. К проблеме определения понятия агрессии в психологической литературе. // Образование и саморазвитие. – 2008. – Т.4. – № 10. – с. 149-154.
  8. Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86.


Все статьи автора «wwwbuka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: