Виктимология – это учение о жертве преступления. Следовательно, под виктимностью мы понимаем склонность человека стать жертвой преступления. Термин «виктимность» был введен Л.В. Франком, однако, в настоящее время виктимность трактуют по-разному, поэтому существуют некоторые расхождения относительно предметности. [1]
К поиску причинности виктимности личности существуют разные точки зрения. В.И. Полубинский определяет виктимность с внутренними качествами индивида. Д.В. Ривман, выдвигая противоположную точку зрения, говорит о том, что виктимность связана только с уровнем преступности, поэтому каждый индивид склонен быть жертвой преступления. В.А. Туляков рассматривает этот вопрос как отклонение от норм безопасного поведения, которое проявляется в совокупности сформированных качеств. Таким образом, можно судить о неоднозначности мнений в данном вопросе. Мы предполагаем, что потенциальная опасность кроется в личностных свойствах. [2]
Поиск протекторных личностных механизмов для формирования виктимной личности является актуальной проблемой в современном мире, который наполнен угрозами самого разного характера, когда человек зачастую в силу самых разных обстоятельств не способен справляться с возникающими ситуациями, принимая на себя роль жертвы. Необходимо понимать, как взаимосвязаны между собой свойства личности и модель виктимного поведения, а также источники предрасположенности к принятию на себя роли жертвы.
Означенные психические явления выступили в качестве предмета нашего исследования. Целью исследования выступил поиск особенностей смысловой сферы личности, способствующих и препятствующих виктимности.
В качестве экспериментальной группы выступили педагоги общеобразовательного учреждения. В эту группу вошли респонденты преимущественно женского пола в возрасте 25-60 лет, в количестве 20 человек.
Было проведено исследование на основании следующих методик: Адронникова О.О. «Диагностика склонности к виктимному поведению», Болдырева Т.А. «Анкета самооценки доверчивости», «Семантический дифференциал», Купрейченко А.Б. «Авторская методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе». [2,3]
Посредством методики О.О. Адронниковой «Диагностика склонности к виктимному поведению» мы определили уровень индивидуальной виктимности.
Согласно данной методике виктимность может быть выражена на трёх уровнях: нормальный уровень, среднестатистический уровень и высокий уровень. Общий уровень виктимности измеряется посредством сочетания значения по шкалам: шкала социальной желательности ответов, шкала склонности к агрессивному виктимному поведению, шкала склонности к самоповреждающему поведению, шкала склонности к гиперсоциальному поведению, шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению, шкала склонности к некритичному поведению, шкала реализованной виктимности. Автор выделяет шесть типов виктимного поведения: агрессивное, инициативное, активное, пассивное, некритичное, нейтральное. [4]
Таблица 1 – Среднегрупповые значения по шкалам методики О.О. Андронниковой в сравнении с уровневыми значениями.
Шкалы виктимности |
Среднее групповое |
Стандартное отклонение |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Социальной желательности ответов |
3,95 |
1,39 |
1-2 |
3-5 |
6-9 |
Склонности к агрессивному виктимному поведению |
6,3 |
4,06 |
1-8 |
9-16 |
17-27 |
Склонности к самоповреждающему виктимному поведению |
7,05 |
2,25 |
1-7 |
8-11 |
12-22 |
Склонности к гиперсоциаль-ному поведению |
7,15 |
2,05 |
1-4 |
5-7 |
8-14 |
Склонности к зависимому и беспомощному поведению |
7 |
2,33 |
1-6 |
7-12 |
13-19 |
Склонности к некритичному поведению |
6,35 |
1,89 |
1-7 |
8-12 |
13-19 |
Реализованной виктимности |
5,05 |
1,82 |
1-7 |
8-12 |
13-18 |
На основании среднегрупповых значений мы предполагаем, что выявленная тенденция отражает соответствие требования профессии личностных свойств и качеств. Выявленные среднегрупповые значения позволяет констатировать, что опыт профессиональной деятельности нашел свое отражение в снижении тенденции к агрессивности, зависимости, гиперсоциальности и так далее.
Респондентам присуща повышенная забота о безопасности, стремление оградить себя от ошибок и неприятностей. Такой тип поведения может приводить к пассивности, высокому уровню тревожности и страхам. В данной ситуации человек легко может стать жертвой.
Также отражена тенденция к осторожности, стремлению предугадывать последствия. Респонденты редко попадают в критические ситуации, либо умеют выбирать правильный защитный способ поведения. Присутствует внутренняя готовность к виктимному способу поведения.
Таким образом, для педагогов характерна благополучная виктимологическая характеристика, которая, согласно данным по методике О.О. Андронниковой, связана с выраженной склонностью к умению педагогов контролировать своё поведение на фоне снижения мотивации достижения, стремления оградить себя от возможных неприятностей и опасностей, способностью критически оценивать окружающую обстановку, приверженность собственным целям отражают невысокий уровень склонности к зависимому и некритичному виктимному поведения. Иными словами, перечисленный диапазон качеств личности обуславливает снижение виктимности личности педагогов общеобразовательных школ.
С целью выявления обеспечивающих сравнительно благополучный виктимологический профиль качеств и свойств личности был проведён корреляционный анализ данных по методике О.О. Андронниковой и данными по «Анкете самооценки доверчивости». «Анкета самооценки доверчивости» позволяет выявить уровень выраженности специфических и неспецифических симптомов такого явления, как феномен недоверия. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2 – Значимые корреляционные связи параметров оценки виктимности по методике Андронниковой и данным по методике «Семантический дифференциал», «Авторская методика доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе»
|
Социальная желательность ответов | Агрессивная виктимность | Самоповреждающая виктимность | Гиперсоциальная виктимность | Беспомощность | Некритичное поведение | Реализованная виктимность |
Другие люди (сила) |
0,522 |
||||||
Самый близкий человек (активность) |
0,446 |
||||||
Моя работа (сила) |
0,552 |
||||||
Успех (сила) |
0,585 |
||||||
Долг (активность) |
0,482 |
||||||
Недоверие (Купрейченко) |
0,492 |
Таблица 3 – Значимые корреляционные связи параметров оценки виктимности по методике Андронниковой и данным по «Анкете самооценки доверчивости»
|
Социальная желательность ответов | Агрессивная виктимность | Самоповрежда-ющая виктимность | Гиперсоциальная виктимность | Беспомощность | Некритичное поведение | Реализованная виктимность |
1Д |
0,838 |
-0,962 |
|||||
2У |
0,771 |
-0,800 |
-0,805 |
||||
3И |
-0,800 |
0,836 |
-0,922 |
||||
4Д |
-0,890 |
||||||
5Н |
0,775 |
-0,854 |
|||||
6С | |||||||
7Т | |||||||
8О |
-0,882 |
||||||
9Р | |||||||
Сн |
-0,849 |
0,854 |
-0,912 |
||||
Сс |
0,826 |
0,934 |
-0,906 |
||||
КН |
0,842 |
-0,927 |
0,954 |
-0,898 |
Примечание: 1Д – детерминирующая шкала, 2У – шкала общих симптомов (установок), 3И – шкала изберательности общения, 4Д – шкала девальвации идеалов, 5Н – шкала негативного фона настроения, 6С – шкала сужения круга общения, 7Т – шкала тотального контроля, 8О – шкала оправдания жесткости, 9Р – шкала регламентации профессионального поведения, Сн – неспецифический симптом феномена недоверия, Сс – специфический симптом феномена недоверия, Кн – коэффициент недоверия.
Для достижения цели нашего исследования мы провели корреляционный анализ. Корреляционный анализ позволил выявить наличие коморбидных отдельным видам виктимности свойств, а также свойств, выступающих протекторами виктимности.
В таблице 2 представлены значимые корреляционные связи, обнаруженные между данными по методикам «Диагностика склонности к виктимному поведению» и «Семантический дифференциал». Обнаружились следующие значимые корреляционные связи: шкала склонности к агрессивному поведению и другие люди (по параметру силы), шкала реализованной виктимности и самый близкий человек (по параметру активность), шкала склонности к некритичному поведению и моя работа (по параметру силы), шкала склонности к некритичному поведению и успех (по параметру силы), шкала склонности к агрессивному виктимному поведению и долг (по параметру активности). [5]
Склонность к виктимному поведению отражается в общении с другими людьми, а также в проявлении долга – в том, сколько сил отводится на данное понятие, что, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Взаимодействие реализованной виктимности с близкими людьми отражает предрасположенность к виктимному поведению рядом с близким кругом лиц, определяющим фактором выступает позитивное или негативное отношение к человеку. [6] При реализации негативного варианта обнаруживается склонность к виктимности. В работе, а так же в стремлении к успеху виктимность может приводить к пассивности поведения и к осторожному отношению к происходящему. Система межличностных отношений и отношение к себе действительно проявляются как свойство, тесно связанное с вероятностью развития виктимности. [7]
Также в таблице 2 представлены значимые корреляционные связи. Обнаруженные между данными по методикам «Диагностика склонности к виктимному поведению» и «Авторская методика доверия/недоверия личности миру, другим людям и себе». Недоверие коррелирует со шкалой склонности к агрессивному виктимному поведению. Можно сделать вывод о негативном влиянии виктимности на систему отношений педагога. Это чревато проявлениями социально опасного поведения педагога в профессиональной деятельности.
Согласно среднегрупповым значениям, в целом педагоги не склонны к виктимному поведению. Обнаруженные корреляционные связи, таким образом, позволяют определить наиболее вероятные условия, при которых возможно развитие виктимности у представителей профессии педагога.
В таблице 3 представлены корреляционные связи. Обнаруженные по данным методик «Диагностика склонности к виктимному поведению» и «Анкета самооценки доверчивости». Наличие довольно большого числа отрицательных корреляционных связей между слабо выраженными симптомами феномена недоверия у педагогов Недоверие можно рассматривать как протектор склонности к агрессивному, самоповреждающему и зависимому поведению. Иными словами, виктимологические свойства личности будут проявляться в зависимости от уровня недоверия. [2]
Профиль личности, который мы наблюдаем, является относительно стабильным и благоприятным. Полученные результаты исследования помогли определить взаимосвязь между типом проявляемого виктимного поведения и свойством личности, которое это поведение будет определять. Предрасположенность к виктимности будет отражаться на отношении к себе, к окружающим, к работе. Индивидуальная виктимность должна базироваться на понимании предпосылок формирования такого поведения, то есть осознания какие свойства личности могли к этому привести.
Библиографический список
- Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.
- Клачкова О.А. Психологические особенности виктимной личности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №58. С. 396-399.
- Болдырев А.В., Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Прикладная юридическая психология. – 2016. – № 1 (34). С. 88-94.
- Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с.
- Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский гуманитарный институт. 2004. С. 5-17.
- Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. О возможностях применения метода семантического дифференциала в исследовании личности. // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников Международной конференции. / Под общей редакцией Н.Б. Карабущенко. – 2013. – с. 80-85.
- Зубова, Л.В., Краснова, А.А. К проблеме определения понятия агрессии в психологической литературе. // Образование и саморазвитие. – 2008. – Т.4. – № 10. – с. 149-154.
- Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86.
Количество просмотров публикации: Please wait