УДК 130.122

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Костарев Алексей Владиславович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
В статье рассматривается феноменология антропологического знания: от философской антропологии («царице» антропологий) до современных форм антропологического знания (киберантропологии, гендерной антропологии и мн. др.). В ХХ веке антропологическое знание становится чрезвычайно востребованным и многообразным: человечество осознало необходимость в этом «ракурсе» гуманитарного знания, поскольку именно оно способно дать ключ к человекосоразмерному способу бытия. Говоря о «спецификации человеческого», разные антропологии позволяют изучить и осмыслить все возможные проявления человеческой онтологии; «сухой остаток» этого знания в конечном счёте находит своё отражение и рефлексируется в методологическом поле философской антропологии (проблематика природы и сущности человеческого бытия).

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Костарев А.В., Пятилетова Л.В. Феноменология антропологического подхода // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/23989 (дата обращения: 01.06.2017).

Философская антропология как базовый раздел философии сегодня чрезвычайно востребована: являясь своего рода теоретической площадкой, которая объединяет всю совокупность (философских) концепций, так или иначе рассматривающих и трактующих человеческую проблематику, она позволяет не только выработать (современный, интегральный) взгляд на человека, но и уловить вновь нарождающиеся теоретические «тренды» трансформации человеческого бытия.

Нельзя забывать, что в конце XIХ и в течение всего ХХ века антропологическая проблематика пережила своеобразный теоретический бум: появилось множество антропологий (как наук) – каждая со своим узкоспециальным предметом и методами исследования.

«Пионером» (середина XIX в.) является антропология как часть биологии (до сих пор в научном сообществе, вероятно, по причине прецедента термин «антропология» суть синоним антропологии как части биологии) – наука, изучающая генезис и (нормальное) строение человека.

Далее появилась культурантропология (захватывающие работы Э. Тейлора, Дж. Фрэзера, далее – М. Мид, К. Леви-Стросса, Р. Бенедикта), занимавшаяся описанием быта и изучением нравов «примитивных» (нецивилизованных) народов. В настоящее время культурантропология сосредоточена на изучении специфики языка, норм, традиций, обычаев «примитивных» культур путём сравнения (компаративистский подход) со спецификой индустриальных и постиндустриальных обществ.

Ещё одно проявление антропологии – историческая антропология (первая треть ХХ в., школа «Анналов»), которая стала рассматривать историю как историю ментальностей: специфика и эволюция установок сознания, характерных для «среднего человека» какой-либо эпохи определённой социокультурной среды.

Значительной разновидностью антропологии является социальная антропология (конец XIX в.), изучающая сквозь призму социальных структур феномен взаимодействия людей.

В ХХ веке антропологическая проблематика стала настолько востребована, что практически в каждой области науки выделяется своя «отрасль» с антропологическим уклоном. Остановимся на некоторых из них.

Юридическая антропология изучает правовые системы различных обществ в их становлении (от архаики до современности); юридическая антропология подчёркивает уникальную способность человеческих существ к созданию (созиданию) правовых норм и следованию им.

Психологическая антропология изучает всё то, что связано с национально-этнической спецификой психики. «В рамках психологической антропологии получают сегодня право на существование такие направления и тематические разделы, как антропология эмоций, антропология личности, психоаналитическая антропология, психиатрическая (клиническая) антропология, символическая антропология, когнитивная антропология и др. …  Основные проблемы психоантропологии – соотношение культуры и мышления, бессознательные формы поведения, изменённые состояния сознания, аномальное в культуре, национальный характер, детство как культурный феномен» [1, с. 65].

Экономическая антропология. Предметом изучения экономической антропологии является содержание человеческого взаимодействия по поводу товаров и услуг: от ранних форм и способов хозяйствования (докапиталистических) до современных (традиционных, индустриальных, постиндустриальных), в том числе в компаративистском ключе.

Наиболее «практичной» антропологией оказывается (на первый взгляд) прикладная антропология, открывающая перспективу непосредственного применения (полученного при изучении различных культур) знания на практике: непосредственная работа/сопровождение в различных социальных институтах. «Прикладные антропологи работают исследователями, преподавателями, консультантами в банковском деле, маркетинге, рекламе, здравоохранении, образовании, менеджменте, службах миграции и занятости и т.д. Во многом благодаря им правительства индустриальных держав научились бережно относиться к культурной самобытности развивающихся стран и прогнозировать негативные последствия, к которым приводит столкновение культур» [1, с. 73].

К сравнительно новым отраслям антропологического знания принадлежат такие отрасли антропологии, в названии которых звучит сам предмет изучения/спецификация знания:

экологическая антропология;

гендерная антропология;

бизнес-антропология;

антропозоология;

киберантропология;

– педагогическая антропология;

- визуальная антропология;

- религиозная антропология и мн. др.

Таким образом, говоря о «спецификации человеческого», разные антропологии позволяют изучить и осмыслить все возможные проявления человеческой онтологии; «сухой остаток» этого знания в конечном счёте находит своё отражение и рефлексируется в методологическом поле философской антропологии – «царице» антропологий.

Спектр возможных антропологий не ограничен, что напрямую «упирается» в одну из ключевых проблем философской антропологии – проблему природы и сущности человека.


Библиографический список
  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. –М., 2005. – 688 с.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: