Философская антропология как базовый раздел философии сегодня чрезвычайно востребована: являясь своего рода теоретической площадкой, которая объединяет всю совокупность (философских) концепций, так или иначе рассматривающих и трактующих человеческую проблематику, она позволяет не только выработать (современный, интегральный) взгляд на человека, но и уловить вновь нарождающиеся теоретические «тренды» трансформации человеческого бытия.
Нельзя забывать, что в конце XIХ и в течение всего ХХ века антропологическая проблематика пережила своеобразный теоретический бум: появилось множество антропологий (как наук) – каждая со своим узкоспециальным предметом и методами исследования.
«Пионером» (середина XIX в.) является антропология как часть биологии (до сих пор в научном сообществе, вероятно, по причине прецедента термин «антропология» суть синоним антропологии как части биологии) – наука, изучающая генезис и (нормальное) строение человека.
Далее появилась культурантропология (захватывающие работы Э. Тейлора, Дж. Фрэзера, далее – М. Мид, К. Леви-Стросса, Р. Бенедикта), занимавшаяся описанием быта и изучением нравов «примитивных» (нецивилизованных) народов. В настоящее время культурантропология сосредоточена на изучении специфики языка, норм, традиций, обычаев «примитивных» культур путём сравнения (компаративистский подход) со спецификой индустриальных и постиндустриальных обществ.
Ещё одно проявление антропологии – историческая антропология (первая треть ХХ в., школа «Анналов»), которая стала рассматривать историю как историю ментальностей: специфика и эволюция установок сознания, характерных для «среднего человека» какой-либо эпохи определённой социокультурной среды.
Значительной разновидностью антропологии является социальная антропология (конец XIX в.), изучающая сквозь призму социальных структур феномен взаимодействия людей.
В ХХ веке антропологическая проблематика стала настолько востребована, что практически в каждой области науки выделяется своя «отрасль» с антропологическим уклоном. Остановимся на некоторых из них.
Юридическая антропология изучает правовые системы различных обществ в их становлении (от архаики до современности); юридическая антропология подчёркивает уникальную способность человеческих существ к созданию (созиданию) правовых норм и следованию им.
Психологическая антропология изучает всё то, что связано с национально-этнической спецификой психики. «В рамках психологической антропологии получают сегодня право на существование такие направления и тематические разделы, как антропология эмоций, антропология личности, психоаналитическая антропология, психиатрическая (клиническая) антропология, символическая антропология, когнитивная антропология и др. … Основные проблемы психоантропологии – соотношение культуры и мышления, бессознательные формы поведения, изменённые состояния сознания, аномальное в культуре, национальный характер, детство как культурный феномен» [1, с. 65].
Экономическая антропология. Предметом изучения экономической антропологии является содержание человеческого взаимодействия по поводу товаров и услуг: от ранних форм и способов хозяйствования (докапиталистических) до современных (традиционных, индустриальных, постиндустриальных), в том числе в компаративистском ключе.
Наиболее «практичной» антропологией оказывается (на первый взгляд) прикладная антропология, открывающая перспективу непосредственного применения (полученного при изучении различных культур) знания на практике: непосредственная работа/сопровождение в различных социальных институтах. «Прикладные антропологи работают исследователями, преподавателями, консультантами в банковском деле, маркетинге, рекламе, здравоохранении, образовании, менеджменте, службах миграции и занятости и т.д. Во многом благодаря им правительства индустриальных держав научились бережно относиться к культурной самобытности развивающихся стран и прогнозировать негативные последствия, к которым приводит столкновение культур» [1, с. 73].
К сравнительно новым отраслям антропологического знания принадлежат такие отрасли антропологии, в названии которых звучит сам предмет изучения/спецификация знания:
– экологическая антропология;
– гендерная антропология;
– бизнес-антропология;
– антропозоология;
– киберантропология;
– педагогическая антропология;
- визуальная антропология;
- религиозная антропология и мн. др.
Таким образом, говоря о «спецификации человеческого», разные антропологии позволяют изучить и осмыслить все возможные проявления человеческой онтологии; «сухой остаток» этого знания в конечном счёте находит своё отражение и рефлексируется в методологическом поле философской антропологии – «царице» антропологий.
Спектр возможных антропологий не ограничен, что напрямую «упирается» в одну из ключевых проблем философской антропологии – проблему природы и сущности человека.
Библиографический список
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник. –М., 2005. – 688 с.
Количество просмотров публикации: Please wait