УДК 355.121, 323.1

ПРОБЛЕМА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Макаров Василий Николаевич1, Овасапян Тигран Усикович2, Гарманов Сергей Семенович3
1Московский технологический университет, студент 4 курса
2Московский технологический университет, студент 4 курса
3Московский технологический университет, кандидат военных наук, доцент военной кафедры

Аннотация
В статье рассмотрена тема межэтнических и межнациональных отношений в современной российской армии. Изучены возможные проблемы, связанные с этническим взаимодействием, рассмотрены различные типы отношений в воинских коллективах, сделаны выводы и предложения по налаживанию межнационального взаимодействия.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Макаров В.Н., Овасапян Т.У., Гарманов С.С. Проблема межэтнического взаимодействия в воинском коллективе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23890 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной России проблемы межэтнического взаимодействия распространены повсеместно, в том числе – в Вооруженных Силах. В российской армии служат представители всех национальных групп и связаны единой миссией – защитой Отечества. Все военнослужащие имеют равные права и обязанности, которые определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» вне зависимости от этнической, религиозной и иной социальной принадлежности.

В Советском Союзе институт армии традиционно служил местом социализации, если не социальным лифтом для многонациональной страны. Здесь военнослужащие из разных регионов набирались опыта взаимодействия в коллективе, учили русский язык, учились трудолюбию. Формировалась культурная, языковая интеграция военнослужащих.

Как в советской армии, так и в современной российской армии религиозная и этническая принадлежность – важный маркер во взаимоотношениях военнослужащих. На основе этого маркера и совместно с другими (место призыва, период службы) могут формироваться микроколлективы внутри воинского коллектива. Такие микроколлективы обусловлены тем, что для призывников, впервые попавших на место службы в многонациональный коллектив, языковые, культурные, религиозные идентификаторы предстают важными отличительными чертами военнослужащего.

Воинские коллективы раз­личаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. В более оснащенные части происходит призыв более подготовленных военнослужащих, владеющих достаточным уровнем технической и общеобразовательной подготовки, знания русского языка, без чего невозможно глубоко освоить аспекты военной специальности.

Неравномерность в подготовленности к военной службе призывников различных регионов страны приводит к распределению военнослужащих по национальности. К примеру, в подразделения связи, разведки попадает больше военнослужащих славянских нацио­нальностей; в военно-строительные, дорож­ные – воинов закавказских и среднеазиатских национальностей.

Дифференциация военнослужащих по этнической принадлежности, вызванная распределение призывников по родам и видам войск в зависимости от их подготовленности, влияет на межэтническое взаимодействие и на частоту возникновения конфликтных ситуаций на национальной почве. Выделяется три типа отношений в воинских коллективах, в которых межэтническое взаимодействие основано на принципиально различной основе:

  • Первый тип отношений проявляется в коллективах, в которых преобладает число военнослужащих славянских национальностей. Взаимоотношения в них основаны на национально-психологических особенностях славян. В воинских коллективах данного типа воины неславянских национальностей сохраняют свою национальную уникальность, при этом принимают, осознают тип отношений и нормы поведения данного коллектива. Во взаимоотношениях таких коллективов преобладающую роль играет срок службы, степень подготовленности военнослужащих, уровень освоения военной специальности.
  • Второй тип отношений свойственен воинским коллективам, в которых число представителей различных национальностей примерно одинаково. Межэтнические взаимоотношения в них формируются под воздействием национальных чертах воинов различных национальных групп. В коллективах данного типа соблюдается баланс в численности представителей славянских и иных национальностей.
  • Третий тип отношений характерен тем воинским коллективам, в которых доминирует по численности одна из национальных групп. Общественно-психологические особенности подобных коллективов проявляются под воздействием национальных черт воинов данной национальной принадлежности. В коллективах данного типа численность солдат славянских национальностей составляет меньшинство.

Частота возникновения конфликтных ситуаций проявляется в воинских коллективах по-разному, что необходимо учитывать в процессе работы по их предупреждению.

Было проведено исследование, в котором показана оценка межэтнических конфликтов демобилизовавшимися солдатами (см. табл. 1). Показано отношение славянского большинства к этническим меньшинствам. Отмечено, что внимание в основном концентрируется на представителях кавказских народностей. “… к представителям Северного Кавказа наблюдается выраженное негативное отношение, в котором значительную роль играет чувство страха. Однако при вопросе, чем же так плохи их северокавказские сослуживцы, самым частым ответом была мысль о том, что они занимаются самоуправством и устанавливают свои правила игры. В интервью отмечалось, что кавказцы в отличие от русских более сплоченные между собой, в их среде меньше тех, кто предаст или подставит…” [1]. В исследовании отмечено то, что при небольших группах представителей кавказских народностей среди военнослужащих происходит их адаптация с формальными и неформальными правилами воинской жизни, но при больших количествах воинов данных национальных принадлежностей их сплоченность оказывает давление и влияние на воинский коллектив.

В исследовании отмечается, что современная российская армия часто является “ареной социальных и этнических конфликтов, где в качестве рационализирующей модели является этнический фактор”, однако присутствует возможность выполнения российской армией функции формирования “гражданской нации” при тщательном учете культурных, этнических, социальных особенностей военнослужащих, а также при повышении общего уровня патриотизма у всех призывников.

Таблица 1. Оценка состояния межэтнических отношений в Вооруженных Силах РФ (%)  

В Российской Армии

В части

В батальоне

неконфликтный, спокойный характер (толерантный)

26.0

31.7

44.7

тревожный характер

20.0

21.0

17.0

напряженный характер

15.0

19.0

12.3

конфликтный, кризисный характер

8.0

10.0

4.7

взрывоопасный характер

2.3

4.7

3.3

не поддается оценке

4.7

2.7

6.0

затрудняюсь ответить

23.3

9.7

10.3

нет ответа

0.7

1.3

1.7 

Налаживание работы с этническими группами отводится как офицеру и сержантам в части, так и институту военной полиции. Важно не допустить так называемой дедовщины среди военнослужащих путем грамотной работы с личным составом, а неправильно налаженное этническое взаимодействие в части может негативно способствовать дедовщине.

Одним из основных механизмов в преодолении конфликтных ситуаций при межэтническом взаимодействии военнослужащих является формирование культуры межнационального общения.

Культуру межнационального общения можно рассматривать как набор правил, следуя которым необходимо действовать в процессе межэтнического взаимодействия, в то же время как личную способность каждого военнослужащего разумно воспринимать представителей различных национальных групп.

Процесс выработки культуры межнационального общения является сложным и требует разностороннего подхода. Существует мнение, что самая важная роль в межэтнических конфликтах отводится собственно личности, человеческим страстям и противоречиям между людьми, а сами этнические отличия играют второстепенную роль. По этой причине для создания благоприятного климата отношений важно решение в первую очередь социальных проблем в воинском коллективе.

Целью формирования культуры межнационального общения в воинском коллективе является выработка уважительного и толерантного отношения к ценностям военнослужащих любых национальных групп, приобретение солдатами объективных знаний о других народах, способствование эффективному межэтническому взаимодействию, воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, определение актуальной модели поведения среди военнослужащих различной этнической принадлежности.

Основными функциями культуры межнационального общения являются[2]: побуждающая, смысловая, информативная, воспитательная, коммуникативная, интегрирующая.

  • побуждающая функция направлена на побуждение у военнослужащих желания и стремления в освоении культуры, традиций и обычаев других народов;
  • смысловая функция формирует у воинов осознание необходимости выработки механизмов налаживания межэтнических конфликтов;
  • информативная функция отражает процесс приобретения воинами объективных знаний в области межнационального общения;
  • воспитательная функция способствует принятию воинами культуры межнационального общения в процессе взаимодействия в воинском коллективе, развитию духовно-нравственных и морально-психологических ценностей солдатами;
  • коммуникативная функция направлена на социализацию личности военнослужащего, формирует устойчивую линию поведения, выработку навыков общения в многонациональном воинском коллективе;
  • интегрирующая функция способствует осознанию того, что культура межнационального общения основана на таких нравственных и морально-этических ценностях, как честь, уважение, достоинство, взаимопомощь, справедливость, войсковое товарищество.

Культура межнационального общения у военнослужащих должна выступать в виде самостоятельного качества личности.

Основными направлениями работы в процессе формирования культуры межнационального общения в воинских коллективах являются:

  • освещение героических достижений всех братских республик, пропаганда дружбы и сотрудничества;
  • аргументированная борьба против проявлений национализма, шовинизма;
  • способствование осознания необходимости сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки для решения боевых задач;

Организация повседневной деятельности воинского коллектива требует знания национальных особенностей военнослужащих, специальных усилий и мер по формированию культуры межнационального общения. Со стороны офицеров необходимо быть осведомленным о культуре, истории тех субъектов или республик, откуда призваны их подчиненные. Важно рассматривать вопросы укрепления дружбы, создания высокой нравственной атмосферы в коллективе, войскового товарищества и дружбы на общих собраниях военнослужащих.

Для обеспечения продуктивной работы по выработке культуры межнационального общения, необходимо, чтобы офицерский состав овладел методами изучения психического мира личности, способами и механизмами управляющих воздействий на характер отношений в военно-профессиональной, морально-политической и межличностно-бытовой сферах.

Вооруженные Силы в любых условиях должны оставаться оплотом уверенности и стабильности. Товарищеская выручка, дружба, взаимопомощь сплачивают воинский коллектив. Развитие взаимоотношений в воинском коллективе – способ улучшения условий службы воинов, повышения качества деятельности коллектива.


Библиографический список
  1. Савинов Л.В. Этнополитика в региональном измерении – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 387 с.
  2. Николаева Г.А. Сущностные характеристики культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/ped11.html (дата обращения 18.05.2017)
  3. Самойленко В. Ф. Основа боевого союза: интернационализм как фактор оборонной мощи Советского государства. М.: Воениздат, 1981.


Все статьи автора «Макаров Василий Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: