В современной России проблемы межэтнического взаимодействия распространены повсеместно, в том числе – в Вооруженных Силах. В российской армии служат представители всех национальных групп и связаны единой миссией – защитой Отечества. Все военнослужащие имеют равные права и обязанности, которые определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» вне зависимости от этнической, религиозной и иной социальной принадлежности.
В Советском Союзе институт армии традиционно служил местом социализации, если не социальным лифтом для многонациональной страны. Здесь военнослужащие из разных регионов набирались опыта взаимодействия в коллективе, учили русский язык, учились трудолюбию. Формировалась культурная, языковая интеграция военнослужащих.
Как в советской армии, так и в современной российской армии религиозная и этническая принадлежность – важный маркер во взаимоотношениях военнослужащих. На основе этого маркера и совместно с другими (место призыва, период службы) могут формироваться микроколлективы внутри воинского коллектива. Такие микроколлективы обусловлены тем, что для призывников, впервые попавших на место службы в многонациональный коллектив, языковые, культурные, религиозные идентификаторы предстают важными отличительными чертами военнослужащего.
Воинские коллективы различаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. В более оснащенные части происходит призыв более подготовленных военнослужащих, владеющих достаточным уровнем технической и общеобразовательной подготовки, знания русского языка, без чего невозможно глубоко освоить аспекты военной специальности.
Неравномерность в подготовленности к военной службе призывников различных регионов страны приводит к распределению военнослужащих по национальности. К примеру, в подразделения связи, разведки попадает больше военнослужащих славянских национальностей; в военно-строительные, дорожные – воинов закавказских и среднеазиатских национальностей.
Дифференциация военнослужащих по этнической принадлежности, вызванная распределение призывников по родам и видам войск в зависимости от их подготовленности, влияет на межэтническое взаимодействие и на частоту возникновения конфликтных ситуаций на национальной почве. Выделяется три типа отношений в воинских коллективах, в которых межэтническое взаимодействие основано на принципиально различной основе:
- Первый тип отношений проявляется в коллективах, в которых преобладает число военнослужащих славянских национальностей. Взаимоотношения в них основаны на национально-психологических особенностях славян. В воинских коллективах данного типа воины неславянских национальностей сохраняют свою национальную уникальность, при этом принимают, осознают тип отношений и нормы поведения данного коллектива. Во взаимоотношениях таких коллективов преобладающую роль играет срок службы, степень подготовленности военнослужащих, уровень освоения военной специальности.
- Второй тип отношений свойственен воинским коллективам, в которых число представителей различных национальностей примерно одинаково. Межэтнические взаимоотношения в них формируются под воздействием национальных чертах воинов различных национальных групп. В коллективах данного типа соблюдается баланс в численности представителей славянских и иных национальностей.
- Третий тип отношений характерен тем воинским коллективам, в которых доминирует по численности одна из национальных групп. Общественно-психологические особенности подобных коллективов проявляются под воздействием национальных черт воинов данной национальной принадлежности. В коллективах данного типа численность солдат славянских национальностей составляет меньшинство.
Частота возникновения конфликтных ситуаций проявляется в воинских коллективах по-разному, что необходимо учитывать в процессе работы по их предупреждению.
Было проведено исследование, в котором показана оценка межэтнических конфликтов демобилизовавшимися солдатами (см. табл. 1). Показано отношение славянского большинства к этническим меньшинствам. Отмечено, что внимание в основном концентрируется на представителях кавказских народностей. “… к представителям Северного Кавказа наблюдается выраженное негативное отношение, в котором значительную роль играет чувство страха. Однако при вопросе, чем же так плохи их северокавказские сослуживцы, самым частым ответом была мысль о том, что они занимаются самоуправством и устанавливают свои правила игры. В интервью отмечалось, что кавказцы в отличие от русских более сплоченные между собой, в их среде меньше тех, кто предаст или подставит…” [1]. В исследовании отмечено то, что при небольших группах представителей кавказских народностей среди военнослужащих происходит их адаптация с формальными и неформальными правилами воинской жизни, но при больших количествах воинов данных национальных принадлежностей их сплоченность оказывает давление и влияние на воинский коллектив.
В исследовании отмечается, что современная российская армия часто является “ареной социальных и этнических конфликтов, где в качестве рационализирующей модели является этнический фактор”, однако присутствует возможность выполнения российской армией функции формирования “гражданской нации” при тщательном учете культурных, этнических, социальных особенностей военнослужащих, а также при повышении общего уровня патриотизма у всех призывников.
Таблица 1. Оценка состояния межэтнических отношений в Вооруженных Силах РФ (%)
|
В Российской Армии |
В части |
В батальоне |
неконфликтный, спокойный характер (толерантный) |
26.0 |
31.7 |
44.7 |
тревожный характер |
20.0 |
21.0 |
17.0 |
напряженный характер |
15.0 |
19.0 |
12.3 |
конфликтный, кризисный характер |
8.0 |
10.0 |
4.7 |
взрывоопасный характер |
2.3 |
4.7 |
3.3 |
не поддается оценке |
4.7 |
2.7 |
6.0 |
затрудняюсь ответить |
23.3 |
9.7 |
10.3 |
нет ответа |
0.7 |
1.3 |
1.7 |
Налаживание работы с этническими группами отводится как офицеру и сержантам в части, так и институту военной полиции. Важно не допустить так называемой дедовщины среди военнослужащих путем грамотной работы с личным составом, а неправильно налаженное этническое взаимодействие в части может негативно способствовать дедовщине.
Одним из основных механизмов в преодолении конфликтных ситуаций при межэтническом взаимодействии военнослужащих является формирование культуры межнационального общения.
Культуру межнационального общения можно рассматривать как набор правил, следуя которым необходимо действовать в процессе межэтнического взаимодействия, в то же время как личную способность каждого военнослужащего разумно воспринимать представителей различных национальных групп.
Процесс выработки культуры межнационального общения является сложным и требует разностороннего подхода. Существует мнение, что самая важная роль в межэтнических конфликтах отводится собственно личности, человеческим страстям и противоречиям между людьми, а сами этнические отличия играют второстепенную роль. По этой причине для создания благоприятного климата отношений важно решение в первую очередь социальных проблем в воинском коллективе.
Целью формирования культуры межнационального общения в воинском коллективе является выработка уважительного и толерантного отношения к ценностям военнослужащих любых национальных групп, приобретение солдатами объективных знаний о других народах, способствование эффективному межэтническому взаимодействию, воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, определение актуальной модели поведения среди военнослужащих различной этнической принадлежности.
Основными функциями культуры межнационального общения являются[2]: побуждающая, смысловая, информативная, воспитательная, коммуникативная, интегрирующая.
- побуждающая функция направлена на побуждение у военнослужащих желания и стремления в освоении культуры, традиций и обычаев других народов;
- смысловая функция формирует у воинов осознание необходимости выработки механизмов налаживания межэтнических конфликтов;
- информативная функция отражает процесс приобретения воинами объективных знаний в области межнационального общения;
- воспитательная функция способствует принятию воинами культуры межнационального общения в процессе взаимодействия в воинском коллективе, развитию духовно-нравственных и морально-психологических ценностей солдатами;
- коммуникативная функция направлена на социализацию личности военнослужащего, формирует устойчивую линию поведения, выработку навыков общения в многонациональном воинском коллективе;
- интегрирующая функция способствует осознанию того, что культура межнационального общения основана на таких нравственных и морально-этических ценностях, как честь, уважение, достоинство, взаимопомощь, справедливость, войсковое товарищество.
Культура межнационального общения у военнослужащих должна выступать в виде самостоятельного качества личности.
Основными направлениями работы в процессе формирования культуры межнационального общения в воинских коллективах являются:
- освещение героических достижений всех братских республик, пропаганда дружбы и сотрудничества;
- аргументированная борьба против проявлений национализма, шовинизма;
- способствование осознания необходимости сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки для решения боевых задач;
Организация повседневной деятельности воинского коллектива требует знания национальных особенностей военнослужащих, специальных усилий и мер по формированию культуры межнационального общения. Со стороны офицеров необходимо быть осведомленным о культуре, истории тех субъектов или республик, откуда призваны их подчиненные. Важно рассматривать вопросы укрепления дружбы, создания высокой нравственной атмосферы в коллективе, войскового товарищества и дружбы на общих собраниях военнослужащих.
Для обеспечения продуктивной работы по выработке культуры межнационального общения, необходимо, чтобы офицерский состав овладел методами изучения психического мира личности, способами и механизмами управляющих воздействий на характер отношений в военно-профессиональной, морально-политической и межличностно-бытовой сферах.
Вооруженные Силы в любых условиях должны оставаться оплотом уверенности и стабильности. Товарищеская выручка, дружба, взаимопомощь сплачивают воинский коллектив. Развитие взаимоотношений в воинском коллективе – способ улучшения условий службы воинов, повышения качества деятельности коллектива.
Библиографический список
- Савинов Л.В. Этнополитика в региональном измерении – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 387 с.
- Николаева Г.А. Сущностные характеристики культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/ped11.html (дата обращения 18.05.2017)
- Самойленко В. Ф. Основа боевого союза: интернационализм как фактор оборонной мощи Советского государства. М.: Воениздат, 1981.
Количество просмотров публикации: Please wait