УДК 321.011

ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИДНЕСТРОВСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Плавинский Вадим Борисович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
соискатель, кафедра политологии и политического управления

Аннотация
В статье рассматривается позитивная роль России в образовании Приднестровской Молдавской Республики и становлении её государственности. Будучи суверенным государством, республика стремится получить международное признание, но не может этого добиться в силу неспособности международного права решать вопросы статуса непризнанных государств .Автор приходит к выводу о том, что Россия не имеет чётко сформулированной позиции по этому вопросу, и не признаёт Приднестровье в силу ряда причин, которые обозначены в статье.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Плавинский В.Б. Политика России в контексте приднестровского урегулирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23711 (дата обращения: 27.05.2017).

Проблема  Приднестровья непосредственно затрагивает национальные интересы России, поскольку   речь идет о ее исторической территории, с которой на протяжении веков существовали тесные связи. Приднестровье является военно-стратегическим плацдармом России, обеспечивающим ей влияние в Юго-Восточной части Европы и на Балканах. Поэтому вопрос сохранения российского военного присутствия в ПМР  был в  течение  более двух с лишним десятков лет  чрезвычайно  важен для безопасности России  в связи с продвижением НАТО к её границам, и приобретает  особую значимость теперь,  после государственного переворота на Украине и ослабления российского  влияния в этой части Европы. Вполне естественно, что ПМР входит   в особую группу приоритетных партнеров России, наряду с другими новообразованными государствами.

В свою очередь, значение  России для Приднестровья является определяющим как с точки зрения его территориальной целостности, так и легитимности на уровне функционирования как государства де-факто.

Именно такое понимание общности истории и интересов определяет политику России в Приднестровье. С момента её отделения  от Молдовы и по настоящий день Россия играет основную роль в функционировании экономики ПМР.

Россия в течение многих лет дотирует  бюджет республики. Основной  статьёй  помощи ПМР со стороны России является поставка газа в объёмах, покрывающих все нужды производства и населения. Она обеспечивает также другие важные статьи расхода бюджета ПМР: спонсирует  доплаты к пенсиям, строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры.

Для  разработки и реализации программы материальной помощи ПМР в 2012 году была создана АНО — Автономная некоммерческая организация «Евразийская интеграция» с бюджетом 5 млрд. рублей, которая успешно функционирует и уже построила  ряд  важных инфраструктурных, образовательных и культурных объектов в ПМР.

Прогнозируется дальнейший рост российских вложений в приднестровскую экономику – ввиду отсутствия внутренних источников дохода для поддержания систем производства и жизнедеятельности, не говоря уже о возможностях модернизации и роста. Предполагается продолжить поставки российского  газа, кооперацию с российскими предприятиями с целью обеспечения рынков сбыта для приднестровских товаров. В социально-гуманитарной сфере продолжится работа по  вхождению республики  в образовательное и научное пространство России,  подготовка высококвалифицированных   кадров для Приднестровья, методическая и методологическая помощь в области государственного строительства и управления, реализация совместных программ в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты, здравоохранения и образования.

Но, по мнению специалистов,  «интересы Приднестровья в сотрудничестве с Россией должны меняться, обеспечивая большую самостоятельность и устойчивость экономики ПМР в результате создания новых рабочих мест, снижения дефицита бюджета республики, а следовательно и объемов российской помощи» [1] .      C таким подходом согласны обе стороны.

Исключительно важным является военно-политическое участие РФ в истории молдово- приднестровского противостояния и становления ПМР как самостоятельного государства.       Именно  решительное вмешательство 14-й российской армии в вооружённый конфликт 1992 года между Приднестровьем и Молдавией положило конец кровопролитию и способствовало установлению долговременного мира в этом регионе, позволившего Приднестровью развиваться и строить свою государственность.

21 июня 1992 года  президенты Российской Федерации и Республики Молдова, в присутствии лидера Приднестровья,  подписали  Соглашение  «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» и учредили  миротворческую операцию.   Невозможно переоценить  стабилизирующую роль миротворческой операции  с участием России в Приднестровье, где за период более двух десятков лет не было допущено ни одного конфликта  с применением оружия. Тем не менее, Республика Молдова неоднократно призывала  превратить миротворческую операцию в многонациональную полицейскую миссию, что безусловно вызывает неприятие  у Приднестровской стороны, рассматривающей миротворцев в качестве основного гаранта стабильности и мира в регионе

Российская Федерация  была  инициатором, и гарантом,  переговорного формата между Республикой Молдовой и Приднестровской Молдавской Республикой на уровне глав государств, эволюционировавшего позднее, по мере присоединения к формату Украины, ОБСЕ, Европейского союза и США, в формат «5+2».

При  активном содействии России  предпринимались шаги  по дальнейшему  политическому урегулированию военного конфликта. В результате Кишинёв согласился с созданием на левом берегу Днестра административно-территориального образования с особым статусом, в составе Республики Молдова.  Тирасполь же настаивал на собственной самостоятельности и  высказывался за конфедеративное государство в составе двух равноправных единиц, Молдовы и ПМР. Это противоречие, проявившееся в самом начале переговорного процесса, несмотря на усилия посредников, так и не было преодолено, и остаётся в настоящее время основным  препятствием к окончательному урегулированию молдово-приднестровского противостояния.

Постепенно, в процессе переговоров складывались основные принципы сосуществования  Молдовы и ПМР –  соблюдение норм международного права, отказ от применения силы, уважение прав человека, принцип равенства сторон, неучастие в союзах, блоках и организациях, направленных против одной из сторон.       Переговоры требовали беспрецедентных усилий со стороны РМ и ПМР, а также от всех участников переговорного процесса, в особенности от Москвы.   Именно в Москве, 8 мая 1997 года был подписан важнейший документ, определивший принципы взаимоотношений между Республикой Молдовой и ПМР – Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», давший возможность ПМР  построить свою государственность, успешно пройти путь к обретению статуса государства де-факто, который  свидетельствует о  государственной состоятельности молодой республики и возможности обретения ею международно-правового признания.

В период переговоров  сформировался тренд урегулирования ситуации через федерализацию, которая дала бы РМ и ПМР возможность существования в рамках «общего конфедеративного государства», при условии их относительной самостоятельности – что подтолкнуло Россию к созданию «Плана Козака»[2].  Затем, в результате давления США и Евросоюза на Республику Молдова, идея федерализации ушла с повестки дня, и Республика Молдова вернулась к идее унитарного государства с особым статусом для Приднестровья, что оказалось совершенно неприемлемым вариантом для ПМР.

ПМР в настоящий момент однозначно заявляет о том, что будет стремиться к достижению международного признания своего суверенитета с последующим вхождением в состав России, поскольку такова воля приднестровского народа, выраженная практически единогласно на всенародном референдуме, и её надо уважать так же, как аналогичное решение народа Крыма.  В  этом контексте и в связи той большой поддержкой, которую оказывает Россия Приднестровью, закономерен вопрос: почему РФ официально не признаёт ПМР?

Следует констатировать, что несмотря на активное участие России в судьбе ПМР, у России на данный момент не существует   чёткой общегосударственной позиции по отношению к вопросу признания суверенитета Приднестровья. Будучи федеративным государством со сложной ассиметрией,  Россия не имеет, и едва ли может иметь, однозначную позицию по вопросу признания/непризнания таких государств.

После «Плана Козака» никаких концептуальных предложений решения вопроса  РФ не предлагала, но время от времени от ответственных лиц можно было слышать упоминания вопроса о статусе ПМР в связи с тем или иным вопросом.

Так, в апреле 2014 года В. В. Путин, отвечая на вопрос о признании Приднестровья Россией, сказал: «Это одна из сложнейших проблем, доставшаяся нам после крушения СССР. Там большое количество российских граждан, в Приднестровье, у них есть собственное представление о своем будущем, своей судьбе. Нужно вести диалог и с Молдовой, и с Украиной, интенсифицировать переговоры в рамках 5+2. В конечном итоге им должно быть позволено самим решать свою судьбу» [3].

Несмотря на эти заявления, многие в России считают, что не следует спешить с признанием государственного суверенитета Приднестровья.       В целом, Россия  по большей части видела Приднестровье как автономию в составе Молдовы.

Понимая невозможность для России в современных политических условиях, и при современном состоянии международного права, положительно решить вопрос признания ПМР,  руководство и народ республики постоянно ищут пути  сближения с Россией. На современном этапе один из таких путей, который поддерживает Россия,  реализуется посредством интеграции Приднестровья через евразийское пространство. В республике официально принята концепция «Евразийский регион «Приднестровье» По определению  Н. Штански, этот проект «предполагает разработку и внедрение механизмов экономической и гуманитарной интеграции Приднестровья и отдельных региональных субъектов государств евразийского пространства в рамках негосударственной структуры» [4,153] .       Для осуществления проекта создано необходимое информационное обеспечение, в развитии экономической интеграции задействованы бизнес-структуры .  Но и  в этом вопросе возникают проблемы, связанные с неопределённостью международного статуса республики.

Россия  с течением времени меняла своё отношение к праву наций   на самоопределение: от поддержки такого права до  фактического его отрицания, или некой двойственной позиции. В отношении ПМР такая позиция нашла отражение в непризнании её государственного суверенитета со стороны РФ, но признании необходимым сохранения за ней определенного территориального статуса. В приднестровском вопросе в  политике России сложилось несколько взаимосвязанных  тенденций.

Первая тенденция характеризуется активным участием  России в  процессе приднестровского урегулирования, особенно со времени военного конфликта Молдовы и Приднестровья до начала  2000-х гг., когда  Россия была наиболее близка к нахождению легитимного решения приднестровского вопроса.

Вторая тенденция  касается деятельности России  в связи с ее геополитическими  интересами. Автор полагает, что именно усиливавшаяся в начале 1990-х гг. геополитическая мотивация стала одной из причин усложнения ситуации в Приднестровском регионе  в контексте европейского вектора внешней   политики РФ. В данном случае просматривается стремление России к активности  на европейской политической сцене.  Отсюда идея встраивания миротворческого процесса в Молдове в европейский вектор российской внешней политики и в процесс интеграции в европейскую систему безопасности. Правовой основой отношений ЕС и России является масштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Иллюстрацией такого подхода является также попытка  оформить так называемый  Мезебергский  процесс, ставший пилотным проектом для улучшения отношений  РФ с Европейским союзом, в том числе по вопросам приднестровского урегулирования.

Третий подход  можно условно назвать прагматическим. Он заключается в том, что Россия стала чаще использовать принцип нейтралитета. Суть состоит в том, что российская политика должна создавать факторы, не допускающие утраты Молдовой  нейтрального статуса и соответственно ослабляющие возможность ее вступления в НАТО, а  также обеспечивающие большую  возможность двум противостоящим  сторонам  самим определяться относительно своего устройства. При этом Приднестровье остается зоной особых интересов России.  Последняя фактически  является гарантом территориальной целостности ПМР. По  сути все  возможные  проекты приднестровской  легитимации  так или иначе связаны с российским экономическим и политическим участием, одним из которых, как наиболее благоприятным, выступает проект евразийской интеграции. Названные подходы в приднестровской политике РФ взаимосвязаны. Превалирование того или другого зависят от конкретной политической конъюнктуры. Для самой РФ  важно сохранять активное присутствие в молдово -  приднестровском регионе, поскольку оно обеспечивает здесь российское  влияние  и косвенно имеет значение в контексте отношений с Западом.


Библиографический список
  1. Евченко Н.Н. Спартак А.Н  Социально-экономическая ситуация в Приднестровье //Экономический портал. 27.01.2017. [Электронный ресурс]: http://institutiones.com/general/2940-socialno-ekonomicheskaya-situaciya-v-pridnesrove.html (дата обращения: 10.03.2017).
  2. См.  Девятков А. В. «Меморандум Козака» в истории приднестровского урегулирования. // Известия  Алтайского государственного университета.  Серия «История. Политология». 2010.  № 4(68), т.2. С.52-57.
  3. Когда Россия признает Приднестровье?//Московский комсомолец  №26506 от18 апреля 2014 [Электронный ресурс]: http://www.mk.ru/politics/article/2014/04/17/1016307-kogda-rossiya-priznaet-pridnestrove.html (дата обращения: 10.01.2017).
  4. Штански Н. Приграничное сотрудничество в контексте евразийской     интеграции  // Приднестровская Молдавская Республика – государство в центре Европы. Сб. статей и выступлений 2007-2013гг.М.: Международный Институт Новейших Государств, 2014. 208 с. С.147-157.


Все статьи автора «Плавинский Вадим Борисович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: